Александр Маталов (a_les_sandro) wrote,
Александр Маталов
a_les_sandro

Categories:

Дом-музей Максимилиана Волошина в Коктебеле

10.03.2018
Андрей Белый называл дом Волошина «одним из культурнейших центров не только России, но и Европы». В подтверждение этих слов можно привести длиннейший список имен поэтов, писателей, художников, которые в разное время не только бывали в гостях у Волошина, но и жили в его доме.
DSC09316.jpg

Не будем гоняться за списком, лучше взглянем на дом с особой, мебельной точки зрения.

Мастерская
Волошин строил свой дом по собственным чертежам — так говорят. Однако точно известно, что в мастерской все сделано его руками. Не случайно мастерская полна столярными, слесарными, плотницкими инструментами. Справа, за мольбертом, самодельный открытый стеллаж со всевозможными жестяными коробочками и стеклянными баночками с минеральными красками. Берестяные туески, изготовленные матушкой Волошина, служат вазами для букетов из засушенных цветов и трав.

В интерьере мастерской можно увидеть габриаки — сухие, корявые, причудливой формы корни и ветви виноградной лозы. Один экземпляр висит на стене над бюро, между картинами. Он похож на танцора, прыгнувшего вверх и согнувшего ногу в колене. Другой габриак, изобретательно названный Волошиным «Бегущая по волнам», помог Александру Грину выбрать название его романа.
DSC09313.jpg

Бюро оборудовано откидывающейся крышкой, увеличивающей площадь рабочей поверхности. Барочное кресло отставлено в сторону. Видимо, хозяину было удобнее пользоваться бюро, сидя на табуретах.
DSC09314.jpg

Каюта Таиах
Уютный закуток в глубине мастерской Волошин называл каютой Таиах.
Почему каютой? Скорее всего, потому, что камерное пространство расположено на небольшом подиуме и символически отделено от основного объема мастерской невысокими книжными стеллажами.
DSC09310.jpg

Внутри каюты — два стоящих друг напротив друга широких дивана. Их высокие спинки украшены гравюрами японских мастеров.
DSC09308.jpg

Еще одно почему — почему Таиах? Волошин был очарован скульптурным портретом древнеегипетской царицы, обнаруженным археологами при расчистке главного святилища Египта — храма Амона в Карнаке. Бог Амон считался творцом вселенной. Его супруга богиня Мут — владычицей неба. По традиции египтяне наделяли богов лицами правивших царей. При первичной атрибуции ошибочно предположили, что богиня Мут изображена с лицом Тейе, которая царствовала в XIV веке до н. э. В транскрипции Волошина имя Тейе превратилось в Таиах.

Весной 1905 года, очарованный красотой образа древнеегипетской царицы, Волошин заказал с него гипсовый слепок. В 1926 году родились такие строки:

Войди, мой гость: стряхни житейский прах
И плесень дум у моего порога…
Со дна веков тебя приветит строго
Огромный лик царицы Таиах.

DSC09312.jpg

У лестницы, ведущей на второй уровень, расположилась конторка А. Н. Толстого. Она была изготовлена Волошиным по собственным чертежам. Граф Алексей Толстой впервые посетил коктебельский дом Волошина в 1909 году. Тогда же возникла идея литературной мистификации: для начинающей поэтессы Елизаветы Дмитриевой был придуман образ таинственной испанки и выбран соответствующий псевдоним — Черубина де Габриак. Всю захватывающую драматургию мистификации опускаю (информацию легко найти самостоятельно). Что такое «габриак», только что объяснил. Коротко скажу об итогах: в декабре на Черной Речке состоялась дуэль, на которой Волошин стрелялся с Николаем Гумилевым, при этом секундантом Волошина был Алексей Толстой. Дуэль завершилась бескровно.
DSC09311.jpg

Пока Таня проводит фотосессию с Пеппой, поднимемся по лестнице.
DSC09309.jpg

Библиотека
Весь второй уровень мастерской занимают книжные стеллажи. Перед нами лишь часть библиотеки. Всего в ней свыше 9000 изданий, более ста из которых — с автографами авторов. Слово Волошину:

Мой кров — убог. И времена — суровы.
Но полки книг возносятся стеной.
Тут по ночам беседуют со мной
Историки, поэты, богословы.

Для работы с книгами не нужно многого — был бы диванчик (пусть и жесткий),
DSC09306.jpg

да стол со стулом.

За окнами с мелкой расстекловкой скрывается летний кабинет, который называли «Максом в себе»: доступ в кабинет был ограничен. Интересно, что в стене кабинете оборудован тайник — крохотная тайная комната, в которой можно находиться либо сидя, либо лежа. В годы послереволюционной смуты Волошин поочередно прятал в тайной комнате то белых от красных, то красных от белых.

Зимой кабинет совсем недоступен — заглянуть в него не удалось даже одним глазком.
DSC09307.jpg

Если подняться еще выше, то попадаешь на смотровую площадку, которая расположена на крыше. При взгляде направо виден Кара-Даг — остатки давным-давно потухшего вулкана. В очертаниях южного склона хребта Кок-Кая можно узнать волошинский профиль.
DSC09302.jpg

Слева одна из гор называется Кучук-Янышар (Кучук-Енишар). Волошин завещал похоронить себя на ее вершине.
DSC09304.jpg

Профиль Волошина и могилу вам покажет Пеппа.

Tags: Волошин, Киммерия, Коктебель, Крым, Пеппа, Толстой А., бюро, в Феодосию, диван, конторка, кресло, мебель, мебель в музее, мебель мемориальная, мольберт, стеллаж, стол, стул, табурет
Subscribe

Posts from This Journal “в Феодосию” Tag

  • Второй крымский путеводитель

    Второй круговой (почти) крымский маршрут. На этот раз в Феодосию. Мастерская. Феодосийская картинная галерея имени И. К. Айвазовского Вот…

  • Музей Александра Грина в Феодосии

    10.03.2018 Грин поселился в Феодосии в мае 1924 года. Город настолько понравился писателю, что тот воскликнул: «Молодец, Александр Степанович!…

  • Музей Марины и Анастасии Цветаевых в Феодосии

    09.03.2018 С октября 1913 по июнь 1914 года сестры Цветаевы жили в Феодосии. Марина с Сергеем Эфроном и дочерью Ариадной поселилась на даче…

  • Феодосийский эксперимент

    Сравните, как выглядит Феодосийская картинная галерея имени И. К. Айвазовского в пасмурный и солнечный день. Затем решите, в какую погоду лучше…

  • Айвазовский и мебель

    09.03.2018 Айвазовский прожил в Феодосии всю жизнь. Да, он учился в Симферопольской гимназии и затем в Академии художеств в Петербурге. Да,…

  • Царский курган в Керчи

    09.03.2018 Окрестности Керчи, наши дни. Фотографией поделилась Пеппа Перед нами гробница одного из боспорских царей (вторая половина IV века до…

  • В Феодосию

    Очередной крымский марш-бросок следовало бы назвать по самой удаленной от его начала точке — в Керчь. 08–11.03.2018 Однако больше…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments