Александр Маталов (a_les_sandro) wrote,
Александр Маталов
a_les_sandro

Музей-квартира Ю. П. Спегальского во Пскове

09.09.2017
Как ни странно, но пост о псковиче Юрии Павловиче Спегальском начну со слов о другом выдающемся архитекторе-реставраторе, но только из Великого Новгорода. Дело в том, что как раз за неделю до посещения Пскова были мы в Новгороде. Тогда — почти случайно — оказались на выставке, посвященной Григорию Михайловичу Штендеру. И так меня поразила личность Штендера, и так понравились его работы — живописные, графические, архитектурно-реставрационно-чертежные, и так я впечатлился его трудами, и так проникся уважением к делам его, что...

Короче, музей Спегальского не входил в планы ни одной из наших многочисленных псковских поездок. Но после Штендера вошел сразу. И эти планы незамедлительно были реализованы.
DSC08485.jpg

Юрий Павлович Спегальский (1909–1969) — выдающийся исследователь зодчества средневекового Пскова, архитектор-реставратор, художник, основатель Псковских реставрационных мастерских. Ему принадлежит гениальная идея послевоенного восстановления Пскова путем создания архитектурных заповедников.

Беру на себя смелость провести мебельную экскурсию по его музею-квартире.

Гостиная
Все, что мы видим, мемориальное, подлинное. Многие предметы сделаны руками Спегальского.
DSC08447.jpg

Например, расписная столешница для стола. Роспись повествует о том, как в XVII веке принимали гостей псковские купцы.
DSC08454.jpg

Приведу несколько цитат (авторская орфография и пунктуация сохранены).

Надпись в круге:
Сия столешница строена по указу государыни моей Ольги Константиновны [Аршакуни, супруги Спегальского] в лето 7470 [1964 г.].

Надпись по кольцу вокруг круга:
А писан устав, сиречь наказание, на вразумление всем христианам, людям посадским дом свой имеющим, како надлежит гостей принимати. Аще же кто наказание сие забудет и не учнет по нему творити, то тому отступнику доброго живота не будет на сем свете и в будущем веце.

Надпись над картинкой с каретой:
А коли добрые люди приходят, государь в воротах их встречает с домочадцы, под белые руки берут, по крыльцу провожают, просят заходить во столовую палату.

Надпись в обрамлении картинки:
Здесь ко гостям из покоев верхних государыня в лучшем платье и дочки и племянницы в лучших уборах, а у каждой блюдо самое богатое, а на блюде чарка и подходят ко гостям и угощают; а гость чару выпьет и поцелует хозяйку, а хозяйка подарит гостю что пригоже: ширинку ли шитую али поясок, али еще что.

И так далее.
DSC08455.jpg

Стулья с резными спинками. Часть с жесткими сиденьями, часть с плетеными.
DSC08457.jpg

Стул во главе стола особенный. Сюжет резной спинки — застольный и наверняка псковский.
DSC08458.jpg

Одна из многочисленных завес ручной работы.
DSC08462.jpg

В углу шкафчик. Скрыня, как называл его Спегальский. Название не очень точное (скрыня — это сундук, ларец, шкатулка), но такова была воля автора. Спегальский расписал шкафчик в 1950-е годы, во время своей «ссылки» в Ленинград, когда он более чем на двадцать лет был отлучен от Пскова.
Тема росписи — красота человека.
DSC08448.jpg

Сюжет «гостеприимство».
DSC08449.jpg

Расшифровываю: «Красно человеку быти гостеприимну».
DSC08451.jpg

Сюжет «Защита отечества».
DSC08450.jpg

Попробуйте расшифровать самостоятельно.
DSC08452.jpg

[Для незрячих моих читателей даю ответ:]Для незрячих моих читателей даю ответ: «Нужно лепо быти храбру».

Согласно Спегальскому, женщина должна иметь кротость голубиную, стан лебединый, голосок соловьиный.
DSC08453.jpg

Уникальный деревянный расписной светильник, выполненный Спегальским. Это и люстра, и паникадило одновременно. Тема росписи — главные праздники года. Здесь и христианские двунадесятые праздники, и языческие (например, масленичные гуляния).
DSC08461.jpg

С трепетом помещаю люстру-паникадило в сороковую, юбилейную дюжину люстр и паникадил.
DSC08460.jpg

Мемориальный кабинет
В углу портрет Юрия Павловича. Правее — выполненные его рукой акварели к проекту восстановления церкви Введения (Одигитрии), до сих пор не реализованному. Внизу — макет этой церкви.
Под потолком — еще один деревянный расписной светильник.
DSC08482.jpg

Его тоже в сороковую дюжину.
DSC08475.jpg

Рабочее место Спегальского. Стул с виндзорской спинкой.
DSC08464.jpg

Стол в стиле петровского барокко, с характерными для него высоким резным подстольем, ножками-балясинами, проножками по периметру. Данный экземпляр интересен тем, что у столешницы имеются две выдвижные пластины.
DSC08465.jpg

Красота в каждом предмете.
DSC08467.jpg

Просто невероятная красота.
DSC08466.jpg

Совершенно уникальный шкафчик. Рассмотрим поближе каждый его ярус, сверху вниз.
DSC08468.jpg

Широкий карниз с «горгульями».
DSC08472.jpg

Секция с глухими резными дверками.
DSC08471.jpg

Открытая секция со средневековыми «атлантами».
DSC08470.jpg

Кстати, тема атлантов повторяется и в каждой из секций.
DSC08469.jpg

Посмотрите на перекличку скульптур и горельефов.
DSC08473.jpg

Выставочный зал
Здесь живопись, книги, макеты.
DSC08476.jpg

Изразцовая печь по образцу псковских печей XVII века, выполненная Спегальским для ленинградской квартиры в 1954 году.
DSC08480.jpg

Милая люстра. Что-то в ней есть от солнечного затмения.
DSC08478.jpg

Прихожая
Здесь тоже работы Спегальского. Во-первых, еще одна люстра.
DSC08443.jpg

Во-вторых, завеса «Псковские каменщики и воины» (1959 г.). Среди каменщиков, справа, есть один безбородый юноша — наш герой Юрий Павлович.
DSC08445.jpg

Текст по низу:
Помянем псковскую землю и град Псков, иже бе велик зело, преизобилен и преславен. Помянем муже пскович, мастеров делателей церковных и палатных и хоромных и городовых и воинов псковских, их же слава велика во всех странах есть и не предет никогда.

P. S.
Помяну и я добрым словом Юрия Павловича.

  • 1936 — проводит реставрацию Гремячей башни во Пскове. Отстранен псковским начальством, высокопрофессиональная работа не завершена

  • 1937–1938 — производит ремонтные работы верхолазным способом, без лесов, на 6 церквях в Ленинграде

  • 1939–1940 — спасает от разрушения палаты XVII века (дом Меншикова). Отстранен от работы

  • 1941–1944 — вместе с героической бригадой верхолазов обмерами, маскировкой, ремонтом после налета фашистов спасает выдающиеся памятники Ленинграда. Награжден медалями «За оборону Ленинграда», «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны»

  • В блокадную зиму 1941–1942 гг. в Ленинграде создает серию рисунков «Псков XVII века». Современники сравнивали ее с Седьмой симфонией Шостаковича

  • 1944 — возвращается из Ленинграда во Псков восстанавливать разрушенный город путем создания архитектурных заповедников с охранными зонами. Это позволило сохранить памятники в новой застройке Пскова

  • 1945–1947 — лемехом, изготовленным Спегальским вручную, покрыты купола Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря

  • 1946 — создает и возглавляет Псковские реставрационные мастерские. Верхолазным способом, без лесов, восстанавливает главы Троицкого и Спасо-Преображенского соборов. Выпускает свою первую книгу «Псков. Историко-архитектурный очерк»

  • 1948 — к этому времени создано более 10 проектов реставрации памятников Пскова, но Спегальского буквально выживают из Пскова на двадцать лет. Возвращается в Ленинград

  • 1950–1960-е — принимает участие в реставрации Исаакиевского, Петропавловского, Смольного соборов, Александровской колонны и других памятников архитектуры

  • 1951 — защищает диссертацию кандидата архитектуры по псковскому гражданскому зодчеству XVII века

  • 1952–1958 — работает в Академии архитектуры СССР

  • 1956 — ведет работы по очистке от загрязнения, снятию облицовки купола, обновлению и постановке на место креста Исаакиевского собора

  • 1957 — участвует в ликвидации последствий урагана на большой луковице пятиглавого Смольного собора. Обследует шпиль и ангела с крестом, определяет объем реставрационных работ на Петропавловском соборе (122-метровая высота, зима, сильный мороз). Награжден медалями «За трудовую доблесть» и «250 лет основания Ленинграда»

  • 1958–1968 — работает в Ленинградском отделении Института археологии АН СССР. Не перестает заниматься архитектурой древнего Пскова

  • В сентябре 1968 года получает приглашение на должность главного архитектора Псковских реставрационных мастерских. Возвращается во Псков с «Перспективным планом реставрации, восстановления и консервации памятников архитектуры города Пскова с разработанными графическими схемами историко-архитектурных комплексов», рассчитанным на 12 лет. План не принят псковскими реставраторами и в полном объеме не опубликован, им до сих пор пользуются в рукописи

  • В январе 1969 года скоропостижно умирает от инфаркта после первого же совещания в мастерских

Процитировано по сайту Псковского объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, с вынужденными пропусками, но и с добавлениями.

P. P. S.
В Ленинграде в течение 20 лет Спегальский жил в доме № 2 по улице Софьи Перовской. Ныне это улица Малая Конюшенная. В 2001 году здесь была установлена мемориальная доска.
DSC08487.jpg
16.09.2017

Много раз проходил мимо, но только после Пскова поднял на нее глаза и узрел.

Tags: Псков, Спегальский, во Псков, люстра, мебель, мебель России, мебель в музее, мебель мемориальная, паникадило, свет, стиль петровское барокко, стол, стул, шкаф
Subscribe

Posts from This Journal “во Псков” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment