Александр Маталов (a_les_sandro) wrote,
Александр Маталов
a_les_sandro

Приоратский дворец

22.07.2017
В конце XVIII века император Павел I стал протектором Мальтийского ордена и вскоре возглавил его. В Гатчине в 1799 году для размещения рыцарей Мальтийского ордена был возведен Приоратский дворец.
DSC08255.jpg

Дворец строился как некое подобие приората, то есть монастыря. Интерьеры его были просты.
DSC08222.jpg
Капелла Приоратского дворца

Также пишут и о простоте меблировки. Но как можно в это поверить, когда видишь итальянскую ренессансную мебель, представленную в одном из залов дворца?

Так, перед нами два ореховых сундука-кассоне XVI–XVII веков.
DSC08229.jpg

Историческая справка о сундуках.

Прямоугольный сундук с открывающейся верхней крышкой — один из самых ранних предметов мебели (такие сундуки известны со времен Древнего Египта).
Первые европейские предшественники сундуков представляли собой выдолбленное в массиве дерево. Начиная с XIII века сундуки стали изготавливать из планок, которые скрепляли гвоздями и для прочности связывали металлическими лентами.
В XV веке в Европе появилась принципиально новая конструктивная схема соединения панелей при помощи так называемых шипа и мортизы (мортиза — отверстие, служащее ответной частью для шипа).
Чаще всего сундуки были переносными. Одновременно их использовали для сидения. Но в сундуках всегда хранили наиболее ценные предметы и одежду.

Историческая справка о кассоне.

Форма сундука-кассоне происходит из Италии эпохи Возрождения. Тогда кассоне выступали в качестве свадебных сундуков. Их богато украшали инкрустацией и живописными резными сценами. На украшение затрат не жалели и приглашали лучших мастеров. Богатство декора могло сравниться лишь с религиозным искусством той эпохи. Поэтому кассоне принадлежали к числу наиболее ценимых вещей в любом доме.

Кассоне, подобные тем, что представлены в Приоратском дворце, могли находиться в домах рыцарей на Мальте. Отсюда и военная тематика резных деталей. Это и переплетение тел лошадей и сражающихся на них всадников,
DSC08230.jpg

и всевозможное оружие, и доспехи,
DSC08231.jpg

и устрашающего вида маскероны.
DSC08233.jpg

Откидывающаяся наверх крышка запирается на замок, врезанный в боковую стенку.
DSC08232.jpg

Второй сундук-кассоне подобен первому, но отличается от него набором резных предметов — при сохранении военной тематики.
DSC08238.jpg

А это ренессансный ореховый стул (Италия, XVI–XVII вв.). Спинка образована двумя широкими резными пластинами-перекладинами. Аналогичные перекладины размещены спереди под сиденьем. По сбитой краске внизу можно заметить, что нижняя перекладина, выполняющая функцию проножки, особенно неэргономична.
DSC08235.jpg

Простые, но удивительно красивые — за счет своего гигантского размера — резные деревянные кнопки.
DSC08236.jpg

Или вот ренессансное кресло с высокими боковыми устоями.
DSC08224.jpg

Спинка также образована парой широких резных пластин.
DSC08225.jpg

На верхней пластине читаются инициалы.
DSC08228.jpg

Нижняя перекладина тоже зашаркана ногами.
DSC08226.jpg

На локотниках выполнены небольшие резные накладки.
DSC08227.jpg

Парное кресло.
DSC08241.jpg

Подобная мебель пропитана воздухом средневекового рыцарства. Но мы возвращаемся на российскую почву и в следующем выставочном зале видим портрет императора Павла I, окруженный мебелью дворцовой и уже отечественной.
DSC08242.jpg
Сальваторе Тончи. Портрет Павла I в одеянии гроссмейстера Мальтийского ордена

Два кресла (Россия, вторая половина XVIII века) с золочеными каркасами. Спинка первого кресла в виде щита, отклонена назад. Наклон подчеркивается изгибом передних устоев.
DSC08247.jpg

Второе кресло с овальной спинкой. Как говорится, сверху бантик.
DSC08243.jpg

По нижней части спинки проложены резные дубовые веточки тончайшей работы.
DSC08245.jpg

Локотники оканчиваются орлиными головами — склоненными вниз, но все равно остающимися хищными.
DSC08244.jpg

Коротка была эпоха Павла I. Недолгим выдался и «век» Мальтийского ордена в России. А уникальный землебитный Приоратский дворец стоит себе в Гатчине на берегу Черного озера, и стены его год от года становятся все крепче и крепче.


Tags: Гатчина, Павел I, кассоне, кресло, мебель, мебель Италии, мебель России, мебель в музее, стиль ренессанс, стул, сундук
Subscribe

Posts from This Journal “Гатчина” Tag

  • Пятьдесят пятая дюжина

    Пятьдесят пятая дюжина люстр и паникадил собрана в Петергофе, Кронштадте, Гатчине и Ояти. 649. Фермерский дворец. Петергоф, 30.03.2019…

  • Путеводитель по Гатчине (ред. 3.0)

    Пополняю путеводитель постом о мебели гатчинских мастеров. Музей города Гатчины Гатчинская мебель Музей-усадьба П. Е. Щербова в Гатчине…

  • Гатчинская мебель

    16.06.2019 Побывать в Музее города Гатчины и не познакомиться с изделиями гатчинских мебельщиков? Нет, мы этого не допустим. Интерьер 1950-х…

  • Путеводитель по Гатчине (дополненное издание)

    Обычно мои путеводители сами собой составляются после каждой многодневной поездки в какой-нибудь регион России. С таинственной Гатчиной все иначе.…

  • Двадцать шестая дюжина

    Двадцать шестая дюжина была собрана в Гатчине, Ярославле и Щелыко́во. 301–309. Гатчинский дворец. Гатчина, 22.04.2016 310. Музей-усадьба П. Е.…

  • Путеводитель по Гатчине

    Обычно мои путеводители сами собой составляются после каждой многодневной поездки в какой-нибудь регион России. С таинственной Гатчиной все иначе.…

  • Музей-усадьба П. Е. Щербова в Гатчине

    19.06.2016 16.06.2019 В дом-музей Павла Егоровича Щербова я приехал неподготовленным. Кто такой Щербов, не знал. Ни одной его карикатуры раньше не…

  • Двадцать пятая дюжина

    Двадцать пятая дюжина была собрана в Тригорском (Пушкинские Горы) и Гатчине. 289–297. Тригорское, 08.03.2016 298–300. Гатчинский…

  • Гатчинский дворец

    22.04.2016 Опозорился! На волне написания Тотального диктанта — 2016 захотел купить ПАС (Полный академический справочник по правилам русской…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments