Александр Маталов (a_les_sandro) wrote,
Александр Маталов
a_les_sandro

Categories:

Музей-усадьба А. М. Герасимова в Мичуринске

16.09.2018
Музей первого президента Академии художеств СССР Герасимова (другие регалии в конце поста) расположился в доме, с которым оказалась так или иначе связана почти вся жизнь Александра Михайловича. Дом построил отец художника Михаил Софронович, купец средней руки, в 1886 году, когда Саше было 5 лет. Отсюда в 1903 году Александр отправился в Московское училище живописи, ваяния и зодчества — учиться у Коровина и Серова. Сюда же вернулся в 1918-м демобилизованным после Первой мировой. Потом была Москва и последующие возвращения — поработать или погостить. Последний раз Герасимов посетил свой дом в 1961 году.
DSC09974.jpg

Бывший провинциальный купеческий дом видел Герасимова и обласканным советской властью, и отстраненным от всех постов. Поэтому будет правильно, если мы войдем в дом с аполитичными, внеклассовыми, то есть мебельными целями.

Два наблюдения в отношении комнат как первого, так и второго этажа. Как и положено, комнаты образуют круговую анфиладу. Однако по непонятным причинам они не имеют уникальных названий: в итоге на каждом этаже зал, на каждом — гостиная.

Гостиная первого этажа
Этот столик в музее называют ломберным. По мне, так размер нераскладной столешницы маловат не только для ведения счета, но и просто для игры. А что, если играть вчетвером?
Эклектичный гарнитур из кресел и
DSC09966.jpg

трехместного диванчика обит коричневым плюшем. Центральная часть спинки дивана на одну балясину шире, чем боковые.
DSC09971.jpg

Рояль фирмы «Арнольд Фибигер».
DSC09968.jpg

Большим горизонтальным зеркалом в декоративной раме Герасимов не раз пользовался при написании букетов цветов и женских портретов. Однако на живописных полотнах художника зеркало каждый раз предстает в разных обличиях: чтобы не повторяться, Герасимов пишет его с разными рамами.
DSC09969.jpg

Люстра уходит в пятидесятую дюжину люстр и паникадил.
DSC09970.jpg

Зал первого этажа
Меблировку комнаты можно отнести к середине 1930-х годов: на смену романтичному модерну пришел стиль ар-деко, но отголоски модерна остались. Их смесь в очертаниях трюмо.
DSC09958.jpg

И особенно в рейчатом декоре его рамы, да и в самом контуре зеркального полотна тоже.
DSC09959.jpg

На столике размещен подарок Климента Ворошилова — сетевой ламповый радиоприемник ЭКЛ-4. Такую модель производили на Ленинградском заводе имени Козицкого в середине 1930-х гг. Кстати, рисунок гравировки на лицевой панели приемника тоже на стыке модерна и ар-деко.
DSC09960.jpg

Та же смесь стилей в шкафчиках — книжном и посудном. И в рисунке спинок стульев, стоящих вокруг стола, покрытого ковровой скатертью.
DSC09964.jpg

Из общей тональности выбивается только зеркало в плоской раме.
DSC09965.jpg

Этой люстрой завершаю пятидесятую, юбилейную дюжину.
DSC09963.jpg

Зал второго этажа
В годы войны Климент Ворошилов, направлявшийся на станцию Рада, заехал в Мичуринск, чтобы навестить своего друга. Мемориальная табличка на стене дома гласит: «В этом доме 7 июня 1942 года Маршал Советского Союза К. Е. Ворошилов посетил народного художника СССР А. М. Герасимова». Историческая встреча прошла в этой комнате, однако следует внести маленькое уточнение: звание народного художника СССР Герасимов получил в 1943 году.

Комната дышит модерном.
DSC09940.jpg

Модерн в буфете.
DSC09942.jpg

Правда, здесь он чуточку необузданный и потому крикливый.
DSC09944.jpg

Модерн в настенной полочке с живописной керамической вставкой. На полочке репродуктор производства Завода имени Калинина (Ленинград, 1935 г.).
DSC09945.jpg

Модерн в трюмо, причем характерные для стиля линии не только в верхней части рамы, но и внизу, у консоли.
DSC09946.jpg

Над диваном с валиками и высокой спинкой висит венецианское зеркало начала XIX века. Все атрибуты венецианского стиля налицо: многочастная конструкция, гравировка, фацет.
DSC09943.jpg

Венецианское зеркало — предмет, несомненно, раритетный и ценный. В моей коллекции всего один подобный экземпляр, да и то из белорусского замка Мир.

[Взглянуть...]DSC05529.jpg

Модерновой люстрой начинаю новую, пятьдесят первую дюжину люстр и паникадил.
DSC09949.jpg

Гостиная второго этажа
Вокруг несоразмерно маленького столика расставлены диванчик, кресла и стулья. Спинки резные, с небольшими «ушками». Тоже модерн. Интересно, что так тщательно закрыто белыми накидками, особенно на спинках? Истрепавшаяся от времени обивка?
На стене справа автопортрет нашего героя, выполненный в 1960 году.
DSC09947.jpg

За дверью прячется настенный шкафчик. Вероятно, это шкафчик-аптечка. Снова модерн.
DSC09948.jpg

Люстра.
DSC09950.jpg

Комната родителей
Родители изображены на полотне «За чаем» (1915 г.). Герасимову 34 года, он только что окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Вероятно, еще находится под влиянием импрессионистов.
Комнатка тесная, обстановка лаконичная: классическое трюмо с ажурным навершием, кресло и металлическая кровать.
DSC09954.jpg

Изголовье и изножье разной высоты, оба с дополнительными декоративными «решетками». Наши предки-мебельщики жизнь себе не упрощали и на красоте не экономили.
DSC09952.jpg

Настенный ковер — семейная реликвия Герасимовых. Мать Александра Михайловича Евдокия Яковлевна получила ковер еще от своей бабушки. Надо сказать, что многие мемориальные вещи, представленные в музее, сохранились благодаря домработнице Дарье Митрофановне Нагиной. Ковер из их числа.
DSC09953.jpg

В 1925 году Герасимов переехал в Москву, однако в родной город к родителям и сестре возвращался постоянно, жил здесь и работал.

Мастерская
В 1930 году Герасимов приспособил амбар под летнюю мастерскую.
DSC09939.jpg

Вместо узеньких окошек, дающих мало света, прорубил в торце амбара большое окно. Расположил все необходимое для работы.
Gerasimov.jpg

Плетеного двухместного диванчика, который оказался на фотографии, мы, к сожалению, в экспозиции не увидим. Вместо него теперь пара плетеных кресел. Зато табуреты как будто сошли прямо со снимка.
DSC09933.jpg

Коровьего и лошадиного черепов, что висят по углам, при работе над портретами Сталина, считавшимися каноническими, конечно, и быть не могло. Трюмо наверняка часть фондов. На мольберте одна из последних работ художника — портрет К. Е. Ворошилова.
DSC09934.jpg

Терраса
В 1934 году рядом с мастерской Герасимов построил террасу. В 1935 году запечатлел террасу, написав прямо здесь одну из лучших своих работ — «После дождя. Мокрая терраса». Уменьшенная репродукция висит в рамке. Садишься, сравниваешь и удивляешься тому, как художнику удалось поэтизировать ничем не примечательный кусочек сада.
DSC09936-2.jpg

Картина находится в постоянной экспозиции Третьяковской галереи и должна хорошо быть знакома поколению 40+.
PosleDojdya.jpg

Все, кто учил русский язык по классическому учебнику Баранова (и я в том числе), писали в пятом классе сочинение. Пустынная, в спешке покинутая терраса; одинокий столик, опрокинутый по неосторожности стакан, осыпавшиеся лепестки цветов; влажные, залитые дождем поверхности столешницы, скамейки, пола…
Uchebnik.jpg

В виртуозной передаче на холсте разнообразных мокрых фактур Герасимов, без сомнения, преуспел. Судить можно не только по «Мокрой террасе», но и по работе «Деревенская баня» (1938–1956 гг.), а также по этюдам к ней.
DSC09931.jpg

И «Терраса», и «Баня» так и дышат только что отмытой красотой.

На этой аполитичной, внеклассовой ноте и закончу рассказ о народном художнике СССР, первом президенте Академии художеств СССР, лауреате четырех Государственных премий СССР Александре Михайловиче Герасимове.

Tags: Ворошилов, Герасимов, Мичуринск, буфет, диван, диван с высокой спинкой, зеркало, зеркало венецианское, из Анапы, кресло, кровать, люстра, мебель, мебель в живописи, мебель в музее, мебель мемориальная, мебель металлическая, мебель плетеная, мольберт, полка, рояль, свет, стиль ар-деко, стиль модерн, столик, стул, табурет, трюмо, шкаф, шкафчик-аптечка
Subscribe

Posts from This Journal “из Анапы” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments