Александр Маталов (a_les_sandro) wrote,
Александр Маталов
a_les_sandro

Category:

4. Мебель Эрмитажа. Второе рококо и стиль Людовика XVI

04.10.2018
Это четвертый пост по следам выставки в Эрмитаже «“Мебель для всех причуд тела“. Эпоха историзма в России». При его подготовке были использованы материалы каталога выставки. Цитаты приводятся с указанием страниц источника.

Ушедшая, казалось бы, в историю эпоха Людовиков еще долго вдохновляла многих мастеров на создание великолепных дворцовых интерьеров. Так, в 1853 году Гаральд Боссе, обращаясь к наследию Людовика XV, оформил для императрицы Марии Александровны Будуар «с фигурным альковом, ажурными решетками-перголи, богатой лепниной и затейливыми резными рамами на стенах, которые многократно отражались в зеркалах, размещенных даже на потолке…» (с. 189).
DSC00495.jpg
Э. П. Гау. Малиновый будуар императрицы Марии Александровны. 1861 г. Фрагмент

«В комплект мебели для Будуара входили разного вида диваны, кушетки, стулья и кресла, среди которых явно угадывались французские прототипы “королева” (фр. a la reine)…» (с. 190).

Каталог поясняет: «Все эскизы, ориентированные на модные французские образцы, лично утверждались хозяйкой. Прототипом представленного предмета мебели является широкое кресло со сквозными подлокотниками волнистого силуэта, прозванное еще в XVIII веке “королева”» (с. 227).
Асимметричную кушетку «современники называли “козеткой” или “козеской”» (с. 228) — мы назовем ее дормезом.
DSC00496.jpg
Кресло-королева, козетка, плевательница. Санкт-Петербург, 1853 г. По проекту Г. Боссе

Наконец, «своеобразной квинтэссенцией оформления Будуара можно назвать художественное решение плевательницы — изобретения 1810-х годов, — имеющей вид пластичной двустворчатой раковины с вертикальной ручкой в виде перевитых стеблей…» (с. 190). В XIX веке плевательницы были частью интерьера и служили для изящного сплевывания жевательного табака.
DSC05820.jpg

Другой пример мебели в стиле рококо можно найти у А. И. Штакеншнейдера, который «в любом из своих замыслов… проявлял удивительную изобретательность. Нередко ему удавалось привнести мотивы рококо даже в интерьеры, решенные в совсем другом художественном ключе» (с. 190).
DSC00484.jpg
А. Х. Кольб. Павильонный (Мавританский) зал в Малом Эрмитаже. 1864 г.

Речь о Павильонном зале «в здании Малого Эрмитажа, который сам архитектор считал “мавританским”» (с. 190). Так, около 1857 года «по эскизам А. И. Штакеншнейдера для Павильонного зала, оформление которого… зодчий начал в 1850 году» (с. 230), был специально создан гарнитур в стиле Людовика XV, состоявший из диванов, стульев и каминного экрана. Судя по акварели, первоначальная обивка была интенсивного пунцового цвета. Ткань на каминном экране драпировалась в виде расположенного по центру узла, к которому от краев сбегались складки материи.
DSC00481.jpg
Стул, экран каминный. Санкт-Петербург, около 1857 г. По проекту А. И. Штакеншнейдера. Мастерская братьев Гамбс

Сохранилось изображение интерьера спальни великой княгини Ольги Федоровны в Новомихайловском дворце, построенном «по проекту А. И. Штакеншнейдера в 1862 году на Дворцовой набережной для третьего сына императора — великого князя Михаила Николаевича» (с. 239). Известно, что выполненная в стиле второго рококо ореховая мебель — всевозможные столики, стулья, кресла разных форм и размеров, кушетки, а также кровать — была «гамбсовой».
DSC00509.jpg
Э. П. Гау. Интерьер опочивальни великой княгини Ольги Федоровны в Новомихайловском дворце. 1864 г. Фрагмент

В коллекции Эрмитажа есть изголовье и изножье от кровати, происходящей из усадьбы Голицыных-Строгановых Марьино. Интересно, что «общий вид этих деталей практически полностью совпадает с кроватью из Новомихайловского дворца…» (с. 236).
DSC00505.jpg
Изножье кровати. Санкт-Петербург, 1840–1850-е гг. Мастерская братьев Гамбс

Среди мебели, изготовленной братьями Гамбс, есть подлинные шедевры. Речь в первую очередь о бюро и рабочей шкатулке розового дерева, украшенных вставками из расписного фарфора.
DSC00492.jpg
Бюро, корзинка для бумаг, шкатулка рабочая. Санкт-Петербург, 1830–1840-е гг. Мастерская братьев Гамбс

Предметами, подобными шкатулке, «редко пользовались в быту… их создавали скорее как дорогие безделушки, украшение интерьера, некий символ своего времени и стиля рококо. Именно в этом качестве шкатулка красовалась в одном из интерьеров Зимнего дворца» (с. 224). Речь об Угловой гостиной первого этажа, выходившей «окнами на Неву и Адмиралтейство» (там же).
DSC00487.jpg
Шкатулка рабочая. Санкт-Петербург, 1830–1840-е гг. Мастерская братьев Гамбс

Бюро некогда находилось в Белой (Розовой) гостиной Зимнего дворца. Каталог сообщает: «Подобные бюро изящных рокайльных форм, украшенные фарфоровыми вставками… заказывали в качестве дорогих подарков не только члены императорской семьи, но и богатые столичные жители. При этом тематика росписей на фарфоре часто варьировалась, а вместо розового дерева иногда использовали ценный палисандр» (с. 224).
DSC00490.jpg
Бюро. Санкт-Петербург, 1830–1840-е гг. Мастерская братьев Гамбс

Мебель в стиле Людовика XV была необычайно популярна не только в интерьерах императорской фамилии. Так, из дворца Бобринских, находившегося в Санкт-Петербурге на Галерной улице, происходит гарнитур, состоящий из стульев, кресла-бержерки, софы, кушетки, а также оставшихся за кадром кутаных кресел и кресла-королевы. Действительно, «в эпоху историзма подражание различным формам прошлого породило большое разнообразие вариантов» (с. 246).
DSC00510.jpg
Софа, стул, кушетка, кресло-бержерка. Санкт-Петербург, 1860–1890-е гг.

«Непременной частью комфортной обстановки считалась кутаная мебель со стеганой обивкой капитоне… С 1830-х годов, благодаря изобретению обивок с пружинами, подобные композиции быстро входят в моду. Честь изобретения пружин, вероятно, принадлежит австрийцам. “Некий Георг Джунигл получил в 1822 году патент, подтверждающий современные методы обивки мебели. В нем упоминаются металлические пружины”. <…> В России одними из первых, кто внедрил в производство в 1830-х годах пружины, были братья Гамбс» (с. 191).
Сиденье асимметричной софы как раз снабжено пружинами, поэтому, «близко повторяя предметы середины XVIII века и, возможно, имея в основе конструкцию того времени, она… относится к эпохе историзма…» (с. 226). Подобными кушетками часто меблировали будуары или спальни, где они могли оказаться стоящими рядом с зеркалами-псише.
DSC00500.jpg
Софа. Россия, 1850–1860-е гг.
Зеркало-псише. Санкт-Петербург, 1860–1890-е гг. Мастер Г. Будылин


В гостиных порой можно было встретить двойные канапе, названные «сиамскими близнецами». «Необычное название этой композиции связано с известной парой младенцев, сросшихся в области грудных клеток. Чанг и Энг Банкеры (1811–1874), родившиеся в Сиаме, много лет гастролировали с цирком и стали знаменитыми» (с. 242).
DSC00499.jpg
Канапе «сиамские близнецы». Россия, вторая половина XIX в.

К так называемому ореховому рококо относится столик с двойным изгибом ножек и двойными фигурными проножками.
DSC00507.jpg
Столик. Россия, середина XIX в.

Его столешница украшена вышитой бисером вставкой.
DSC00508.jpg

В стиле орехового рококо решено и кресло с расширяющейся веерообразной спинкой. Фронтальная часть основания украшена трельяжной сеткой. Судя по прямому срезу передней стороны сиденья и основания, «к креслу, вероятно, приставлялась подножная скамеечка» (с. 248) — так получался шезлонг.
DSC00516.jpg
Кресло. Россия, третья четверть XIX в.

О следующем экспонате — стуле каталог рассказывает интересную историю: «Стул происходит из коллекции Юрия Эрастовича Озаровского, известного артиста императорских театров, педагога и страстного любителя старины. В 1914 году в Соляном городке, купив небольшой флигель, он открыл свой частный музей, назвав его “Старый домик”. Рассматриваемый стул он поместил в “Елизаветинскую комнату”, считая его подлинником того времени» (с. 244). Коллекционер не учел того, что пружинных сидений — «достижения историзма» — при Елизавете не знали.

Стоящее справа кресло происходит из дворца Юсуповых. Навершие спинки «украшено марьяжными гербами рода князей Юсуповых… и графов Рибопьеров» (с. 244).
DSC00565.jpg
Стул. Россия, вторая половина XIX в.
Кресло. Санкт-Петербург, конец 1850-х гг.


У раскладного игрального столика из дворца Шуваловых две столешницы: «…одна с наборной шахматно-шашечной доской, вторая — с сукном для карточной игры. Сначала доски складываются, подобно скатерти, вдоль, а затем поперек» (с. 235).
DSC00566.jpg
Столик раскладной игральный. Санкт-Петербург, середина XIX в.

Мебель в стиле второго рококо можно было встретить не только в столице, но и в городах, значительно от нее удаленных. Пример тому — интерьер одной из комнат вятского губернатора. Как видно, кабинет был меблирован креслами со стеганой бархатной обивкой наподобие тех, что представлены слева и справа от постера. Производство подобной мебели было налажено в России повсеместно.
DSC00522.jpg
П. М. Шестаков. Интерьер кабинета с зелеными обоями в губернаторском доме в Вятке. 1859 г.
Кресла. Россия, 1850–1870-е гг.


Интересно, что в эпоху историзма разные стили могли благополучно уживаться в одном и том же предмете мебели. Взять, например, бюро-цилиндр.
DSC00513.jpg
Бюро-цилиндр. Россия, 1830–1860-е гг.

С одной стороны, в его конструкции прослеживаются черты рококо: ножки-кабриоли, волнистая фронтальная часть, напоминающая формы комодов-бомбе, фигурный подзор.
DSC00514.jpg

С другой стороны, в отделке применена свойственная ампиру техника жакоб, предусматривающая декорировку латунными полосами.
DSC00515.jpg

Эпоха историзма породила и другие удивительные межстилевые союзы. Так, представленный комплект мебели из Зимнего дворца «подобран из предметов, оформленных в стилях Людовика XV [кресло-бержерка и кресло-маркиза] и Людовика XVI [табурет-банкетка]» (с. 254).
DSC00478.jpg
Кресло-бержерка, табурет-банкетка, кресло-маркиза. Россия, 1880–1900-е гг.

Тому есть простое объяснение: «Подобные образцы мебели типичны для ассортимента крупных мебельных фабрик по всей Европе. <…> По каталогам различных производств закупали мебель… для многочисленного обслуживающего персонала, жившего во дворце: фрейлин, учителей, воспитателей и т. д. Вероятно, в одной из таких комнат стояли и представленные кресла с табуретом» (с. 254).
DSC00479.jpg
Кресло-маркиза. Россия, 1880–1900-е гг.

В стиле Людовика XVI исполнено кресло из Библиотеки ранее упомянутого Новомихайловского дворца. Овальная спинка и боковины кресла выполнены в технике капитоне.
DSC00485.jpg
Кресло. Санкт-Петербург, 1860-е гг.

Спинка и передняя царга украшены резными перекрещенными факелом и колчаном.
DSC00486.jpg

Стул и стол, изготовленные на фабрике братьев Лизере, «были, вероятно, частью обстановки Александровского дворца в Царском Селе» (с. 250).
DSC00527.jpg
Стул, стол. Санкт-Петербург, 1883 г. Фабрика братьев Лизере

В целом «мебель, сделанная в стиле Людовика XVI, имела относительно простые прямолинейные конструкции, украшенные изящными резными элементами в виде перевитых лент, цветочных гирлянд, каннелированных колонок и т. д.» (с. 195). На выставке она была представлена довольно скромно.

Но это не повод для расстройства, особенно по сравнению с тем, что «к концу XIX века с развитием городской инфраструктуры владельцы крупных гостиниц и дорогих меблированных комнат как в Европе, так и в России стали отдавать предпочтение нарядной комбинированной обстановке в духе всех Людовиков сразу (XIV, XV и XVI). В эпоху модерна это унифицированное убранство повсеместно получило шутливое название “Louis the Hotel”» (с. 197).

Источник: «Мебель для всех причуд тела». Эпоха историзма в России: каталог выставки / Государственный Эрмитаж; Н. Ю. Гусева. — СПб, 2018.

Tags: Боссе, Гамбс, Лизере, Санкт-Петербург, Строгановы, Штакеншнейдер, Эрмитаж, банкетка, бержер, бюро, бюро-цилиндр, дормез, канапе, капитоне, козетка, корзина для мусора, кресло, кресло-бержерка, кресло-королева, кресло-маркиза, кровать, кушетка, мебель, мебель России, мебель в музее, мебель мемориальная, мебель на выставке, плевательница, псише, сиамские близнецы, софа, стиль жакоб, стиль классицизм, стиль рококо, столик, столик игральный, столик раскладной, стул, табурет, шезлонг, шкатулка, экран каминный
Subscribe

Posts from This Journal “Эрмитаж” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments