Александр Маталов (a_les_sandro) wrote,
Александр Маталов
a_les_sandro

Categories:

Дом Мейерхольда в Пензе

18.09.2018
Деревянный дом 1881 года постройки — часть бывшей городской усадьбы, которой владел Эмиль Теодорович Майергольд, немец, глава многочисленного семейства.
DSC00065.jpg

Его сын Карл Казимир Теодор, в год своего совершеннолетия перешедший из лютеранства в православие и сменивший полученное при рождении имя на православное Всеволод, а фамилию — на более благозвучную Мейерхольд, прожил в этом доме до 1896 года.

В наши дни пензенский Дом Мейерхольда — театр, в закулисье которого разместился первый в мире музей великого мастера. Мы же идем в гости к Всеволоду Эмильевичу с более скромными, мебельными целями.

Бывшая гостиная
Бывшая гостиная сейчас вмещает и сцену, и зрительный зал Театра Доктора Дапертутто.
DSC00040.jpg

В двух углах сцены-гостиной камины. Во время спектаклей их драпируют черной тканью.
DSC00041.jpg

Попасть на спектакли чрезвычайно тяжело, но за кулисы — можно.

Бильярдная
Бывшая Бильярдная, где ныне воссоздана бытовая обстановка дома семьи Майергольд, — образ собирательный. Это и кабинет главы семейства Эмиля Теодоровича (Федоровича), и уголок его супруги Альвины Даниловны, и столовая.

Сохранились стеновые панели, которыми Бильярдная была обшита до половины высоты. В ходе реставрации панели были отчищены и заново затонированы.
DSC00042.jpg

Основное место в кабинете Эмиля Федоровича, купца второй гильдии, который, по словам Всеволода Эмильевича, «имел громадный водочный завод и был очень богат, владея чуть ли не целым кварталом домов», занимает массивный двухтумбовый письменный стол. По легенде, представленный в экспозиции стол якобы раньше находился в московской квартире Всеволода Мейерхольда.
Под стать столу основательные стулья с богато украшенными спинками. В сиденьях и спинках венская соломка.
DSC00057.jpg

Фисгармония Poppers Fortuna Piano.
DSC00043.jpg

В уголке матери туалетный столик с шикарным трельяжем. Рядом на столике швейная машинка. Не Зингер, но Гритцнер.
DSC00044.jpg

Тут же складной прикаминный стул с откинутой далеко назад спинкой. Частичка ренессанса.
DSC00046.jpg

Доминантой столовой является буфет.
DSC00051.jpg

Глухая центральная секция увенчана великолепной высокой короной. Боковые секции открыты наподобие этажерок. На полочке слева стоят бутылки из-под водки. На одной из них этикетка с фамилией Майергольд. Выпускавшаяся Эмилем Федоровичем «углёвка» ценилась за особую чистоту, достигавшуюся благодаря использованию угольных фильтров.
DSC00052.jpg

Тонетовское кресло-качалка. Рисунок тисненой спинки под стать плоской резьбе на дверках буфета.
DSC00053.jpg

В противоположном углу — полубуфет.
DSC00054.jpg

Слоника, стоящего на буфетной надстройке, разрешается гладить — к удаче.
DSC00055.jpg

Резные вазы на дверках чудо как хороши.
DSC00056.jpg

О назначении миниатюрного настенного шкафчика можно догадаться по рисунку на его дверке — шкафчик для ключей.
DSC00048.jpg

В бильярдной сохранились и потолочные панели. В советское время, когда дом был превращен в большую коммунальную квартиру, панели попросту замуровали, зашив более правильным, штукатурным потолком.
Люстру беру в пятьдесят первую дюжину люстр и паникадил.
DSC00049.jpg

Экспозиция других залов музея посвящена главному делу Всеволода Мейерхольда — театру и по этой причине не носит бытового характера.

Петербургский зал
Из всех залов покажу только Петербургский, где речь идет о шедевральной постановке лермонтовского «Маскарада», состоявшейся в Александринском театре в феврале 1917 года. Во-первых, здесь экспонируется один из самых узнаваемых образов Мейерхольда — его двойной портрет, написанный Борисом Григорьевым. По удивительному стечению обстоятельств через три недели мы увидим этот портрет во всей его (портрета и портретируемого) потрясающей экспрессии — на выставке в Русском музее.
DSC00064.jpg

Во-вторых, в Петербургском зале представлен симпатичный трехместный диванчик. Классицистический, с лирами, оплетенными венками, в спинке. Средняя часть (а за ней и средняя лира) шире боковых — это уже закономерность, в третий раз наблюдаемая в рамках одного путешествия.
DSC00062.jpg

Люстра.
DSC00063.jpg

Следующие залы, посвященные московскому периоду жизни Мейерхольда, не показываю. Буквально через месяц мы будем в Москве, и уже сейчас понятно, что обязательно пойдем в московский музей-квартиру Мейерхольда.

Небольшой бонус
Долго мучился с обработкой фотографий. Цвета были вырвиглаз. В какой-то момент даже думал перевести все в ЧБ. И перевел. Потом все-таки доделал цветные, но и монохромные остались.

[Убрать цвет...]Бывшая гостиная
DSC00041.jpg

Бильярдная
DSC00042.jpg

DSC00057.jpg

DSC00043.jpg

DSC00044.jpg

DSC00046.jpg

DSC00051.jpg

DSC00052.jpg

DSC00053.jpg

DSC00054.jpg

DSC00055.jpg

DSC00056.jpg

DSC00048.jpg

DSC00049.jpg

Петербургский зал
DSC00064.jpg

DSC00062.jpg

DSC00063.jpg


И все-таки закончу буйством красок, таланта и экспрессии.IMG_6002.jpg
Б. Д. Григорьев. Портрет В. Э. Мейерхольда (1916 г.). Выставка «Экспрессионизм в русском искусстве». Русский музей, 07.10.2018

Tags: Мейерхольд, Пенза, буфет, диван, из Анапы, кресло-качалка, люстра, мебель Тонета, мебель в музее, мебель мемориальная, панель потолочная, панель стеновая, полубуфет, свет, стол письменный, столик, столик туалетный, стул, стул прикаминный, трельяж, фисгармония, шкафчик
Subscribe

Posts from This Journal “из Анапы” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments