Александр Маталов (a_les_sandro) wrote,
Александр Маталов
a_les_sandro

БКП. Экстренный выпуск. Найдена мебельная столица России!

Ура, найдена мебельная столица России! И этим городом является — правильно — Рыбинск!
В Рыбинске мебели как рыбы в Рыбинском море: огромное количество. О чудесном зеркале из музея Мологского края я уже рассказал. Теперь надо срочно поговорить о Рыбинской картинной галерее.
На входе в галерею посетителей встречает пара трюмо. Их нижняя часть дополнена овальными консолями, декорированными резьбой.
6120_DSC02060.jpg

Сейчас вы увидите трюмо в полный рост.
Что-то подобное было в комнате у Анны Андреевны — соседки моей бабушки по коммунальной квартире в доме номер 17 по улице Большой Конюшенной, что в Санкт-Петербурге. Анна Андреевна скрывала, но по всем ее аристократическим замашкам было понятно, что служила она не иначе как фрейлиной у августейшей супруги последнего императора. Это моя версия, но в другие я верить отказываюсь. Потолки в той коммуналке, кстати, достигали 4,5 метров в высоту.
6130_DSC01968.jpg

Так вот, в Рыбинске таких трюмо целых две штуки. К сожалению, я не успел записать, кто и когда их изготовил. Видно, что в годы советского безвременья за зеркалами тщательно ухаживали, о чем свидетельствуют многочисленные царапины на их поверхностях.

Повторюсь, мы находимся в картинной галерее. Когда мы вбежали в нее, то до конца нашего пребывания в мебельной столице России оставалось всего полчаса, о чем мы сообщили экскурсоводу.
Экскурсовод с энтузиазмом восприняла полученную информацию и сразу же начала свой рассказ. Но даже через десять минут мы стояли на месте, не сделав по залам и шагу, только слушая наискучнейшую монотонную речь.

Я понял, что надо спасать положение, и принялся фотографировать. Начал с французских мебелей.

Горка. Франция, 1780–1825 гг.
Материал: дерево красное, шпон ценных пород дерева, латунь.
Техника: фанеровка, наборное дерево, литье.


Прекрасная однодверная витрина с латунными декоративными накладками на ножки и ребра.
6420_DSC02027.jpg

Хорошая для конца XVIII века инкрустация. Как они ее делали без лазерной резки? Находим пятиконечную звезду. Обращаем внимание на то, что старинные мастера не боялись сучков в шпоне (у ножки слева), и я с ними солидарен. Современные клиенты, покупающие итальянскую мебель, изошли бы на крик, увидев такое безобразие.
Дверка треснула — очень жаль.
6430_DSC02028.jpg

Еще один сучок — и никакой катастрофы. Сердце клиента, купившего современный аналог, не выдержало бы подобных испытаний.
6440_DSC02029.jpg

Комод-консоль. Франция, 1790-е гг. Возможно, изготовлен мастером A. Lemesle (?).
Материал: дерево, латунь, мрамор.
Техника: маркетри, точение, литье.
Происходит из числа предметов, переданных в музей в 1920 г. из учреждений Петрограда. Возможно, ранее принадлежал представителям семьи Оболенских.


Для начала скажу о небольшом субъективном недостатке, который мне бросается в глаза. На свисающем вниз подзоре должен быть декоративный элемент, хотя бы маленький цветочек, а так подзор выглядит как гладкий хвост пингвина.
6130_DSC01969.jpg

Теперь о правде жизни. Прекрасно выполненная инкрустация с перетеканием рисунка с одного ящичка на другой вызывает у современного продавца мебели смешанные чувства.
С одной стороны, это невероятно красиво, даже несмотря на неправильную с музыкальной точки зрения расстановку нот на нотном стане.
С другой, если при покупке или эксплуатации современной мебели что-то не поправимое силами реставраторов случается с фасадом одного подобного ящика, то заказывать на фабрике и менять приходится оба, так как дистанционно подогнать перетекающий рисунок невозможно. По крайней мере, итальянцы за такую работу не берутся.
6140_DSC01970.jpg

Наконец о скрытом достоинстве. Под каменной столешницей прячется не просто окрашенная и лакированная деревянная поверхность, как это сейчас часто бывает у итальянцев, а поверхность инкрустированная. Хотя рисунок инкрустации в виде треугольных парусов тематически не сочетается с рисунком фасадов и боковин, но все равно приятно.
6150_DSC01973.jpg

Диван. Франция, 1850–1910-е гг.
Материал: дерево, бронза, ткань, краска анилиновая.
Техника: инкрустация латунью, золочение.


Красно-оранжевый цвет тонированных поверхностей необычайно красив.
6260_DSC01989.jpg

Рисунок дерева органично переплетается с рисунком инкрустации.
6270_DSC01988.jpg

Еще пара предметов в подобной отделке.

Кресло. Франция, 1850–1910-е гг.
Материал: дерево, бронза, ткань, краска анилиновая.
Техника: инкрустация латунью, золочение.


Столик. Франция, 1800–1835 гг.
Материал: дерево, бронза, мастика, сафьян.
Техника: инкрустация латунью.


Кто может мне объяснить, почему кресло и диван выполнены в одно и то же время, из одних и тех же материалов, в одной и той же цветовой гамме, в одной и той же технике, но в разных стилях?
6290_DSC01995.jpg

Почему здесь рококо,
6300_DSC01996.jpg

а здесь ампир? Ведь мебель наверняка приобреталась для одного интерьера? Или в разных комнатах должна была стоять различающаяся по стилям, но одинаковая по цвету и технике исполнения мебель? Или все-таки эти предметы стояли рядом?
6310_DSC01990.jpg

Теперь о столике. С ним тоже не все так просто: столик изготовлен на полвека раньше, чем диван и кресло, но красно-оранжевый цвет тот же, что и у дивана. Как это можно объяснить?
6280_DSC01992.jpg

Подводим промежуточный итог. Франции ставим зачет. Переходим к России. Посмотрим, на что способна она.

Шкаф-бюро. Россия(?), 1760–1780-е гг.
Материал: сосна (массив), дуб (массив), орех (массив), шпон орехового дерева, шпон черного дерева, шпон яблони, шпон черешневого дерева, шпон клена, шпон корня тополя, железо.


Пузатенький такой шкафчик, c огромным количеством ящиков разных размеров. Аккуратно инкрустирован с головы до ног.
6170_DSC01974.jpg

Восхищает, конечно, мастерство шпонирования поверхностей двойной кривизны
6180_DSC01976.jpg

и точность изготовления и подгонки ящиков непрямоугольной формы.
Цилиндрическая средняя вставка наверняка вращается. А сколько здесь должно быть секретов! И не сосчитаешь.
6190_DSC01977.jpg

Стол-бобик. Россия, последняя треть XVIII века.
Материал: дерево, орех (?), дерево тонированное, груша (?), сплав медный.
Техника: маркетри.


Очень симпатичный экземпляр с богатыми изгибами столешницы и обечайки, с простым, но милым рисунком. Подкачали только ножки: они настолько плоские и не сочетающиеся с верхом, что мне не хочется их показывать.
И еще слово «бобик» — самое противное из всех, которые относятся к мебельной тематике.
— Бобик, фу!
— Шарик, фас!
Нет, только боб! И точка.
6160_DSC01972.jpg

Шкафчик-угольник. Россия, конец XVIII в.
Материал: дерево, фанеровка.
Техника: маркетри, роспись.


Я бы назвал этот предмет угловой тумбой, но дела это не меняет. Рассматриваем незатейливый китайский сюжет и не виданные ни одним китайцем деревья.
Подзор и ножки, конечно, не соответствуют всему остальному.
6500_DSC02044.jpg

Мастер — затейник. Молодец, такие фигурные углы завернул.
6510_DSC02045.jpg

Комод. Россия, вторая половина XIX в. (?)
Материал: дерево, бронза, мрамор цветной.
Техника: резьба, маркетри, литье.


Мне нравится все, кроме горизонтальных тонких вставок между ящиками. Если это выдвигающиеся полки, то где ручки? Если это не полки, то что тогда? И зачем?
6400_DSC02021.jpg

Здесь особенно хорошо видна оригинальная раскладка шпона.
Так, кто додумался поставить инвентаризационный номер?
6410_DSC02025.jpg

Комплект из двух кресел. Россия (?), середина XIX века.
Материал: дерево красное, бронза, ткань.
Техника: резьба, инкрустация латунью, золочение.


Когда бросаешь беглый взгляд на эту пару, кажется, что кресла одинаковые.
6200_DSC01978.jpg

Потом понимаешь, что это не так.
Отличий много:
1. ручки (драконы со змеиными телами, покрытыми рыбьей чешуей и заканчивающимися рыбьими же хвостами, против женских сфинксоподобных голов с крыльями и змеиными хвостами, покрытыми рыбьей чешуей);
2. узоры в розетках (мужские профили против крестов, стилизованных под листья клевера);
3. узоры под розетками (треугольные рассеченные флажки против тройных свисающих листьев).
6210_DSC01979.jpg

Отличий очень много:
4. декор на передней царге (горизонтальная металлическая накладная розетка против растительного мотива инкрустации);
5. окончания подлокотников (заостренные закругления против шишек);
6. окончания ножек (звериные лапы против растительных розеток).
6220_DSC01980.jpg

Это разные стулья! У меня есть собственная околонаучная версия того, почему так произошло.[Подглядеть]Думаю, что слева стул для кавалера, справа — для дамы. Ну, или наоборот.
6230_DSC01982.jpg

Кресло. Россия, 1875–1900 гг.
Материал: дуб.
Техника: резьба, позолота.


Наш вариант ренессанса,
6340_DSC02006.jpg

с лубочным орлом, брюхо которого похоже на ананас. Ручки грубоваты, зато резные гнутые ножки прекрасны.
6350_DSC02004.jpg

Стул. Россия, 1870–1910 гг.
Материал: орех.
Техника: резьба по дереву.


Этот экземпляр интересен тем, что резьба имитирует плетение лозы.
6360_DSC02008.jpg

Однако сочетание плетеной изгороди, сучковатых веток, резных дубовых листочков, а также цветка на овальном медальоне грубовато, на мой взгляд. Чем все эти мотивы объединены?
6370_DSC02009.jpg

Стул. 1880–1890-е гг.
Материал: береза, краска анилиновая.
Техника: резьба, точение, окраска.

По верхнему обводу спинки процарапана надпись: «Березина Нина Николаевна».

Стул в псевдорусском стиле, предназначен для тех, кто увлекается сказками Пушкина и поэтому живет в тереме.
Шары на ножках-балясинах хороши, прекрасно сочетаются с тонкими заостренными окончаниями ножек. Мне нравятся, не могу оторвать от них взгляд.
6240_DSC01983.jpg

Спинка интересная. Неожиданно объединяет в себе мотивы кокошника, звезды и лошадиного хомута.
6250_DSC01986.jpg

Кресло. Россия, 1911 г.
Материал: дерево, лак, краска.
Техника: резьба, окраска, лакирование.
Принадлежал родителям Т. П. Петряковой, бывшим рыбинским купцам Принцевым.


Еще один представитель псевдорусского стиля. Снова встречаем спинку в форме хомута. Отличный корпоративный подарок, например боссу на день рождения!
6320_DSC01999.jpg

По дуге спинки читается надпись «Хлеб соль ешь(,) а правду режь», которая рассекает собой дату — 20 января 1911 года — видимо, день рождения босса. Подлокотники-топоры. Наверно, только из-за них стул и экспонируется.
6330_DSC02000.jpg

Однако не все в России топорно.

Стол овальный, стулья мягкие. Россия, начало XX в.
Материал: береза карельская, шелк.
Техника: латунь, резьба, лакирование.


Мне нравится.
6520_DSC02047.jpg

Даже несмотря на то, что мотив солнца крупноват.
6530_DSC02050.jpg

Сзади он поаккуратнее будет.
6540_DSC02052.jpg

В заключение — самое интересное. Угадайте, что это за предмет. Правильный ответ под фотографией, но не торопитесь пролистывать, подумайте.
6380_DSC02015.jpg

Кресло Визави. Россия, вторая половина XIX в.
Материал: дерево, кожа, шпон красного дерева.
Техника: точение, фанеровка, обивка.


Конструкция кресла по типу сдвоенных виндзорских стульев оригинальна — это плюс. Но исполнение простовато: массивное недекорированное основание, лес тощих маловыразительных балясин. Это минус.

Особый интерес представляет информация с таблички: «На основании акта приемки-сдачи от 27 июля 1964 г. предмет передавался на киностудию “Мосфильм” для съемок фильма “Война и мир”».
6390_DSC02014.jpg

Дело в том, что сейчас в музее проходит временная выставка «“Война и мир” Л. Н. Толстого». Напомню, что на весь музей у нас было тридцать минут, десять из которых мы потеряли в самом начале, пытаясь слушать экскурсию. Выставка в план экскурсии не входила, пришлось пробежать по ней галопом. Насколько я понял, здесь представлены мебель из Рыбинского музея, фотографии из «Войны и мира» С. Бондарчука и костюмы из одноименной оперы С. Прокофьева.

Наташа.
6550_DSC02053.jpg

Мне костюмы очень нравятся, но возможность их прокомментировать предоставим профессионалам.
6560_DSC02054.jpg

Просто посмотрим.
6570_DSC02055.jpg

Княжна Марья.
6600_DSC02058.jpg

Приблизимся, чтобы рассмотреть шитье.
6610_DSC02059.jpg

Другая мебель и реквизит для комнаты старого князя Болконского.

Столик. Россия, первая четверь XIX в. (?)
Материал: дерево, шпон красного дерева, латунь.
Техника: фанеровка, резьба, золочение.


Стул. Россия, 1800–1850 гг.
Материал: дерево, шпон красного дерева, сафьян.
Техника: фанеровка, резьба, обивка, точение.


Конечно, стол со стульями не образуют гармоничный комплект: стол намного изящнее.
6450_DSC02031.jpg

Зато стул аскетичен, как и подобает быть мебели для старого князя. Помню, когда я дважды слушал аудиокнигу «Война и мир» (в исполнении разных чтецов), оба раза момент прощания строгого старика с сыном пробирал до мозга костей.
6470_DSC02036.jpg

Еще один костюм. Не успел выяснить, к кому относится.
6580_DSC02056.jpg

Посмотрите на красоту вышивки и простите мою недоработку.
6590_DSC02057.jpg

Подводим окончательный итог.
1. Если не принимать в расчет псевдорусские стулья, мастера России ничем не уступали французам. Поэтому ничья.
2. Рыбинск — мебельная столица России. Где еще можно увидеть столько разнообразной мебели в непосредственной близости, а не в чехлах и за загородками, как в других музеях!

Надеюсь, я вас убедил. Теперь понятно, зачем я отправился в круиз, превратившийся в Большое космическое путешествие БКП? Я должен был открыть мебельную столицу России. И я рад, что ей оказался милый Рыбинск.

У меня есть еще пара фотографий одного предмета мебели. Оставляю их на сладкое, так как они заслуживают отдельного поста.

Выражаю благодарность картинной галерее Рыбинского музея-заповедника за невоспрепятствование съемке и за хорошую информационно-справочную систему, которая помогла мне в идентификации мебели. Вся информация выше, набранная курсивом, как раз из той системы.

Повторим декларацию безответственности.
1. Все, что написано в постах, посвященных речному круизу СПб — Плес — СПб, состоявшемуся с 28 августа по 07 сентября 2015 года на теплоходе «Кронштадт», является плодом моего воспаленного круизом воображения.
2. Претензии по поводу отсутствия документальной достоверности изложенного, несоблюдения хронологии, художественного искажения действительности, а также отсутствия в сделанных с рук фотографиях попиксельной четкости — не принимаются.


Tags: БКП, Рыбинск, Шутов, бюро, в Плёс, визави, витрина, диван, дуга-топор-и-рукавицы, зеркало, канапе, комод, консоль, костюм, кресло, мебель, мебель России, мебель Франции, мебель в музее, сенсация, стол, стол-боб, стул, трюмо, шкаф
Subscribe

Posts from This Journal “БКП” Tag

  • Три путеводителя для путешествующих из Петербурга в Плес и обратно

    Никто не возвращается из путешествия на теплоходе «Кронштадт» таким, каким он был раньше. Мудрость китайская, адаптированная к круизу…

  • БКП. Этот день настал

    Сегодня последний пост о Большом космическом путешествии БКП. За 11 дней мы прошли через многое: оказались на померещившемся мне Солярисе, который…

  • БКП. Розовое небо

    Продолжаю классифицировать все, что вижу. Сегодня будем классифицировать небо. Осторожно, это невинное занятие может привести к неожиданным…

  • БКП. Еще знаки

    Недавно я показал советско-православные знаки, которые посылал нам океан. Потом рассказал о появившихся вслед за знаками пришельцах. Пока все шло…

  • БКП. Пришельцы

    Дошло дело и до встречи с пришельцами. Вот, появляется один на горизонте и проносится, как "ракета" по Онеге. Но мы его догоняем, чтобы…

  • БКП. Ад тоже на Земле

    Мы дважды прошли мимо Череповца. Оба раза в темное время суток. Это судьба. Издали Череповец симпатичен. Все дело в вантовом мосте, подсветка…

  • БКП. Рай на Земле

    Раннее утро, мы у причала. Теплоход опередил расписание на пару часов. Многие к этому не готовы и еще спят по каютам. Мы быстро собираемся и бежим:…

  • БКП. И нас защищают

    Наше путешествие не обошлось без посещения музеев. В городе Тутаев, название которого звучит по-древнерусски, а на поверку оказывается фамилией…

  • БКП. Нас атакуют

    Недалеко от Рыбинска есть необыкновенной красоты советский монумент "Мать-Волга". Великая русская река воплощена в виде женщины, одетой в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments