Александр Маталов (a_les_sandro) wrote,
Александр Маталов
a_les_sandro

Categories:

1. Музей-заповедник А. П. Чехова «Мелихово». Главный дом

06.01.2017
Хороша ложка к обеду, то есть неплохо было бы написать этот пост по горячим следам, сразу после посещения чеховского дома в таком далеком уже 2017 году. Но зато теперь, после только что завершившейся реконструкции-реставрации, исправившей кое-какие ошибки создателей музея, интересно будет отметить, что изменилось в доме. Ведь эти изменения точнее приближают нас к тому, как выглядел дом в период с марта 1892 по август 1899 года, когда здесь жил Чехов.

Изменение № 1. Фундамент дома приподняли примерно на 70 сантиметров по сравнению с тем уровнем, на котором он был запечатлен на этой фотографии. Это значит, что дом стал выше.
DSC07546-2.jpg

Значит, выше над уровнем земли оказались и окна. При Чехове зимой их заносило снегом до половины высоты и зайцы с верхушек сугробов иногда заглядывали в кабинет.

Кабинет
Предоставим слово Антону Павловичу, который не раз высказывался о своем кабинете:

Мой кабинет прекрасно освещен сплошными итальянскими окнами и просторнее московского.

Сижу в своем кабинете с тремя большими окнами и благодушествую.

Действительно, просторный турецкий диван располагает к отдыху, а большой двухтумбовый письменный стол на выразительных рояльных ножках-балясинах — к работе.
DSC07477.jpg

Именно этот письменный стол и еще два кресла (не знаю какие) Чехов впоследствии подарил созданной им мелиховской школе.
DSC07469.jpg
Прошу прощения за не убранную из кадра ногу.

[Есть фотография 1924 года.]Есть фотография 1924 года.
img065.jpg
Фото из книги «Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник А. П. Чехова» (Издательство «Мелихово», 2010 г.)


Под стеклом мемориальные предметы. Интересными и поучительными могут быть истории их происхождения, но еще более — их послечеховская участь. Вот три сценария.

  • Бережный. Миниатюрной чернильницей-банкеткой на фигурных ножках владела еще мать Антона Павловича, Евгения Яковлевна Чехова. Владела с таганрогских времен (то есть с детских лет Антона). И чернильница вернулась в Мелихово из ялтинского музея Чехова в конце 1950-х годов.

  • Трогательный. Фотография П. И. Чайковского с дарственной надписью «А. П. Чехову от пламенного почитателя» получена Чеховым в октябре 1889 года в его доме на Садовой-Кудринской. Получена через посыльного, вместе с которым Чайковский просил Чехова прислать обратно его фотографию. Чехов выполняет просьбу, отсылая вместе со своей фотографией забытый Чайковским портсигар, а фотографию композитора с тех пор трепетно хранит на своем письменном столе.

  • И какой-то странный. Рулетка в виде миниатюрного пресс-папье (лежит справа, перед фотографией в рамке) честно служила Чехову в мелиховском саду при посадке деревьев. Затем некоторое время хранилась у супруги Чехова, Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой, а потом была ею подарена композитору К. В. Молчанову (?!). Надо отдать должное одаряемому: рулетка вернулась в Мелихово в середине 1960-х годов.

DSC07471.jpg

У стены разместилась этажерка с тремя фигурными полочками, каждая из которых (а не только верхняя) инкрустирована. В углу кресло с мягкими локотниками.
DSC07470.jpg

Чьи морды на локотниках? Собачьи?
DSC07472.jpg

Продолжу подсчитывать изменения в интерьере.

Изменение № 2. Обои с крупными цветочными мотивами уже заменены на однотонные зеленоватые с очень мелким, издали почти неразличимым рисунком.
Изменение № 3. По верхнему краю теперь приклеен декоративный бордюр. Его орнамент был восстановлен по мемориальному фрагменту, обнаруженному под полом флигеля.

Как и раньше, вдоль стены расположены книжные шкафы. В углу слева от двери — библиотечная лестница.
DSC07478.jpg

В углу справа — кресло-качалка конца XIX века. Вполне возможно, что с просьбой о приобретении именно такого кресла Чехов обратился к своей сестре Марии Павловне в 1895 году. И кресло было куплено в магазине Мюра и Мерилиза (это нынешний московский ЦУМ).
DSC07474.jpg

В первые мелиховские годы Чехов вел прием пациентов прямо в своем кабинете. В память об этом на стене висит симпатичный шкафчик-аптечка (второй в моей коллекции, а первый был обнаружен в Витебске у Марка Шагала).
DSC07468.jpg

Люстра для тридцать второй дюжины люстр и паникадил.
DSC07473.jpg

Гостиная
Рояль фирмы C. Bechstein. Попытаемся увидеть оскалившиеся львиные морды по краям его крышки.
DSC07490.jpg

Рояль не чеховский, но из круга общения писателя. Принадлежал Семенковичам и находился в их усадьбе Васькино, куда Чехов ездил сам и куда возил своих друзей послушать игру хозяйки дома, Евгении Михайловны.
DSC07491.jpg

Мое внимание привлек не трехместный диван, а стол.
DSC07483.jpg

Точнее, его нога, оканчивающаяся экспрессивными и как будто разворачивающимися вспять завитками.
DSC07484.jpg

Креслице с локотниками-балюстрадами.
DSC07482.jpg

Люстра.
DSC07480.jpg

Комната Марии Павловны Чеховой
Эту комнату сестра писателя занимала с 1892 по 1896 гг. Затем сюда переселился сам Антон Павлович, после того как уступил сестре свой кабинет.
Справа виден краешек умывальника.
DSC07487.jpg

Кованая кровать, узкая, застеленная белоснежным бельем.
DSC07488.jpg

«Пушкинская»
У этой комнаты множество названий: малая гостиная, диванная, Мишина комната, портретная, газетная, библиотека, проходная, итальянская, венецианская, пушкинская. Употребляя в разговорах и переписке то одно название комнаты, то другое, Чехов шутливо создавал иллюзию того, что дом большой и комнат в нем много.
DSC07504.jpg

То итальянской, то венецианской комнату называли из-за цветных окон-витражей в итальянском стиле. Еще недавно их было два, а теперь, после реставрации, стало три, как при Чехове. Это изменение № 4.
DSC07493.jpg

Третье окно проделано как раз на месте настенной полочки. Сама полочка переместилась в комнату Евгении Яковлевны. Это изменение № 5.
А пушкинской комнату называли потому, что здесь висит литография с портрета писателя кисти Ореста Адамовича Кипренского. Литографию Мария Павловна получила в подарок от полтавского помещика Смагина, который позже сделал ей предложение. Предложение не было принято, а портрет занял место на стене.
DSC07495.jpg

Еще одна полочка переместилась туда же, к Евгении Яковлевне. Это изменение № 6.
DSC07497.jpg

Настенные часы остались на своем месте.
DSC07496.jpg

Люстра.
DSC07494.jpg

Спальня Чехова
В спальне Антона Павловича всегда был идеальный порядок.
Кровать кованая.
DSC07499.jpg

За изголовьем дубовый письменный стол. Иногда Чехов переставлял его к кровати и так работал.
На столе мы видим шкафчик-аптечку и металлическую тарелку с медицинскими склянками. По вечерам Чехов нередко сам готовил лекарства для своих пациентов.
DSC07500.jpg

Напротив кровати расположился умывальный столик. Перед ним, в тени, — чемодан-сундук конца XIX века. Для поддержания формы внутрь чемодана вставлена плетеная корзина, а сзади он укреплен деревянными рейками.
Чемодан-сундук — предмет не только мемориальный, но и легендарный. Он появился у Чехова перед поездкой на Сахалин (чемодан купил брат Михаил), но проехал вместе с Чеховым только до Томска, то есть всего треть долгого пути.

Вот что 20 мая 1890 года Антон Павлович написал из Томска Алексею Сергеевичу Суворину, издателю газеты «Новое время»:

Чемодан мой, милейший сундучок, оказался неудобным в дороге: занимает много места, толкает в бок, гремит, а главное — грозит разбиться. «Не берите с собой в дальнюю дорогу сундуки!» — говорили мне добрые люди, но этот совет припомнился мне только на полдороге. Что ж? Оставляю свой чемодан в Томске на поселении, а вместо него купил себе какую-то кожаную стерву, которая имеет то удобство, что распластывается на дне тарантаса как угодно. Заплатил 16 рублей.

Впоследствии, по просьбе Чехова, чемодан стараниями помощника томского полицмейстера был возвращен в Санкт-Петербург. Затем, должно быть, попал в Мелихово. А после смерти Чехова чемоданом долгие годы пользовалась О. Л. Книппер-Чехова. Она брала его в гастрольные поездки и возила в нем костюмы и реквизит. По ее завещанию чемодан вернулся в Мелихово в 1958 году.
DSC07502.jpg

Шкаф был изготовлен по чертежам Марии Павловны. Работу выполнил мелиховский столяр Никита Слёзкин в 1890-е годы. В дизайне уже чувствуются первые дуновения модерна. За открытой дверцей посетителям демонстрируются сорочка Чехова, галстук-бабочка и белые накрахмаленные манжеты. В углу за шкафом прячется бамбуковая удочка.
DSC07501.jpg

Комната Павла Егоровича Чехова
Отец писателя так говорил про свою комнатку: «Моя монашеская келья». Он был достаточно одарен (справа на стене висит его скрипка), богомолен (слева в углу киот с тремя образами) и педантичен (на конторке лежит большая амбарная книга, в которую Павел Егорович ежедневно записывал все, что происходило на улице, в семье и в доме).
DSC07509.jpg

На обитом металлическими лентами сундуке лежат газеты, которые Павел Егорович прочитывал от корки до корки.
DSC07507.jpg

Комната Евгении Яковлевны Чеховой
Комната матушки Чехова всегда была закрыта для осмотра: экспозиции в ней не существовало. По воспоминаниям гостей чеховского дома мы могли лишь только представить, что здесь был «застекленный шкаф из красного дерева, в котором стояла кое-какая посуда, был большой шкаф для одежды, кровать, швейная машинка «Зингер» на столике у окна с белыми кисейными занавесками». Комната использовалась как фондохранилище, и экспонаты ждали своего часа.
И вот произошло изменение № 7: комната открыта, а экспонаты — кровать, шкаф, столик, машинка и другие — заняли свои места. Сюда же, как я уже говорил, переместились две полочки из «пушкинской» комнаты.

Столовая
На прямоугольном обеденном столе видим большой стеклянный колпак. Значит, пришло время вспомнить еще одну историю происхождения мемориальных предметов и узнать их послечеховскую участь.

  • Сценарий четвертый, рационально-практический. В мелиховские годы Мария Павловна отправилась в упоминавшийся нами московский магазин Мюра и Мерилиза, чтобы приобрести там столовый фарфоровый сервиз. Выбор пал на фирму «Villeroy & Boch DRESDEN», кстати здравствующую и поныне. Сервиз был большой и состоял более чем из 40 предметов. Уезжая в Ялту, Чеховы забрали сервиз с собой. Когда в 1920-е годы в Ялте организовывался чеховский музей, Мария Павловна использовала часть сервиза для формирования там экспозиции. Другую часть она поделила между своими племянниками Сергеем и Евгенией (детьми младшего брата, Михаила Павловича). И уже в самом конце 1950-х годов Сергей Михайлович передал принадлежавшую ему часть сервиза в Мелихово.

Вдоль стены расставлены стулья со спинками повыше и пониже. Вокруг стола — тонетовские стулья.
DSC07526.jpg

Среди многочисленных мемориальных предметов на сервировочном столике предлагаю разглядеть спиртовой, со стеклянной крышкой, кофейник-самовар. Михаил Павлович купил его в мелиховские годы. Чехов, хотя и называл в шутку кофейник «умным», но в отсутствие брата старался пользоваться другим кофейником, обычным.
DSC07525.jpg

Буфет. На его дверцах нет резного декора. Однако точеные пилястры, стойки в виде объемных ваз и мощный карниз с разорванным фронтоном придают буфету строгость и силу и делают его мебельной доминантой всей столовой.
В углу стоит круглый чайный столик. Наша задача — найти среди мемориальной посуды красную сахарницу. Сахарница (Франция, конец XIX века) принадлежала Марии Павловне и побывала вместе с ней в Таганроге, Москве, Мелихове и Ялте, прежде чем вновь очутилась в Мелихове.
Вольтеровское кресло, край которого мы видим слева, теперь перемещено в комнату Евгении Яковлевны — это изменение № 8.
DSC07527.jpg

«Узкий, длинный коридор»
К чеховскому описанию коридора можно добавить еще и «темный», так как света от итальянских окон-витражей внутрь попадает мало.
DSC07529.jpg

Еще один буфет. Легенда гласит, что изготовил его упоминавшийся плотник Никита Слёзкин по заказу Чеховых. Перед отъездом в Ялту Антон Павлович подарил буфет местному сельскому старосте Прокофию Андриановичу Симанову. В 1990-е годы буфет вернулся в музей.
DSC07517.jpg

Сейчас внимательному читателю предстоит поднапрячься. Мы приступаем к изучению двух ярких представителей русского стиля в мебели — кресел типовой конструкции «Дуга, топор и рукавицы».

Но сначала короткая справка от сотрудников Эрмитажа (в Эрмитаже хранится свой экземпляр подобного кресла).

[Важная справка, не пропустите ее.]Открываю авторитетный источник — книгу «Мебель для всех причуд тела». Эпоха историзма в России: каталог выставки. Эрмитаж, 2018 г. — и на странице 308 читаю:


Кресло с надписью на дуге «Тише едешь [—] дальше будешь» является одним из вариантов композиции «Дуга, топор и рукавицы», созданной столяром-резчиком В. П. Шутовым (1826–1887). <...> Впервые подобная конструкция, словно составленная из предметов привычного крестьянского обихода, была показана на Всероссийской выставке 1870 года, где ее создатель был отмечен бронзовой медалью. В дальнейшем на волне народнического движения и русофильских настроений в обществе кресло стало пользоваться чрезвычайной популярностью. В мастерской В. П. Шутова, получившего 10-летнюю привилегию на изготовление этого образца, были сделаны десятки подобных вещей. Известны различные их варианты, отличающиеся как набором включенных в основную композицию фольклорных деталей, так и текстом вырезанных на дуге народных пословиц и поговорок. Такие кресла продолжали изготавливать в разных городах России вплоть до революции 1917 года.

Весной 2016 года я сделал три фотографии описанного в книге эрмитажного кресла. Тогда в Выборге шла очень интересная выставка «От Николая I до Николая II. Эпоха историзма в России».

Вот общий вид эрмитажного кресла.
DSC05824.jpg

Вид сверху. Обратим внимание на резную розетку на сиденье и рукавицы. Рукавицы имеют объем и воспринимаются как настоящие.
DSC05825-2.jpg

По краю сиденья сделана резьба. На дуге резьба доходит до уровня пола.
DSC05827.jpg



Теперь посмотрим на первое чеховское кресло. Оно было изготовлено в мастерской Василия Петровича Шутова в Санкт-Петербурге.

Поищем отличия от эрмитажного образца.
1. Лезвия топоров как бы всажены в круглые колобашки.
DSC07518.jpg

2. Сиденье гладкое.
3. Рукавицы, хотя и с геометрическим декором, но абсолютно плоские и даже безжизненные. Ситуацию не спасают торчащие вверх большие пальцы.
DSC07520.jpg

4. Дуга с эталонным текстом, но наверху имеется кольцо, от которого к рукавицам идут тяги.
DSC07522.jpg

Теперь второе чеховское кресло. Как сообщают мелиховские источники, кресло «сделано в подражание Шутову неизвестным мастером. Оно более позднее, и сиденье его украшено ротанговой сеткой».
DSC07513.jpg

Обратим внимание на некоторые другие отличия.
1. Лезвия топоров всажены в вертикальные чурбачки.
2. Дуга, доходя до пола, образует не передние ножки, а задние.
3. Передние ножки стилизованы под конские фигурки: морда с пышной развевающейся назад гривой и собственно конская нога с копытцем.
DSC07514.jpg

Кстати, в моей коллекции еще один очень симпатичный вариант «Дуги, топора и рукавиц».

[Посмотрите.]Этот экземпляр мне встретился в 2015 году в Рыбинске.
6320_DSC01999.jpg

Если помните, то эрмитажная цитата сообщила нам, что текст, вырезанный по дуге, мог варьироваться. Здесь как раз вырезан другой вариант: фраза «Хлеб соль ешь[,] а правду режь» рассекает собой некую дату — 20 января 1911 года.
6330_DSC02000.jpg


Пока я упражнялся с дугой, топорами и рукавицами, Татьяна у входа в столовую беседовала с экскурсоводом (мы всегда задаем много вопросов).
DSC07515.jpg

Они ждут меня, чтобы вместе отправиться во филель-кухню, которую Чехов построил в 1893 году.
Мы уходим, но сюда так и тянет вернуться, и не только для того, чтобы своими глазами увидеть все 8 изменений.

Другие мелиховские объекты:
Tags: Книппер-Чехова, Мелихово, Рыбинск, Чайковский, Чехов, Шагал, Шутов, Эрмитаж, буфет, в Ясную Поляну, диван, диван турецкий, дуга-топор-и-рукавицы, киот, конторка, кресло, кресло вольтеровское, кресло-качалка, кровать, лестница библиотечная, люстра, мебель, мебель России, мебель Тонета, мебель бамбуковая, мебель в музее, мебель кованая, мебель мемориальная, полка, рояль, свет, стол, стол письменный, стол умывальный, столик сервировочный, стул, сундук, сундук-чемодан, шкафчик-аптечка, этажерка
Subscribe

Posts from This Journal “в Ясную Поляну” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment