Александр Маталов (a_les_sandro) wrote,
Александр Маталов
a_les_sandro

Дом-музей В. Д. Поленова

05.01.2017
Приготовьтесь к тому, что мы сейчас отправимся на мебельную экскурсию по дому-музею, созданному большим художником. В этой фразе каждое слово имеет вес.
Во-первых, трехэтажный деревянный оштукатуренный дом был возведен в 1882 году по проекту Василия Дмитриевича Поленова. И художник занимался не только проектированием дома, но и его декорированием и меблировкой.
DSC07405.jpg

Во-вторых, дом изначально задумывался и строился как дом-музей для обширной коллекции живописи, графики и предметов декоративно-прикладного искусства.
В третьих, в ходе нашей экскурсии речь пойдет о мебели и совсем мало будет сказано о той «обширной коллекции живописи, графики и предметов декоративно-прикладного искусства», для экспонирования которой и создавался дом-музей.

Портретная
Итак, как мы и договорились, фокусируемся на мебели. Перед нами диван с волнообразной спинкой, стол с овальной волнообразной столешницей и пара изящных кресел с тонким деревянным краем и симпатичной юбочкой.
DSC07413.jpg

В углу портретной стоит так называемый «державинский» шкаф. Этот шкафчик в стиле жакоб раньше принадлежал Гавриилу Романовичу Державину. К Поленову он перешел по линии бабушки, Воейковой Веры Николаевны. Еще ребенком Вера рано осиротела и воспитывалась в доме своего дяди, Гаврилы Державина (вторая супруга которого приходилась Вериной матери, то есть уже прабабушке Поленова, родной сестрой).
Поленов поместил в державинский шкаф ту посуду, которая ему нравилась, не придавая большого значения ее антикварной ценности. Тем не менее, два особо значимых предмета мы сейчас постараемся в шкафчике разглядеть.

Но сначала несколько слов о так называемой семейной витрине, расположенной справа от шкафа. В нее рукой Поленова были положены не менее ценные вещи: визитная карточка с автографом И. С. Тургенева и машущие крыльями бумажные птички, сделанные в 1896 г. Львом Толстым для детей Поленова во время небольшого совместного путешествия на поезде.
DSC07408.jpg

Возвращаемся к содержимому державинского шкафа. Из вещей, лично принадлежавших Державину, видим стоящую на краю полочки солонку из синего стекла в ажурной серебряной оправе.
Теперь правее, вглубине, изо всех сил стараемся различить бокал с гербом Наполеона I. Дед Поленова, Воейков Алексей Васильевич, привез этот бокал из похода 1812–1815 гг.
DSC07410.jpg

Переходим от мебели исторической к мебели, сделанной руками художника или по его эскизам. Вот, например, стол. Интерес представляет столешница, которая составлена из кусочков мрамора. Поленов собрал их в Риме в 1894–1895 гг, бродя среди древних римских построек.
DSC07415.jpg

Люстра отправляется в тридцать вторую дюжину люстр и паникадил.
DSC07407.jpg

Библио́тека
Чтобы разобраться с ударением, призовем на помощь цитату из книги Ф. Д. Поленова «Пламя старого камина»:

Библиотека... всегда называлась библио́текой, ударение делалось только на «о». Такое произношение, характерное для старой петербургской интеллигенции, безусловно, восходит к XVIII веку.

Поленов дал этому помещению не только колоритное название, но и стал автором проекта внутренней отделки. Так, по рисункам Поленова московский столяр Алексей Антонович Минаев выполнил из мореного дерева стеновые и потолочные панели, набрал дубовый паркет. А Поленов вместе с сестрой, Еленой Дмитриевной, сделал из местного камня мозаичные фризы, украсившие большой камин в готическом стиле.
DSC07438.jpg

Вся мебель в библиотеке имеет свою историю. Например, этот резной шкаф работы петербургского столяра Левитона был собран из фрагментов мебели периода итальянского Возрождения, приобретенных у антикваров. Восхищаемся выразительным разорванным фронтоном, пилястрами,
DSC07424.jpg

богатой резьбой, украшающей дверцы.
DSC07427.jpg

Дубовый стол в стиле петровского барокко был подарен Поленову его братом, Константином Дмитриевичем.
DSC07430.jpg

Кресло работы Минаева неплохо стилизовано под петровскую эпоху. Все благодаря мебельным гвоздям с крупными шляпками.
DSC07431.jpg

В углу еще одно минаевское кресло.
DSC07428.jpg

Мягкое сиденье и спинка кожаные.
DSC07419.jpg

Кожа на спинке тисненая золотом. Нарочито крупные гвозди и золоченые фиалы с листьями аканта радуют глаз.
DSC07420.jpg

Третье минаевское кресло стоит рядом с дверью в портретную. Проножка резная. Сиденье и спинка жесткие, обтянуты кожей.
DSC07421.jpg

Кожа тисненая, рисунок пряничный.
DSC07423.jpg

Руками Минаева изготовлена и двустворчатая дубовая дверь. На левом полотне вырезаны инициалы Поленова (буква В, вписанная в букву П). На правом — дата постройки дома (1892 г.). Поближе инициалы Поленова мы сможем рассмотреть чуть позже, в кабинете.
Неоготический шкаф нарисован Поленовым и изготовлен Минаевым.
DSC07433.jpg

Обращаем внимание на готические мотивы тонко выполненной резьбы и русско-готический дизайн металлических петель-накладок.
DSC07434.jpg

Можно заметить, что тонкий резной узор проходит не только по металлу накладок, но и по цилиндрам петель.
DSC07417.jpg

Любимым музыкальным инструментом Поленова был ручной орган «Селестина».
DSC07416.jpg

Поленов аккомпанировал себе на органе, когда пел детям старинные немецкие песни.
DSC07436.jpg

Посередине комнаты стоит стол работы Минаева.
Большое итальянское окно с витражами смотрит на просеку. Поленов спланировал просеку так, чтобы она выходила на Оку с ее заливными лугами и чтобы далеко вдали был виден город Таруса.
DSC07437.jpg

Столовая
Столовая — это музей прикладного искусства и народного творчества, и мебель в нем далеко не главное. Но все-таки.
DSC07443.jpg

Буфетный шкаф сделан по рисунку Поленова (мы уже должны узнавать характерный дизайн металлической фурнитуры).
DSC07442.jpg

Диван с плоской геометрической резьбой изготовлен по рисункам сестры Поленова в абрамцевской мастерской. Елена Дмитриевна была одной из основоположниц стиля модерн в русском искусстве.
DSC07440.jpg

Кабинет
На фотографию попал краешек турецкого дивана без ножек. Диван застелен ковром, который подарил Поленову его брат, Алексей Дмитриевич, создавший в Орловской губернии ковровую мастерскую.
Дубовый шкаф, совмещенный с диваном, был выполнен Минаевым по рисунку Поленова при непосредственном участии художника. Обратим внимание на подвешенный к ребру шкафа фонарь со стеклами-витражами.
DSC07451.jpg

Как и в неоготическом шкафу из библиотеки, на петлях гравирован узор, но здесь его мотивы русские, как и растительные мотивы резьбы на дверке.
DSC07445.jpg

Возможно, на этой откидной дверце должна была быть резьба. Но пока мы видим только ее разметку, среди которой находим инициалы Поленова (буква В, вписанная в букву П) и год создания шкафа — 1885-й.
DSC07446.jpg

Ножка шкафа — это стеклянный шар в металлической оправе, в очертаниях которой читается птичья лапа.
DSC07444.jpg

Шкаф использовался для хранения графических работ Поленова и нот, а комнату по праву называли музыкальной. Здесь, кроме фортепиано, мы находим фисгармонию.
DSC07449.jpg

Люстра.
DSC07448.jpg

Лестница на второй этаж
На второй этаж ведет деревянная лестница (кусочек отражается в зеркале трюмо). Минаев изготовил ее из выдержанного дуба и сделал это настолько добротно, что лестница стоит без ремонта вот уже почти сто сорок лет, за которые по ней поднялись и спустились несколько миллионов человек.
Трюмо окружено неоготическими стульями.
DSC07465.jpg

Мастерская
В мастерской Поленов работал в начале 1890-х годов, пока не построил в 1904 г. свое «Аббатство».

[Покажу вам Аббатство на этой фотографии.]
Справа от большого дома мы видим каменное двухэтажное здание с башней под красной черепичной крышей. Аббатство было возведено по проекту Поленова и получило название за свой архитектурный стиль.
DSC07404.jpg


Так вот, в мастерской большого дома в числе прочего хранится и экспонируется графический вариант картины «Христос и грешница», выполненный углем в 1885 году. Черно-белое полотно размером 585х307 см производит ошеломляющее впечатление — цвет не нужен.
DSC07452.jpg

Пейзажная
Пейзажная не имеет мемориального характера, поэтому ее общего вида не будет. Но здесь есть несколько интересных предметов мебели. Например, столики, стилизованные под петровское барокко.
DSC07458.jpg

То, что столики именно стилизованы, можно определить по их повышенной декоративности: по резьбе на подстольях,
DSC07459.jpg

по краю столешницы,
DSC07460.jpg

а также по круглой форме самой столешницы.
DSC07456.jpg

Еще один предмет в духе Поленова — письменный стол с полочкой и надстройкой.
DSC07464.jpg

Стиль художника узнаётся по металлическим накладным деталям.
DSC07462.jpg

Наша мебельная экскурсия подошла к концу. С легкой грустью бросаем взгляд вдоль поленовской просеки: по прямой через Оку до цветаевской Тарусы рукой подать, а на машине крюк огромный.
DSC07455.jpg

Так что в Тарусу в следующий раз. А сейчас в Мелихово, к Чехову.

Еще об авторской мебели:
Tags: Державин, Минаев, Поленов, Поленова, Поленово, Толстой Л., Тургенев, буфет, в Ясную Поляну, дверь, диван, диван турецкий, кресло, люстра, мебель, мебель России, мебель в музее, мебель мемориальная, орган, панель потолочная, панель стеновая, свет, стиль готика, стиль жакоб, стиль петровское барокко, стол, стол письменный, стул, трюмо, фисгармония, шкаф
Subscribe

Posts from This Journal “в Ясную Поляну” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments