Александр Маталов (a_les_sandro) wrote,
Александр Маталов
a_les_sandro

Дом-музей А. П. Чехова в Ялте «Белая дача»

24.02.2017
Моя знакомая, большой специалист в области изучения творчества Куприна, в беседе со мной как-то посетовала на то, что во время экскурсии по Белой даче об Александре Ивановиче, дружившем с Чеховым и бывавшем в его ялтинском доме, ни разу не упомянули.

Чтобы устранить эту несправедливость, мебельную экскурсию по Белой даче начну словами Куприна:

Она была, пожалуй, самым оригинальным зданием в Ялте. Вся белая, чистая, лёгкая, красиво несимметричная, построенная вне какого-нибудь определённого архитектурного стиля, с вышкой в виде башни, с неожиданными выступами, со стеклянной верандой внизу и с открытой террасой вверху, с разбросанными то широкими, то узкими окнами, – она походила бы на здание в стиле модерн, если бы в её плане не чувствовалась чья-то внимательная и оригинальная мысль, чей-то своеобразный вкус.

Куприн одновременно и прав и не прав. Белая, чистая, легкая, красиво несимметричная — да. Вне какого-нибудь определенного архитектурного стиля — пожалуй, нет. Стиль есть, и это модерн. Он чувствуется во всем: в вышке в виде башни, в неожиданных выступах, в окнах разной величины, в интерьерах тоже. И в кованом вензеле с инициалами владельца.
DSC07657.jpg

Чехов жил на Белой даче с августа 1899 по май 1904 года. Днем новоселья считается 9 сентября 1899 г. Символично, что наша мебельная экскурсия по дому начинается с мебельного подарка, который Чехов получил на новоселье.

Софья Михайловна Бонье, ялтинская знакомая писателя, преподнесла Антону Павловичу кресло «Дуга, топор и рукавицы».
DSC07629.jpg

Кто был у Чехова в Мелихове, тот сразу узнает в этом экземпляре один из вариантов знаменитой композиции, прославившей ее автора Василия Петровича Шутова. И если в Мелихове я сетовал на безжизненность рукавиц из-за отсутствия в них объема, то в Ялте рукавицы выглядят как настоящие. Зато дуга осталась без резной надписи.
DSC07630.jpg

[Вспомним «узкий, длинный коридор» в Мелихове.]
Вспомним «узкий, длинный коридор» в Мелихове. Там представлены два варианта «Дуги, топора и рукавиц».

Кресло, изготовленное в мастерской Шутова.
DSC07518.jpg

Кресло, сделанное в подражание Шутову неизвестным мастером.
DSC07514.jpg

Кто изготовил ялтинский вариант — сам Шутов или один из его подражателей, — мне, к сожалению, не известно.


Несколько слов о планировке Белой дачи. Дом хитроумно вписан в наклонный рельеф местности. И попасть внутрь можно через любой из трех входов. Один из них расположен на первом этаже, два других на втором. Начинаем с первого этажа.

Столовая
Слева, в прямом и переносном смысле за кадром, остался буфет. Мемориальный буфет погиб от шашеля — мебельного точильщика и был списан. Его место занял буфет, изготовленный в 1960-е годы взамен и по образцу мемориального. Бокалы, из которых в 1854 году пили на свадьбе у родителей Чехова, от шашеля не пострадали и занимают место в буфете вместе с другой семейной посудой.

Поучительную историю литографии с портрета А. С. Пушкина, выполненного Орестом Адамовичем Кипренским, которую всем нам преподала Мария Павловна Чехова, я пересказал в «пушкинской» комнате в Мелихове и повторять не буду. Замечу только, что очень интересно проследить, как разные музеи вынуждены делить между собой (а когда это физически невозможно, то дублировать, копировать) экспонируемые предметы, которые относятся к разным периодам жизни их владельца, проведенным в разных городах.
DSC07627.jpg

Раздвижной овальный стол-сороконожка. Столешница полированная, под красное дерево. 12 ножек снабжены колесиками.
DSC07616.jpg

Люстра для тридцать третьей дюжины люстр и паникадил.
DSC07618.jpg

Комната для родственников
В центре круглый стол, стулья с синими кожаными сиденьями.
DSC07619.jpg

У дивана оригинальные локотники, лежащие на завитках передних устоев.
DSC07620.jpg

Почетное место на столике с перекрещенными ножками из бамбука занимает резной ларец — дар, преподнесенный К. С. Станиславским в январе 1904 года по случаю премьеры «Вишневого сада» в Московском художественном театре. Ларец дубовый, с откидной крышкой.
DSC07621.jpg

На стене шкафчик с прорезными деталями.
DSC07622.jpg

Консоль похожа на столик для рукоделия (снизу имеется контейнер), но это лишь догадка.
DSC07624.jpg

Комната для гостей
На небольшом письменном столе, что в центре комнаты, стоит прямоугольная бронзовая чернильница XVII–XVIII вв., инкрустированная перегородчатой эмалью белого и синего цвета.
DSC07605.jpg

Краткая история чернильницы такова.
17 января 1904 года отмечали день рождения Чехова и 25-летие его литературной деятельности. К этой дате МХТ приурочил премьеру «Вишневого сада». То ли артист МХТ А. А. Стахнович, то ли петербургский издатель А. С. Суворин, то ли и тот и другой вместе (в разных источниках разная информация) преподнесли Чехову эту чернильницу. Антон Павлович подарок принял, но отнесся к нему с иронией. А вот ялтинскому другу и одновременно лечащему врачу Чехова, Исааку Наумовичу Альтшуллеру, чернильница, напротив, понравилась. На это Чехов сказал: «Ну вот, если вам очень нравится, я распоряжусь, чтобы в наказание вам эту чернильницу после моей смерти и вручили». Через полгода Чехова не стало. Мария Павловна исполнила волю брата и передала чернильницу Альтшуллеру. Альтшуллер увез чернильницу с собой в эмиграцию, сначала в Европу, затем в Америку. В начале 1970-х годов сын покойного Альтшуллера передал чернильницу в чеховский музей в Ялте.
Полную версию этой истории можно прочитать на сайте музея.

Интересно, как бы ироничный Антон Павлович отнесся к такому круговороту чернильниц в природе?
DSC07606.jpg

Мягкая мебель в белых чехлах. Тем не менее по силуэтам угадываются вольтеровское кресло и турецкий диван.
DSC07607.jpg

У стены раскрыт ломберный столик. Стулья такие же, как в предыдущей комнате.
DSC07608.jpg

Комната О. Л. Книппер-Чеховой
Ольга Леонардовна в течение 50 лет после ухода Чехова приезжала в Ялту и останавливалась в этой комнате. Здесь все предметы мемориальные. Много личных вещей Ольги Леонардовны лежит на письменном столе и
DSC07611.jpg

на туалетном столике в углу.
DSC07612.jpg

Всегда интересно соседство диванов с фигурными спинками красного дерева — и металлических кроватей, пусть и изящно сделанных. Обращаем внимание на то, с помощью каких аккуратных фигурных деталей оформлено крепление металлических прутков друг к другу.
DSC07613.jpg

На второй этаж можно подняться по внутренней лестнице. Но туристов водят через второй вход в дом, с улицы, через летнюю веранду.

Комната матери
Евгения Яковлевна прожила в этой комнате 20 лет. Меблировка очень проста: металлическая кровать, прикроватный столик, консоль,
DSC07634.jpg

низкое кресло в чехле, этажерка, пара венских стульев, диван.
DSC07631.jpg

Справа столик для рукоделия.
DSC07632.jpg

Замечу на полях об одной недавно исчезнувшей параллели. В ялтинском доме не было предусмотрено комнаты для отца Чехова: Павел Егорович скончался в Мелихове, до переезда семьи в Ялту. В Мелихове же комната Евгении Яковлевны до недавнего времени была недоступна для посетителей.

Коридор второго этажа
Комнаты второго этажа расположены вдоль длинного коридора. Около комнаты матери потолок коридора выкрашен в яркий малиново-розовый цвет, а сам коридор освещен вот такой люстрой.
DSC07652.jpg

В другом конце коридора, у кабинета Чехова, потолок оштукатурен и расписан, но люстра такая же.
DSC07635.jpg

В следующих трех комнатах: кабинете, спальне и гостиной — обстановка сохранена такой, какой была при жизни писателя.

Кабинет Антона Павловича Чехова
Первое, что сразу бросается в глаза, — это цветной витраж.
DSC07653.jpg

[Расстекловка диагональная, наподобие мелиховской.]Расстекловка диагональная, как в Мелихове: в длинном коридоре
DSC07529.jpg

или в «пушкинской» комнате.
DSC07504.jpg


Глубоко в нишу, подальше от ялтинских сквозняков, задвинут диванчик. Его, как и маленькое оконце, освещающее нишу из-под потолка, мы не можем увидеть: в кабинет нас не пустили. Перед диваном стоит большой письменный стол, на котором сейчас нагроможден защитный стеклянный короб. Все яркие, жгучие цветные солнечные блики падают на рабочую поверхность стола — нужны плотные шторы.
DSC07640.jpg

Письменный стол был куплен в Москве в начале 1904 года. До этого времени на его месте был другой стол, привезенный Чеховым из Мелихова. Сейчас «отставной» экземпляр выставлен в литературной экспозиции.

[2 фотографии мелиховского стола.]
Мелиховский стол, двухтумбовый,
DSC07598.jpg

с тремя выдвижными ящиками, богато украшенный объемной резьбой, на фактурных резных ножках.
DSC07601.jpg


Перед столом размещены венский стул для посетителей и кресло в стиле жакоб. По противоположной стене комнаты, правее камина, расставлена другая мебель в этом стиле: стулья, консоль и книжный шкаф (не смог попасть в кадр). Эта мебель была куплена Чеховым в 1899 году специально для нового дома.
На стуле справа стоит резной ларец. Это второй ларец, который Чехов получил в подарок от К. С. Станиславского во время премьеры «Вишневого сада» в МХТ в январе 1904 года, о которой уже шла речь (первый ларец — в комнате для родственников}.

Аксессуары для камина, полученные в подарок от своего друга, академика архитектуры Ф. О. Шехтеля, Чехов привез из Мелихова.
DSC07641.jpg

Настенный шкафчик слева от камина выглядит точь-в-точь как в мелиховском кабинете.

[Сравните.]
DSC07468.jpg


Розовая, прорезная, без стекол, дверь ведет в спальню писателя, в которую нам путь также был закрыт.

Спальня
Как и в Мелихове, интерьер спальни прост. Металлическая кровать, рядом с ней маленький письменный столик.
Зачехленное кресло с высокой спинкой, но очень низким сиденьем изготовлено по совместному эскизу Чехова и В. А. Гиляровского. Всего таких кресел было сделано два: одно мы видим, второе находится в московском музее Гиляровского.
spa-b154b18a-9b4e-4e37-82b0-5682585b3989_800x600.jpg
Фото: www.izi.travel

Стоящий слева полированный шкаф-шифоньер красного дерева еще с таганрогских времен принадлежал Евгении Яковлевне. Вместе с Чеховыми он побывал в Мелихове, а в 1899 году переехал в Ялту. Это тот самый «дорогой, многоуважаемый шкаф» из «Вишневого сада», который в первом действии Раневская целует как родного.

Любовь Андреевна. Я не могу усидеть, не в состоянии... (Вскакивает и ходит в сильном волнении.) Я не переживу этой радости... Смейтесь надо мной, я глупая... Шкафик мой родной... (Целует шкаф.) Столик мой.

И в честь которого Гаев со слезами на глазах произносит пустые пафосные речи.

Варя. Тут, мамочка, вам две телеграммы. (Выбирает ключ и со звоном отпирает старинный шкаф.) Вот они.
Любовь Андреевна. Это из Парижа. (Рвет телеграммы, не прочитав.) С Парижем кончено...
Гаев. А ты знаешь, Люба, сколько этому шкафу лет? Неделю назад я выдвинул нижний ящик, гляжу, а там выжжены цифры. Шкаф сделан ровно сто лет тому назад. Каково? А? Можно было бы юбилей отпраздновать. Предмет неодушевленный, а все-таки, как-никак книжный шкаф.
Пищик (удивленно). Сто лет... Вы подумайте!..
Гаев. Да... Это вещь... (Ощупав шкаф.) Дорогой, многоуважаемый шкаф! Приветствую твое существование, которое вот уже больше ста лет было направлено к светлым идеалам добра и справедливости; твой молчаливый призыв к плодотворной работе не ослабевал в течение ста лет, поддерживая (сквозь слезы) в поколениях нашего рода бодрость, веру в лучшее будущее и воспитывая в нас идеалы добра и общественного самосознания.
Пауза.
Лопахин. Да...

В глубине спальни, заслоненный стеклянным защитным коробом, остался высокий и узкий шкаф. Он был изготовлен мелиховскими мастерами по чертежам Марии Павловны.
Удивительно похожий на него шкаф мы видели в Мелихове, где, в свою очередь, тоже утверждали, что их шкаф сделан в 1890-е годы мелиховским столяром Никитой Слёзкиным.

[Сравните.]
DSC07501.jpg


Гостиная
Хотя обедали в столовой на первом этаже, гостиная тоже меблирована отчасти как столовая. В центре большой раздвижной стол, вокруг него много стульев.
DSC07642.jpg

В углу ломберный столик, на котором лежит коробка с лото. На геридоне между креслами большая белая пепельница-раковина. Чехов купил ее в 1891 году, возвращаясь с Сахалина.
DSC07649.jpg

Немецкое пианино фабрики «Смит и Вегенер». Чехов писал в Москву письма, в которых просил Марию Павловну подыскать «хорошее пианино для крымского дома», но купил инструмент в Ялте сам, в сентябре 1899 года, сразу же после новоселья. На пианино играл С. В. Рахманинов. Под аккомпанемент инструмента пел Ф. И. Шаляпин.
DSC07646.jpg

Высокий буфет из вишневого дерева, тонированный под орех, был изготовлен в Мелихове в 1895 году. Действующие лица все те же: автор проекта — Мария Павловна, исполнитель — столяр Никита Слёзкин. Вместе с другой мелиховской мебелью буфет прибыл в Ялту в 1899 году.
DSC07651.jpg

Как и в другие свои проекты, Мария Павловна добавила в буфет нотку модерна.
DSC07644.jpg

Комната Марии Павловны Чеховой
Комната сестры Антона Павловича, хозяйки дома в послечеховский период, бессменного директора созданного ею музея, расположена на третьем этаже, в башенке. Обстановка комнаты полностью сохранена, но экскурсии сюда не водят.
mar-b502c51a-0204-46b6-a861-5e67e156011f_800x600.jpg
Фото: www.izi.travel

Передняя
Наша мебельная экскурсия завершается в передней, у третьего, парадного входа в дом. В передней, кроме венской вешалки, есть еще очень симпатичный бамбуковый стул в китайском стиле.
DSC07648.jpg

Люстра такая же, как в коридоре второго этажа.
DSC07647.jpg

Чехов покинул Белую дачу 1 мая 1904 года, отправляясь на лечение в Германию.
DSC07656.jpg

В свой прекрасный ялтинский дом он больше не вернулся.

Другие чеховские места:Чехов в Мелихове:
Tags: Книппер-Чехова, Крым, Куприн, Мелихово, Рахманинов, Чехов, Шаляпин, Шутов, Ялта, буфет, в Ялту, вешалка, геридон, диван, диван турецкий, дуга-топор-и-рукавицы, консоль, кресло, кресло вольтеровское, кровать, люстра, мебель, мебель России, мебель Тонета, мебель бамбуковая, мебель в музее, мебель мемориальная, мебель металлическая, пианино, свет, стиль жакоб, стиль модерн, стол, стол письменный, стол-сороконожка, столик для рукоделий, столик ломберный, столик прикроватный, столик туалетный, стул, шашель, шифоньер, шкаф, шкафчик, этажерка
Subscribe

Posts from This Journal “в Ялту” Tag

  • Первый крымский путеводитель

    Как показывает практика, Крым располагает к построению круговых маршрутов, даже когда твоя цель — Ялта. Парадный вход в ялтинский дом А.…

  • Мебель в Художественном музее Бахчисарая

    26.02.2017 В экспозиции Художественного музея Бахчисарая есть полотна Рокотова, Левицкого, Щукина и ряда других мастеров. Однако этот пост не о…

  • Ханский дворец в Бахчисарае

    26.02.2017 Бахчисарайский фонтан находится здесь. Но речь пойдет не о нем. И даже не о том, что Ханский дворец — бывшая резиденция крымских…

  • Чуфут-Кале

    26.02.2017 Чуфут-Кале возник в V–VI веках. Это был секретный пещерный город, настоящий город-крепость. Чтобы сюда попасть, как и раньше,…

  • Балаклава. Объекты 825 ГТС и 820 РТБ

    25.02.2017 Думаю, никто еще не писал мебельных постов о бывших секретных объектах в Балаклаве. Кто-то должен стать первым. Для непосвященных объект…

  • Ливадийский дворец

    24.02.2017 Ливадийскому дворцу не повезло: здесь в феврале 1945 года проходила Ялтинская конференция. В наши дни этому событию посвящена экспозиция…

  • Воронцовский дворец в Алупке

    24.02.2017 Воронцовский дворец в Алупке — сооружение грандиозное и потому дорогостоящее. Чуть ли не 9 миллионов рублей серебром было потрачено…

  • Дача А. П. Чехова и О. Л. Книппер-Чеховой в Гурзуфе

    23.02.2017 Дачу Чехова в Гурзуфе можно узнать по синей калитке. О своем приобретении Антон Павлович так писал к сестре Марии в 1900 году: Я…

  • В Ялту

    Когда приходят февральские или мартовские праздники, энергичный марш-бросок в Крым уже становится маленькой традицией. А так как впечатления от…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments