Александр Маталов (a_les_sandro) wrote,
Александр Маталов
a_les_sandro

2. Музей-усадьба Н. А. Римского-Корсакова. Комплекс в Любенске

03.09.2016
От Вечаши до Любенска — рукой подать. Когда выходишь из Вечаши, тебя уже ждут в Любенске: хорошо поставлена работа экскурсоводческого телеграфа.

Перед господским домом, что слева, — акациевый круг, чем-то напоминающий дерновый круг из пушкинского Михайловского.
DSC07064.jpg

И первая пришедшая на ум ассоциация чудесным образом оказывается неслучайной.

Передняя
Выясняется, что здесь, как и в пушкинском доме, есть мемориальные пушечки. И если в Михайловском это были пушечки-мортирки, то в Любенске хранятся пушечки, которые называют «Дадоновыми», по имени царя Дадона из «Сказки о золотом петушке». Как думаете, это случайно?
DSC07075.jpg
Сосредоточившись на мебели для моей мебельной экскурсии, фотографии пушечек я не сделал.

Помимо пушечек, в передней стоят два сундука. Один потрадиционнее, невысокий, в деревянной и металлической оплетке.
DSC07076.jpg

Второй повыше и пооригинальнее.
DSC07072.jpg

Сундук фанерован ценными породами дерева с подбором рисунка шпона, украшен венком и тонкими обводками вдоль основных контуров.
DSC07073.jpg

Типичная люстра, бывшая ранее керосиновой, отправляется в тридцать первую дюжину люстр и паникадил.
DSC07074.jpg

Кабинет Римского-Корсакова
Когда подходишь к двери кабинета, первое впечатление такое: кажется, что планировка похожа на кабинет петербургской квартиры композитора.
DSC07077.jpg

[Взгляните]Взгляните.
IMG_3223.jpg


Конечно, потом начинаешь видеть отличия. Так, в Любенске письменный стол с двумя основательными тумбами в пол.
DSC07080.jpg

Ампирный диван с плоской деревянной, а не мягкой спинкой. Рабочее кресло гнутое, жесткое, тонетовское, а не резное с бархатной обивкой.
DSC07079.jpg

Запомним рисунок фигурной спинки ампирного кресла для посетителей. С этим рисунком мы еще встретимся, а пока снова звучит имя Пушкина. Дело в том, что в этом кабинете Римский-Корсаков написал свою последнюю, пятнадцатую оперу. И это была опера на пушкинский сюжет. Нельзя не догадаться, как она называется.
DSC07078.jpg

Гостиная
Как и в петербургской квартире, рояль мы находим не в кабинете, а в гостиной. Из рассказа о квартире мы помним, что композитор сочинял в кабинете, сидя за письменным столом, лишь изредка выходя к роялю, чтобы проиграть уже записанную музыку.
DSC07090.jpg

В Санкт-Петербурге в гостиной стоит рояль фирмы «Беккер», а здесь — «Дидерихс». Стул современный и поэтому в данном интерьере совершенно ужасный.
DSC07087.jpg

Высокий предмет, стоящий на полу напротив окна, — стереоскоп. В него можно посмотреть.
Теперь еще одна параллель и еще одно отличие между Петербургом и Любенском. Это трюмо с консолями. В городе консоли были чужеродными по отношению к трюмо по стилю и по цвету, а здесь они выглядят как родные.
DSC07092.jpg

[Сравните]Сравните.
IMG_3235.jpg


По левой стене организованы три небольшие зоны.
DSC07083.jpg

В первой, ближе ко входу, расположен круглый стол. Любуюсь скатертью. Мне кажется, что нет ничего красивее, чем плотный, тяжелый, тягучий текстиль, расшитый в стилистике модерна. Надеюсь, Николай Андреевич разделял мою страсть к модерну, иначе бы он не оставил лежать на столе семейную реликвию — альбом для фотографий.
Форма спинок стульев нам знакома по креслу из кабинета.
DSC07084.jpg

Вторая зона решена просто, но элегантно. В центре — легкий прозрачный столик на слегка изогнутых внизу ножках. По бокам симметрично расставлены два стула. Их мягкие, скругленные по углам спинки выполнены с эффектом капитоне, или в технике каретной стяжки, и как бы подпружинены дополнительной, тоже скругленной перекладиной.
В этой композиции все симметрично: столик по центру — стулья по краям, букет по центру — две фотографии по краям. И только наклоненные в одну сторону ноты слегка нарушают идеальную симметрию, и это очень красиво.
DSC07085.jpg

Третья зона также организована вокруг стола. Два кресла и диванчик вдали — все из того же гарнитура, что и только что изученные нами стулья с подпружиненными спинками. На столе еще один мемориальный предмет — шкатулка для рукоделия.
DSC07086.jpg

Люстра.
DSC07088.jpg

Столовая
Мы медленно, но верно приближаемся к решению яблочного вопроса, о котором я рассказал еще в Вечаше. Видимо поэтому на столе в корзине лежат знаменитые местные яблоки.
Стол круглый, судя по массивным ножкам — дубовый. Окружен восемью стульями с резными спинками. В дальнем углу прячется буфет.
DSC07104.jpg

Прежде чем подойти к буфету, обратим внимание на самоварный столик.
DSC07098.jpg

По сложившейся традиции фотографирую каменную столешницу сверху, чтобы показать ее форму, типичную для подобных столиков.
DSC07099.jpg

Теперь буфет. Он эклектичен. Нижняя тумба стилистически нейтральна.
DSC07100.jpg

А все, что выше столешницы, выполнено в стиле модерн: форма рамки центральной дверки, шикарный витраж, резные растительные мотивы на боковых дверках, неравномерный ритм вертикального декора на навершии и
DSC07101.jpg

даже форма стоек.
Прошу обратить внимание на два мемориальных предмета: ручную кофемолку и керамический поднос с живописным растительным орнаментом.
DSC07102.jpg

Снова взглянем на стол. С этого ракурса лучше видны скатерть, которую вышила младшая дочь композитора, Надежда, и лежащая поверх скатерти дорожка, вышитая младшим сыном, Владимиром.
Из расположенной по центру дома столовой можно выйти на балкон, что мы и сделаем.
DSC07103.jpg

С балкона открывается вид на небольшой обмелевший овальный пруд (его очертания угадываются на среднем плане) и озеро Песно (его не видно, оно вдали, за деревьями). Там же, вдали, на ближнем берегу озера, находится и Вечаша.
DSC07095.jpg

Возвращаемся в дом и осмотр столовой завершаем люстрой.
DSC07106.jpg

Комната сыновей Андрея и Владимира
Меблировка данной комнаты условна.
DSC07107.jpg

Но в ее основе — запоминающиеся стулья.
DSC07108.jpg

Их ножки украшены чрезвычайно фактурными львиными мордами с непомерно длинными и узкими бородами.
DSC07114.jpg

А спинка похожа на богато декорированный резьбой картуш. Здесь и грозди плодов, и развернутые свитки, и пузатые драконы, свесившие свои оперенные крылья.
DSC07109.jpg

Что-то едва уловимое драконье можно разглядеть и в люстре.
DSC07111.jpg

Коридор
В коридоре я сфотографировал на память только бывшую керосиновую люстру.
DSC07115.jpg

Печальная комната без названия
В этой комнате говорят о последних днях жизни композитора, о скоропостижной его кончине и об оставленном им наследии. Рассказывают о «Золотом петушке», над которым Римский-Корсаков работал именно в Любенске и которого успел завершить.
Из мебели здесь представлена пара образцов ампира. Это уже знакомые нам стулья.
DSC07120.jpg

И простое, но милое кресло-корытце.
В угловой витрине хранятся клавиры опер и издания теоретических работ Римского-Корсакова. Его «Практический учебник гармонии» я когда-то купил и даже читал, а вот «Основы оркестровки» пока нигде достать не удалось. С надеждой наивно поинтересовался, не продаются ли «Основы» в музее. Где там. Не то что раритетными «Основами», даже тонюсеньким буклетом музей, к сожалению, не богат.
DSC07117.jpg

Рядом экспонируется принадлежавший композитору летний пиджак. Пребывая в печали, пиджак фотографировать я не решился.

Люстра.
DSC07122.jpg

В заключение позволю себе еще две ассоциации с Михайловским. Это огромные вековые дубы неподалеку от дома.
DSC07125.jpg

И чудесный яблоневый сад.
DSC07127.jpg

В любенском саду все небо увешано яблоками и вся земля устлана ими.

Tags: Любенск, Михайловское, Римский-Корсаков, буфет, во Псков, диван, капитоне, картуш, консоль, корытце, кресло, люстра, мебель, мебель Тонета, мебель в музее, мебель мемориальная, рояль, стереоскоп, стол, стол письменный, столик самоварный, стул, сундук, трюмо
Subscribe

Posts from This Journal “во Псков” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments