Александр Маталов (a_les_sandro) wrote,
Александр Маталов
a_les_sandro

Category:

3. Мебель Эрмитажа. Стили готический и ренессанс

04.10.2018
Это третий пост по следам выставки в Эрмитаже «“Мебель для всех причуд тела“. Эпоха историзма в России». При его подготовке были использованы материалы каталога выставки. Цитаты приводятся с указанием страниц источника.

Россия не знала собственной готики и пришла к этому стилю гораздо позже Средних веков — уже в Новое время, начиная с эпохи правления Екатерины II. Постепенно готика стала проникать и в Зимний дворец, но особенно активно — в период его восстановления после пожара 1837 года. В готическом стиле были оформлены два зала — Александровский и собственно Готический. К сожалению, тогда этот процесс не коснулся мебели: она оставалась ампирной.
DSC00434.jpg
Э. П. Гау. Готический зал в Зимнем дворце. 1868 г. Фрагмент

Наконец в середине 1850-х годов готика взялась и за мебель Зимнего дворца.

Для Готического зала были изготовлены эклектичные стулья с готическими аркадами в спинках. Один из стульев, запечатленных на акварели Э. П. Гау, мы уже видели на выставке в Выборге (фото с той выставки).
DSC05802.jpg
Стул. Санкт-Петербург, 1840–1850-е гг.

Впоследствии, как подмечено в каталоге, «чаще всего… в духе Средневековья отделывались кабинеты и библиотеки» (с. 134). Так, в подражание английской готике была оформлена Библиотека Николая II в Зимнем дворце. «Автором проекта мебели был архитектор Н. В. Набоков, исполнителями — мастера фабрики Н. Ф. Свирского. В РГИА [Российский государственный исторический архив] сохранились авторские рисунки предметов с печатью фабрики и одобрительной резолюцией, полученной от семьи императора» (с. 184).
DSC00443.jpg
Конторка-пюпитр, кресло. Санкт-Петербург, 1894–1895 гг. По проекту Н. В. Набокова. Фабрика Н. Ф. Свирского

Конторку украшают квадрифолии, трилистники, резные капители. Сам профиль конторки готичен.
DSC00444.jpg
Конторка-пюпитр. Санкт-Петербург, 1894–1895 гг. По проекту Н. В. Набокова. Фабрика Н. Ф. Свирского

Кресло представляет собой средневековую скамью, боковины и спинка которой украшены характерными для готики «льняными складками». При взгляде сбоку в боковинах открываются трифолии, вписанные в стрельчатые арки.
DSC00445.jpg
Конторка-пюпитр, кресло. Санкт-Петербург, 1894–1895 гг. По проекту Н. В. Набокова. Фабрика Н. Ф. Свирского

Впечатляют заслуги владельца придворной мебельной фабрики Николая Федоровича Свирского. Не имея возможности воспроизвести весь рассказ о мебельщике, отмеченном многочисленными наградами, процитирую лишь один фрагмент: «В 1894 году, еще при Александре III, он получил звание “Поставщик Двора”. В этом же году он был привлечен к отделке апартаментов в Зимнем дворце, предназначенных для проживания молодого императора Николая II и его супруги Александры Федоровны. В 1896 году венценосная чета окончательно переехала в свое новое жилище. Помещение Библиотеки, отделанное во вкусе “английской готики”, было одним из самых любимых, где вся семья часто собиралась вместе для чтения вслух» (с. 184).

Для десятой дюжины люстр и паникадил у меня была припасена фотография люстры на фоне кессонного потолка Библиотеки. Теплая готика.
DSC04339.jpg

Не менее заслуженным мебельщиком был Александр Иванович Шмидт, поставлявший «в 1840-е годы мебельные гарнитуры для Большого Кремлевского дворца. <…> В 1851 году А. И. Шмидт получил звание “Поставщик Двора”. Его дело процветало — в 1882 году на фабрике работало около 200 человек. В 1896 году здесь были выполнены тронные кресла для Андреевского зала Большого Кремлевского дворца» (с. 183).
DSC00400.jpg
Экспозиция фирмы А. Шмидта. Из альбома «Всероссийская промышленно-художественная выставка 1862 г. в Москве» 1862 г.

Дело отца унаследовал сын — Павел Александрович Шмидт: «Внутри на одном из металлических замков [представленного письменного стола] есть клеймо: “P. A. Schmidt Moscou”…» (с. 183). В 1890-е годы на фабрике изготавливалось много мебели, созданной по рисункам известного архитектора Ф. О. Шехтеля, в том числе в готическом стиле» (с. 183).

Одним из таких изделий является письменный стол. Он декорирован готическими льняными складками, его боковины скреплены металлическими накладками в средневековой стилистике.
DSC00403.jpg
Стол письменный. Москва, 1890-е гг. По проекту Ф. О. Шехтеля (?). Фабрика П. А. Шмидта

Выдвижные ящики размещены со всех четырех сторон стола. Среди них есть и потайные. Подобный письменный стол мог украсить собой кабинет или библиотеку.
DSC00402.jpg

Вернемся к готическим интерьерам. Несколькими десятилетиями ранее Готической библиотеки Николая II Готический кабинет был создан в усадьбе Голицыных-Строгановых Марьино, где, «в частности, работал талантливый зодчий, бывший крепостной П. С. Садовников» (с. 135).
Каталог сообщает: «Вся мебель для кабинета в усадьбе Марьино была сделана фирмой братьев Гамбс. Скорее всего, П. С. Садовников не создавал каких-либо специальных эскизов, а заказал необходимые предметы обстановки из уже имевшегося ассортиментного ряда» (с. 135). И тому есть объяснение: «Братья Гамбс раньше всех среди русских предпринимателей стали широко разрабатывать средневековые мотивы; уже на первой мануфактурной выставке, прошедшей в 1829 году в столице, они среди прочих вещей представили мебель в “готическом вкусе”» (с. 136).
DSC00392.jpg
Готический кабинет в усадьбе Марьино. Фотография 1920-х гг.

Обзор мебели из Марьина начнем с кресла, стоящего слева. Обратим внимание на то, как сильно отклонена его спинка с высоко выступающим наверх и, соответственно, назад резным навершием. Одно неосторожное движение — и часть великолепного готического декора может быть утрачена :)
DSC00404.jpg
Кресло кутаное. Санкт-Петербург, 1834 г. Мастерская братьев Гамбс

Как видно по фотографии, кушетка была оборудована пюпитром для чтения полулежа. Интересно другое: «Изголовье кушетки декорировано высокой ажурной резной деталью, отдаленно напоминающей тимпаны средневековых соборов. Однако сама ее [кушетки] конструкция ясных прямоугольных форм — типично ампирная. При желании навершие можно снять и заменить другим — барочным, рокайльным, ренессансным и т. д. В таком подходе к созданию “стильных” композиций нет ничего удивительного: в эпоху Средневековья мебели было мало, конструкции, часто примитивные, не отличались особой изысканностью, зато по разнообразию резного убранства мастера того времени не знали себе равных» (с. 135).
DSC00393.jpg
Кушетка. Санкт-Петербург, 1834 г. Мастерская братьев Гамбс

Резные спинки, украшенные готическим набором из трехлопастных арок, квадрифолиев, розеток, фиалов, прекрасно масштабированы: у кресла сиденье пошире, соответственно шире и выше спинка, пропорции соблюдены идеально.
DSC00395.jpg
Стул, кресло. Санкт-Петербург, 1834 г. Мастерская братьев Гамбс

Удивительные по своей красоте тени создаются не только спинкой, но и готическими боковинами кресла.
DSC00396.jpg

В Средние века не умели изготавливать качественных зеркальных полотен, тем более полотен больших размеров. Однако в период расцвета историзма готический стиль не мог не затронуть настенных зеркал в резных деревянных рамах. Пример тому — симпатичное зеркало справа, единственный экспонат из данной подборки, который происходит не из усадьбы Марьино. Зато настенную полочку и корзину для мусора мы видели на историческом фото.
DSC00397.jpg
Полка подвесная. Санкт-Петербург, 1834 г. Мастерская братьев Гамбс
Зеркало в раме. Вторая треть XIX в.


Березовый стул из усадьбы Марьино также экспонировался на упомянутой выставке в Выборге. Ловлю его раздваивающуюся тень.
DSC00399.jpg
Корзинка для бумаг. Санкт-Петербург, 1834 г. Мастерская братьев Гамбс
Стул. Санкт-Петербург, 1830-е гг. Мастерская братьев Гамбс


Навершие готической спинки украшено марьяжными гербами рода Голицыных-Строгановых, выполненными масляными красками (фото с предыдущей выставки).
DSC05810.jpg

Из песни слова не выкинешь, поэтому процитирую почти целиком статью каталога, посвященную ширме из усадьбы Марьино: «Подобные ширмы в готическом стиле пользовались чрезвычайной популярностью в столичных дворянских кругах 1830–1840-х годов. Подчас не имея возможности или не желая целиком менять привычное мебельное убранство на новое, более модное, владельцы привносили в интерьеры отдельные детали, свидетельствовавшие об их знакомстве с последними тенденциями в искусстве. Легче всего это было сделать посредством ширм разной высоты и оформления — изделий весьма приметных, мобильных и не требовавших много места. Так, например, в гостиной последней квартиры А. С. Пушкина (наб. р. Мойки, 12) имелись "готические" ширмы грушевого дерева с отделкой из темного ореха, приобретенные у Гамбса…» (с. 166).

Замечательно. Во-первых, даже не посещая Мойку, 12, а только лишь познакомившись с текущей выставкой, мы можем получить представление о том, как выглядели два предмета из пушкинской квартиры — ширма и вольтеровское кресло (см. пост о николаевском ампире). Во-вторых, снова вездесущий Гамбс.
DSC00430.jpg
Ширма четырехстворчатая. Санкт-Петербург, 1830-е гг. Мастерская братьев Гамбс

Любуемся волнистой березой и аккуратными фестончиками тончайшей работы.
DSC00431.jpg

Мысль о роли готических ширм в русском интерьере, не готическом в основе своей, иллюстрируется акварелью художника, пожелавшего скрыть имя за монограммой S. R.
DSC00436.jpg
Монограммист S. R. Интерьер учебной комнаты в доме графов И. А. и М. А. Рибольеров в Санкт-Петербурге. 1830-е гг.

В подобном интерьере вполне мог оказаться и столик для рукоделия. Данный экземпляр происходит из дома А. В. Терликовой (Ковригиных).
DSC00437.jpg
Столик рабочий дамский. Россия, 1830–1840-е гг.

Чаще всего стенки корзин в конструкции столиков для рукоделия представляют собой частокол из вертикальных «спиц». В нашем случае корзинки прорезные, с готическими мотивами.
DSC00438.jpg

Если Средневековье как историческая эпоха благополучно завершилось и на смену ему пришло Возрождение, то с ретроспективным обращением к соответствующим стилям все было сложнее. Так, гораздо позднее, во времена историзма, и в мебели, и в целом «в домах знатных людей готические мотивы, как правило, соседствовали, а иногда и просто эклектически сочетались с орнаментикой из эпохи Ренессанса» (с. 137).
DSC00423.jpg
Э. П. Гау. Кабинет драгоценностей (Кабинет государыни императрицы) в Новом Эрмитаже. 1856 г. Фрагмент

Смешение стилей можно было наблюдать в Кабинете императрицы Александры Федоровны в Новом Эрмитаже — помещении, оформленном в стиле неогрек, где были размещены ренессансные кресла.
DSC00424.jpg
Кресло. Санкт-Петебург, 1840-е гг. По проекту А. И. Штакеншнейдера. Мастерская братьев Гамбс

Теперь еще раз взгляните на акварель Э. П. Гау, и вы увидите на ней бронзовый столик, который «экспонируется ныне в Павильонном зале Малого Эрмитажа. Он был изготовлен мастерами бронзовой фабрики А. Шрейбера, с каменной наборной доской работы И. В. Соколова. В 1851 году стол экспонировался в Хрустальном дворце на Всемирной выставке в Лондоне и был воспроизведен в каталоге выставки под № 135. Впоследствии стол приобрела царская семья, поместив его в Кабинете императрицы…» (с. 172). Именно тот столик мы видим на акварели.

Однако вживую представлен другой, похожий на него стол, принадлежавший семье графов Шуваловых и украшавший собой их дворец. Подстолье шуваловского столика не бронзовое, а деревянное,
DSC00425.jpg
Стол. Санкт-Петербург, 1850-е гг. Петергофская гранильная фабрика (столешница) — мастер И. В. Соколов

однако каменная столешница изготовлена И. В. Соколовым — тем же мастером Петергофской гранильной фабрики.
DSC00428.jpg

Рядом со столиком помещены два ренессансных предмета, вернувшихся в Эрмитаж из кабинета К. П. Победоносцева в Синоде. Оформление каминного экрана можно отнести к «направлению, получившему условное название “французский ренессанс”» (с. 138).

История стула относится к разряду таких случаев, «когда копировались образцы, привезенные из Европы, причем не старинные, а вполне современные» (с. 137), то есть в свою очередь созданные в эпоху историзма. «Получался своего рода “двойной” историзм: европейская “стильная” вещь копировалась для царской резиденции, а затем создавались ее многочисленные вариативные подражания. Одним из таких примеров явилось убранство Малиновой гостиной на “половине” императрицы в Зимнем дворце, задуманное А. П. Брюлловым в стиле ренессанс. По желанию Александры Федоровны мебель для сидения была сделана… “вся золоченая по образцу стула, который ее Величество изволила купить в Мюнхене у Гропеуса”. Стул был отдан в качестве образца братьям Гамбс, которые и исполнили меблировку для гостиной. <…> Витые детали стали прочно ассоциироваться у современников со стилем ренессанс…» (с. 137).

«Эти же мастера работали с А. И. Штакеншнейдером в Мариинском дворце» (с. 170), выполнив для него один из вариантов «немецкого» стула. Впоследствии «Мариинский дворец из-за долгов наследников великой княгини был продан ими в 1880-е годы в казну. Во дворце разместили разные государственные учреждения, мебель частично сохранили, частично перераспределили по разным местам» (с. 170). Возможно, таким путем эти предметы попали в Синод.
DSC00429.jpg
Экран каминный, стул. Санкт-Петербург, 1840-е гг. По проекту А. И. Штакеншнейдера (?). Мастерская братьев Гамбс (?)

Ренессансная мебель, изготовленная в мастерской братьев Гамбс, входила и в обстановку Синей спальни, оформленной «по проекту А. П. Брюллова для невесты великого князя Александра Николаевича (Александра II) — будущей императрицы Марии Александровны» (с. 169).
DSC00406.jpg
Л. Премацци. Общий вид Синей спальни. 1852 г. Фрагмент

Каталог отмечает: «Показательно, что все деревянные части поступавших от них [братьев Гамбс] изделий были украшены не черепахой, а ее имитацией “на манер буля“, то есть росписью золотом по коричневому фону» (с. 138). Роспись под технику буля есть не только на корпусе тумбы, но и на передних устоях и ножках кресла. Сиденье кресла смотрится недостаточно высоким: раньше ножки были оборудованы колесиками, которые не сохранились. В конструкции сиденья были применены пружины — новое по тем временам технологическое решение.
DSC00407.jpg
Кресло, тумба прикроватная. Санкт-Петербург, 1840 г. По проекту А. П. Брюллова. Мастерская братьев Гамбс

Самыми выразительными деталями, несомненно относящими экран к стилю ренессанс, являются резные бородатые маскароны.
DSC00408.jpg
Экран каминный. Санкт-Петербург, 1840 г. По проекту А. П. Брюллова. Мастерская братьев Гамбс

Совсем иначе выглядят два других ренессансных кресла, расположившихся по соседству. Экземпляр, стоящий справа, происходит из уже знакомой усадьбы Марьино. Он «повторяет предмет мебели времени Людовика XIII, изображение которого было помещено во французском альбомном издании “Le Mobilier”» (с. 168). Отмечается, что «главным признаком “русского” происхождения этого предмета является резной марьяжный герб графов Строгановых и князей Голицыных, умело вплетенный в затейливое… навершие кресла» (с. 168).

Экземпляр, стоящий слева, из Зимнего дворца. Кресло «украшено деталями, которые современники воспринимали как “немецкий ренессанс”» (с. 181). Речь о высоком карнизе с резным фризом, попавшим в тень,
DSC00409.jpg
Кресло (слева). Санкт-Петербург, 1880-е гг.
Кресло (справа). Санкт-Петербург, 1880-е гг.

мужских полуфигурах, вырезанных на боковых устоях,
DSC00411.jpg

львиных масках на торцах локотников.
DSC00410.jpg

К ренессансу можно отнести табурет из Зимнего дворца, стоящий справа. Обивка оформлена фестонами, в перекрестии ножек разместился картуш-свиток. Конструкция табурета похожа на складную, но таковой не является.
DSC00574.jpg
Табурет (справа). Санкт-Петербург, 1840–1860-е гг.

Напоследок осталась парочка предметов, поступивших из дворца Шереметевых (Фонтанного дома), — кресло и стол, оба складные.
DSC00572.jpg
Кресло и стол складные. Санкт-Петербург, 1850–1860-е гг.

Их история достойна того, чтобы быть процитированной полностью: «На деревянной столешнице сохранилась медная пластина с гравированной надписью: “Графа Дмитрия Николаевича Шереметева. Былъ со мною въ походе 1877 года”» (с. 178).
DSC00571.jpg
Стол складной. Санкт-Петербург, 1850–1860-е гг.

Далее: «…оба предмета принадлежали графу Д. Н. Шереметеву (1803–1871), сыну знаменитого театрала графа Н. П. Шереметева и его жены, бывшей крепостной, П. И. Шереметевой (по сцене — Жемчуговой). Стол и кресло хранил в Фонтанном доме граф С. Д. Шереметев (1844–1918) как памятные реликвии об отце; а в в 1877 году он взял их с собой в поход. В составе Рущукского отряда, которым командовал будущий император Александр III, Сергей Дмитриевич принимал участие в русско-турецкой войне, был награжден орденом Св. Владимира 3-й степени с мечами» (с. 178).
DSC00573.jpg
Кресло складное. Санкт-Петербург, 1850–1860-е гг.

Наконец: «Подобные сборно-разборные конструкции из металла, удобные для перевозок, пользовались большой популярностью среди тех, кто много путешествовал, охотился или участвовал в боевых походах. Прообразом их были средневековые изделия для тех же целей» (с. 178).
DSC00576.jpg
Кресло складное. Санкт-Петербург, 1850–1860-е гг.

Этой историей, близкой к средневековой рыцарской, и закончу пост, который был посвящен мебельному эху средневековой готики и сменившего ее ренессанса.

Источник: «Мебель для всех причуд тела». Эпоха историзма в России: каталог выставки / Государственный Эрмитаж; Н. Ю. Гусева. — СПб, 2018.

Tags: Александр II, Александр III, Брюллов, Гамбс, Набоков Н., Николай II, Пушкин, Садовников, Санкт-Петербург, Свирский, Строгановы, Шереметевы, Шехтель, Шмидт, Штакеншнейдер, Эрмитаж, зеркало, конторка, конторка-пюпитр, корзина для мусора, кресло, кресло с высокой спинкой, кресло складное, кушетка, люстра, мебель, мебель России, мебель в музее, мебель мемориальная, мебель металлическая, мебель на выставке, полка, свет, скамейка, стиль буль, стиль готика, стиль ренессанс, стол письменный, стол складной, столик, столик для рукоделий, стул, табурет, тумбочка прикроватная, ширма, экран каминный
Subscribe

Posts from This Journal “Эрмитаж” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments