Александр Маталов (a_les_sandro) wrote,
Александр Маталов
a_les_sandro

Categories:

Усадьба Асеевых в Тамбове

16.09.2018
Тамбовский дом Михаила Васильевича Асеева — одно из ярчайших творений Льва Кекушева. К тому же из всех известных работ выдающегося московского архитектора дом Асеева, завершенный в 1905 году, является наиболее сохранившейся постройкой.
DSC09802.jpg

Несмотря на присутствие в эклектичном экстерьере черт барокко, классицизма и модерна, ансамбль в целом тяготеет именно к модерну. Те же тенденции и в отделке интерьеров. В этом легко можно убедиться в ходе мебельной экскурсии.

Парадным входом мы воспользоваться не сможем, но внутрь все равно попадем.
DSC09798.jpg

Парадный вестибюль
Внутри всепроникающий модерн: он и в декоративных решетках, заполняющих верхнюю часть арочных проемов между помещениями,
DSC09810.jpg

и в рисунке подлинной напольной плитки. Но модерн органично соседствует с другими стилями. Так, единственный предмет мебели в Парадном вестибюле — это резная неоренессансная скамейка с держателями для зонтиков. Скамейка-зонтичница — уникальный экземпляр в моей коллекции.
DSC09807.jpg

Люстра для сорок девятой дюжины люстр и паникадил.
DSC09809.jpg

Аванзал
Люстра. Модерн и в растительной росписи потолочного плафона, и в форме светильников.
DSC09806.jpg

Гардеробная
Сохранившаяся в гардеробной встроенная мебель была создана по эскизам Кекушева в уже понятно каком стиле. В одну из настенных вешалок интегрировано трюмо с зеркальным полотном в пол.
DSC09811.jpg

Для головных уборов — решетчатые полочки, для тростей и зонтиков — металлические ограждения.
DSC09814.jpg

Фриз вешалки оформлен латунными вставками. Мотив чеканки — лотос, один из символов модерна.
DSC09812.jpg

Латунные крючки для одежды завершаются головками богомолов.
DSC09813.jpg

Каминная
Налицо эклектика. В стене — модерновые решетки. Камин с каминным зеркалом и каминным экраном — все классицистическое. Кресла и столик — барокко.
DSC09818.jpg

Великолепный резной буфет — неоренессанс.
DSC09815.jpg

Верхние дверки украшены коваными ажурными вставками.
DSC09817.jpg

Нижние дверки украшены тонкой резьбой. Атлантам нелегко.
DSC09816.jpg

Люстра.
DSC09819.jpg

Приемная
На сайте музея читаем: «Дополняет интерьер Приёмной скромный мебельный гарнитур начала ХХ века». В словах как будто звучит заминка. Почему? Разберемся. Проверим фразу по частям.

Начало XX века? Да. О том, что это модерн, говорит как минимум три детали: модерновая форма веретенообразных вставок в спинке и боковинах мебели, оформление углов спинки в виде характерных выступов и повторяющий эти выступы профиль локотников.
DSC09823.jpg

Гарнитур? Да. Перед нами компаньоны: жардиньерка, диванчик, стул, стол, а в следующем помещении, Кабинете хозяина, мы увидим также банкетку, этажерку и кресла — все предметы из одного комплекта.
DSC09824.jpg

Скромный? Да. Именно здесь причина заминки. Дело в том, что в моей коллекции уже есть подобный гарнитур, обнаруженный в Музее-заповеднике Сергея Есенина в деревне Константиново. И «есенинский» точно побогаче будет.

[Сравните...]Речь идет не об обивке.
DSC03664.jpg

Понятно, что на обоих гарнитурах она была заменена.
DSC03670.jpg

Речь скорее о замечательных металлических наконечниках, установленных на ножках: форма наконечников перекликается с формой выступов на спинках и профилем локотников.
DSC03633.jpg

И конечно, речь об инкрустации спинок перламутром и цветным шпоном.
DSC03634.jpg

Так что асеевцев можно понять.


Зато лепное оформление потолка и модерновая люстра великолепны.
DSC09822.jpg

Люстра.
DSC09821.jpg

Кабинет
Личный кабинет М. В. Асеева отделан стеновыми панелями.
DSC09836.jpg

По их верхнему краю проложен широкий фриз с тонкой ренессансной резьбой.
Двухтумбовый письменный стол мемориальный.
DSC09832.jpg

Пилястры книжных шкафов украшены резными головами женщин,
DSC09833.jpg

а также мужчин — воинов в шлемах.
DSC09834.jpg

Перед нами вторая часть мебельного гарнитура, который был обнаружен в Приемной. В углу — банкетка. Рядом полузакрытая этажерка. И там, и там знакомые «веретёна».
DSC09828.jpg

Расстекловка этажерки выдержана в модерне и необыкновенно красива.
DSC09830.jpg

Наконец, кресла.
DSC09831.jpg

Люстра на фоне потолочных панелей.
DSC09827.jpg

Дверная ручка. Модерн.
DSC09835.jpg

Белый зал
Классицистические стулья. Наверняка новодел.
DSC09839.jpg

Центральная люстра.
DSC09837.jpg

Одна из угловых люстр.
DSC09838.jpg

Диванная
Угловые витрины для посуды, или горки, были выполнены по чертежам Кекушева.
DSC09843.jpg

Пространство между ними занимает диван-компаньон: декор на его боковинах гармонирует с декором на боковинах витрин.
DSC09842.jpg

Люстра. Модерн.
DSC09844.jpg

Малая гостиная (Будуар)
На женской половине царствует рококо (трюмо в шикарной резной золоченой раме, золоченая консоль с мраморной столешницей, золоченые диванчик и креслица).
DSC09851.jpg

Правда, есть небольшая примесь барокко (дормез — редчайший экспонат в моей коллекции, кресло, дамский столик).
DSC09846.jpg

Но все-таки в Будуаре преобладает рококо с его формами «бомбе», богатой инкрустацией, кучерявыми бронзовыми накладками на ребра и замочные скважины. Самый спокойный предмет — аккуратная тумбочка на слегка изогнутых ножках. Затем следует дамский секретер
DSC09847.jpg

с живописной пасторалью на откидывающейся крышке.
DSC09848.jpg

Наиболее вспучен комод — в прямом (отслоившийся шпон) и переносном смысле.
DSC09849.jpg

По традиции у больших мастеров инкрустированный рисунок перетекает с одного ящика на другой.
DSC09850.jpg

Стиль рококо поддерживается и декором потолка. Люстра.
DSC09852.jpg

Бильярдная (Мужская комната)
На мужской половине, за неимением бильярда, меблировка отражает другие возможные интересы хозяина. Например, об интересе к литературе говорит книжный шкаф.
DSC09857.jpg

Ломберный столик для игры в карты приставлен к дивану с богато украшенной спинкой и пышными локотниками-валиками.
DSC09859.jpg

В деревянном убранстве спинки работает каждая деталь: корона, карниз, балюстрада, фиалы на вершинах боковых устоев и даже расположенные чуть ниже фиал маленькие четырехгранные пирамидки.
DSC09858.jpg

Для игры в домино приспособлен раздвижной стол, стоящий в окружении стульев с полукруглыми коронами.
DSC09855.jpg

Мощные, пухлые точеные ножки-балясины опираются на маленькие колесики.
DSC09856.jpg

Еще об одном увлечении может говорить бронзовая фигурка лошади, стоящая на стойке-геридоне. Более серьезные вопросы хозяин мог решать сидя за бюро.
DSC09861.jpg

И все-таки о главном предназначении комнаты — игре в бильярд — свидетельствует люстра, завершающая сорок девятую дюжину. Модерн.
DSC09860.jpg

Парадная столовая
Видно, что Кекушев очень постарался: модерн в его исполнении получился изумительным. Стены на половину своей высоты закрыты дубовыми стеновыми панелями с чеканными медными вставками.
DSC09871.jpg

На бронзовых вставках в дверные полотна изображены мужские торсы. Во внутренних углах львиные мордочки — символические автографы Льва Кекушева. В верхних углах дверного портала чеканка с геометрическим мотивом — такую же увидим и в мебели.
DSC09864.jpg

Дверные ручки.
DSC09865.jpg

В простенках между окон — малые буфеты.
DSC09869.jpg

Всю стену напротив занимает большой буфет — гениальное произведение мебельного искусства.
DSC09866.jpg

Гениальность в деталях. Ручка-кольцо на дверках боковых секций. Аккуратная Г-образная ручка в центральной застекленной секции.
DSC09868.jpg

Фриз, имитирующий шляпки мебельных гвоздей.
DSC09870.jpg

Чеканные вставки в нижних дверках. Рисунок такой же, как в углах портала входной двери.
DSC09867.jpg

К углу обеденного стола приставлен самоварный столик. Стол сервирован на двоих: во главе два кресла capotavola. Спинки кресел и стульев оригинальной формы, с «ушами».
DSC09875.jpg

Ничего, казалось бы, сложного — только неглубокая фрезеровка. Но как красиво.
DSC09874.jpg

Овальной кекушевской люстрой с рожками в виде бутонов на изогнутых стеблях начну юбилейную, пятидесятую (!) дюжину люстр и паникадил. Символичное и очень достойное начало.
DSC09872.jpg

Парадная лестница
Поднимаясь на второй этаж, постараемся разглядеть люстру на фоне живописного плафона.
DSC09876.jpg

Колонный зал
Самое большое и самое светлое помещение особняка: естественный свет льется из огромного застекленного плафона.
В венки, что слева и справа на стенах, в годы советской власти, естественно, были органично вписаны медальоны с барельефами Ленина и Сталина. Кресла — новодел.
DSC09878.jpg

Люстра.
DSC09877.jpg

Мебельная экскурсия незаметно подошла к концу. В качестве бонуса тем, кто внимательно слушал, люстра из неопознанного помещения.
DSC09879.jpg

В завершение несколько слов о владельце особняка. Как сообщает сайт музея, «до революции усадьба принадлежала известному фабриканту, меценату и общественному деятелю, почетному гражданину города Тамбова Михаилу Васильевичу Асееву, 1858 г. р., происходившему из купеческой династии. За заслуги перед Отечеством М. В. Асееву было пожаловано потомственное дворянство».
DSC09796.jpg

И далее: «Весной 1918 года дом был реквизирован, а семья Асеевых эмигрировала за границу». Ожидаемо. Нельзя же одному владеть такой красотой, даже если ты построил ее на собственные деньги.

Tags: Асеевы, Кекушев, Тамбов, банкетка, буфет, бюро, вешалка, витрина, геридон, горка, дверь, диван с высокой спинкой, дормез, зонтичница, из Анапы, комод, консоль, кресло, люстра, мебель, мебель в музее, мебель мемориальная, панель потолочная, панель стеновая, ручка дверная, свет, секретер, скамейка, стиль барокко, стиль модерн, стиль неоренессанс, стиль рококо, стол, стол письменный, столик, столик ломберный, столик самоварный, стул, трюмо, тумба, шкаф, экран каминный, этажерка
Subscribe

Posts from This Journal “из Анапы” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments