Александр Маталов (a_les_sandro) wrote,
Александр Маталов
a_les_sandro

Categories:

Крейсер «Михаил Кутузов»

Влиятельный ежегодный справочник «Джейн» в своем юбилейном издании 1967–68 гг. привел список из нескольких десятков самых лучших кораблей, построенных в мире с конца прошлого [XIX. — ​А. М.] века до 1966 года. В этот список наряду с такими шедеврами мировой кораблестроительной школы, как линкоры «Ямато» и «Бисмарк», вошел и советский крейсер класса «Свердлов», т. е. проект 68-бис, лучшим образцом которого является крейсер «Михаил Кутузов».

27.09.2017
Если совсем коротко и бездушно, то крейсер «Михаил Кутузов» был заложен в феврале 1951 года на судоверфи в городе Николаеве и в ноябре спущен на воду. В январе 1955-го зачислен в состав эскадры Черноморского флота. В 1987 году переведен в резерв, а в 1992-м исключен из состава ВМФ. В 2002 году открыт как корабль-музей.
DSC08794.jpg

За 32 года боевой службы корабль совершил 15 дальних походов и прошел около 220.000 миль.
DSC08786.jpg

Специалисты лучше расскажут о тактико-технических характеристиках крейсера и его вооружении. Мебельщика интересует, как на крейсере была организована жизнь экипажа.

Экипаж крейсера состоял из 70 офицеров, 89 мичманов и 970 матросов срочной службы. Всего 1129 человек, каждого из которых надо было накормить-напоить да спать уложить. Осмотрим меблировку некоторых помещений, в которых происходили эти сакральные процессы.

Камбуз
На двух камбузах одновременно были заняты 50 коков. Питание четырехразовое: завтрак, обед, ужин и вечерний чай. Меню одинаковое для всего личного состава — суп, пюре, котлета и компот. К каждому приему пищи офицерам полагался дополнительный паек (колбаса, сыр, печенье, повидло).
Командир корабля — единственный человек, принимавший пищу отдельно. Офицеры и мичманы питались в офицерской и мичманской кают-компаниях соответственно.

Офицерская кают-компания
Помимо приема пищи, офицерская кают-компания предназначалась для проведения собраний, совещаний, торжественных мероприятий. Ее декор идеологически выверен. Потолочные балки обшиты деревом и имитируют кессонные ячейки. Стены частично закрыты деревянными стеновыми панелями. Сюжет инкрустированных вставок революционный, ленинский. Владимир Ильич заявляет: «Мы — партия, ведущая массы к социализму...»
DSC08787.jpg

При этом в лучших морских офицерских традициях кают-компания оставалась островком утонченного аристократизма. Вот краткая справка по корабельному офицерскому этикету:

Все члены кают-компании обращались друг к другу по имени-отчеству, без воинских званий. Можно было курить без разрешения командира корабля, но только в строго отведенное время: с 18:00 до 22:00. В годы службы крейсера доступ сюда был только у офицеров и у 4-5 вестовых, подающих пищу.

Традиции кают-компанейства переняли у английского парусного флота. На прием пищи офицеры приходили в установленной повседневной форме одежды. Воскресные обеды происходили в парадной форме. У каждого офицера было свое, закрепленное за ним место. Занять чужое место считалось дурным тоном.

Было негласное правило: приходить в кают-компанию позже старшего помощника также считалось недопустимым.


Здесь и далее цитаты приведены по www.navalmuseum.ru.

Большие полированные прямоугольные столы шпонированы в елочку. Перед приемом пищи их застилали чуть влажными скатертями, чтобы посуда не перемещалась во время качки. Еду подавали через дверки специальных буфетов (слева в углу). Ели из корабельных сервизов, повседневных и парадных.
Вдоль стен по периметру расположены кожаные диваны.
Komp.jpg
Фото: www.pikabu.ru

Кожаные кресла оборудованы металлическими локотниками с мягкими накладками. В верхней части спинки сделан небольшой завиток. Линия немного отклоненной назад спинки повторяется в очертаниях деревянного основания. Кресла вращаются, при этом основания жестко прикреплены к полу.
DSC08788.jpg

Салон офицерского состава
Салон меблирован кожаными диванами и круглыми полированными стационарными столами. Здесь также находится бронзовая пепельница — подарок рабочих кораблестроительного завода, символ и оберег корабля.
Pepel.jpg

Справа — краешек стеллажа для книг. За кадром остались шахматный столик, пианино и большой бильярдный стол.

Каюта офицеров
Офицерские каюты на крейсере одно- и двухместные. Их меблировка лаконична, использованные материалы просты.
В двухместной каюте площадью 9 квадратных метров внизу расположена койка-рундук, сверху — подвесная койка с панцирной сеткой.
DSC08789.jpg

Двустворчатый платяной шкаф с выдвижными ящиками, двухтумбовый письменный стол, пара стульев в чехлах.
В каюте офицеры принимали подчиненных и проводили все внеслужебное время.
DSC08790.jpg

Кубрик
Личный состав проживал в кубриках вместимостью от 20 до 80 человек. Койки размещались в три яруса. Верхний и средний ярусы оснащались панцирной сеткой, в нижнем ярусе функцию койки выполнял рундук.
DSC08791.jpg

Рундуки также застилались матрасами, но считались менее престижными местами. По этой причине на них располагались новобранцы. Как сообщают знатоки морской службы, салаги, спавшие на рундуках, должны были убирать свое постельное белье на второй ярус — для обеспечения доступа к рундукам. Поэтому салаге приходилось заправлять две койки — свою и матроса последнего года службы.
Kubrik.jpg
Фото: www.pikabu.ru

Краткая справка по организации питания матросов:

На кораблях послевоенной постройки вплоть до 60-х годов столовых предусмотрено не было — моряки питались прямо в кубриках по бачковой системе. На подразделение в 6–8 человек назначался так называемый бачковой, который по команде шел на камбуз-палубу и получал бачок под первое и второе, а также чайник. Все это приносилось в кубрик, где за установленными в проходах раскладными столами («баками») матросы принимали пищу.

Как видно, быт моряков был организован по разным стандартам. Кроме того, на крейсере функционировали «своя типография, библиотека, читальный зал, банно-прачечный комбинат, хлебопекарня, слесарная мастерская, медицинский блок, клуб, сапожная мастерская», а также несколько парикмахерских.

Вообще же, крейсер являлся предметом гордости военного и партийного руководства. Корабль показывали королям и президентам иностранных государств. В разное время на борт поднимались космонавты Юрий Гагарин, Герман Титов, Павел Попович и Андриян Николаев.

В 1961 году на борту велись съемки художественного фильма «Увольнение на берег» со Львом Прыгуновым в роли матроса Николая Валежникова и Владимиром Высоцким в роли матроса Петра.
Vys2.jpg

Съемки проходили в Севастополе, но по просьбе артистов их на несколько дней разместили в кубриках — для лучшего вживания в образ.
Vys1.jpg

Осматривая крейсер, мы тоже попытались примериться к условиям на борту. О метеообстановке в тот день доложит Пеппа.

Другие музеи, связанные с морем:
Tags: Высоцкий, Гагарин, Михаил Кутузов, Новороссийск, Пеппа, буфет, в Адлер, диван, койка, койка-рундук, кресло, мебель, мебель в музее, мебель металлическая, рундук, стеллаж, стол, стол письменный, стул, шкаф
Subscribe

Posts from This Journal “в Адлер” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments