Александр Маталов (a_les_sandro) wrote,
Александр Маталов
a_les_sandro

Василий Верещагин и мебель

18.06.2017
Многие помнят, какая замечательная выставка работ Василия Васильевича Верещагина проходила в Русском музее в 2017 году. Думаю, выставка никого не оставила равнодушным.

Неравнодушие посетителей доходило до одной из четырех возможных степеней:

  1. неравнодушие к живописным полотнам;

  2. неравнодушие к живописным полотнам и рамам;

  3. неравнодушие к живописным полотнам, рамам и реквизиту;

  4. неравнодушие к живописным полотнам, рамам, реквизиту, в том числе мебели.

Что касается роскошных верещагинских рам, то в официальном каталоге выставки им посвящена большая статья, кстати очень интересная.
Что касается реквизита, то он весь как будто сошел с выставленных полотен и материализовался в залах музея. Это и национальные костюмы, и ювелирные украшения, и даже резные двери — точь-в-точь как на знаменитой картине из коллекции Русского музея «У дверей мечети» (1873 г.).

Но взгляд мебельщика особенно долго задержался на так называемой филиппинской серии картин.
IMG_5072.jpg
В. В. Верещагин. Письмо на родину (Письмо к матери). 1901 г.

На фотографии третья работа из полиптиха.

  • На первом из полотен — «Раненый» — раненый американский солдат еще держится в седле на лошади. Вроде бы ничто пока не предвещает беды.

  • На втором — «В госпитале» — его уже вносят в палату.

  • На третьем — «Письмо на родину (Письмо к матери)» — мы видим, как раненый диктует письмо.

  • На четвертом — «Письмо прервано» — раненому стало хуже и сестра пытается нащупать у него пульс.

  • Название пятого полотна — «Письмо осталось неоконченным» — говорит само за себя.

Из каталога выставки (с. 168) удалось узнать:

Поводом для совершения далекого путешествия на Филиппины в декабре 1900 — апреле 1901 года был интерес живописца к событиям Испано-американской войны (1898). <...> Результатом поездки явилось создание осенью 1901 года антивоенной серии картин, «повествующих о печальной участи американского солдата, от его ранения до смерти в госпитале». Для образа сестры милосердия позировала жена художника Лидия Васильевна, одетая в форменное платье, привезенное с Филиппин. Оттуда же была привезена и госпитальная кровать, изображенная на картинах.

Повторю последнюю фразу, чтобы читатель мог ее осмыслить: Верещагин привез с Филиппин госпитальную кровать. Какие еще нужны подтверждения тому, что в основе художественного метода художника лежала «достоверность представляемых событий, <...> изображения костюмов и предметов»?

Два слова о металлической госпитальной кровати. Ее ножки на колесиках. Изголовье высокое, с вертикальными прутками, с фиалами-шарами. Пересечения прутков скреплены тоже с помощью шаров. Изножье низкое. К нему прикреплена высокая Т-образная стойка.
Кровать написана на четырех из пяти полотен, составляющих филиппинский полиптих.

В 1901 году Василий Верещагин был выдвинут на соискание первой Нобелевской премии мира.
Tags: Верещагин, Русский музей, кровать, мебель, мебель в живописи, мебель медицинская, мебель металлическая
Subscribe

Posts from This Journal “мебель в живописи” Tag

  • Музей-усадьба А. М. Герасимова в Мичуринске

    16.09.2018 Музей первого президента Академии художеств СССР Герасимова (другие регалии в конце поста) расположился в доме, с которым оказалась так…

  • 2017: итоги года

    Немного сухих цифр о рубриках, которые я вел в 2017 году в ВК. Здесь был Саша — совершено 13 многодневных и 4 однодневные поездки по…

  • Музей-усадьба Л. Н. Толстого в Хамовниках

    05.11.2017 Усадьбу в Хамовниках Толстой купил в июле 1882 года. В течение августа-сентября дом был отремонтирован и расширен. Закупкой и…

  • Илья Репин и мебель

    19.10.2019 В Русском музее проходит выставка, приуроченная к 175-летию со дня рождения Ильи Ефимовича Репина. Экспонируется в том числе и…

  • Дом-музей Л. Н. Толстого в Ясной Поляне

    05.01.2017 Мы в Ясной Поляне, и этим постом я продолжаю серию публикаций о музеях, внутри которых нельзя фотографировать. Нельзя потому, что так…

  • Вторая встреча с Якуповым

    Вторая встреча с творчеством Хариса Якупова (1919–2010) произошла там же, где и первая, — в казанской Национальной художественной галерее…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment