Александр Маталов (a_les_sandro) wrote,
Александр Маталов
a_les_sandro

Category:

Музей-заповедник А. Н. Островского «Щелыково»

24.07.2016
Александр Николаевич должен меня простить. Четыре раза за год побывать в Плесе, что в ста километрах от музея, и даже один раз проехать мимо поворота на музей, но не заехать туда — верх неуважения к великому драматургу.
Исправляюсь: выдвигаясь в Плес в пятый раз, специально прокладываю маршрут через Щелыко́во.

Музей нас встречает не то чтобы очень дружелюбно. Когда в администрации я пытаюсь заказать экскурсию, одна экскурсовод с нескрываемой радостью сообщает, что у меня ничего не получится. Все экскурсоводы заняты, так как через час ждут два автобуса туристов.
Вместо того чтобы предложить какой-нибудь вариант — «не получится», и точка. Делай что хочешь.
DSC06455.jpg
Парадный («круглый») двор

Чтобы скоротать время, отправляемся к церкви святого Николая в селе Николо-Бережки, которую часто посещал Александр Николаевич. Идти минут двадцать, пересекая овраг, спускаясь и поднимаясь по длинным лестницам.

Наконец видим восточные ворота церковной ограды.
DSC06406.jpg

Один из служителей проводит для нас экскурсию по нижнему и верхнему храмам,
DSC06407.jpg

рассказывает о фамильном захоронении Островских.
DSC06411.jpg
Слева направо: могилы супруги драматурга Марии Васильевны Островской, самого Александра Николаевича, их дочери Марии Александровны Шателен, отца драматурга Николая Федоровича Островского.
Вдали — западные ворота церковной ограды


Спустя полтора часа возвращаемся к дому. Теперь оказывается, что экскурсию провести можно. Более того, проводит ее та самая тетенька, которая полтора часа назад говорила, что у нас шансов нет. И как проводит: бодро и коротко. Короче экскурсий в своей жизни я не видывал.

Знал бы Александр Николаевич, хлебосол и гостеприимный хозяин, какие нынче вольности творятся в его имении. В утешение драматургу предлагаю экскурсию мебельную.

Прихожая
В небольшой прихожей напротив скамьи для ожидающих расположено трюмо с консолью. Расстояния маленькие, поэтому трюмо в кадр не помещается. Зато можно рассмотреть консоль.
DSC06414.jpg

Две передние точеные ножки наверху украшены фигурками лебедей.
DSC06413.jpg

Изогнутыми шеями и кончиками крыльев, разведенных на 90 градусов, лебеди поддерживают столешницу.
DSC06415.jpg

Столовая
Пространство столовой организовано вокруг стола-сороконожки. Скатерть не дает возможности разглядеть его конструкцию, но говорят, что стол оснащен десятью ножками на колесиках.
DSC06420.jpg

Вдоль стены расположен массивный четырехдверный буфет (Россия, 1880-е годы). Две центральные дверки основания и надстройки выступают вперед ризалитом, увенчанным наверху пышной короной сложной конструкции. Корона уравновешивается двумя вазочками-фиалами, расположенными по углам буфета.
DSC06421.jpg

Дверки рамочно-филенчатые. Филенка сложного, глубокого профиля. Секции буфета разделены пилястрами.
Над столом висит мемориальная керосиновая лампа-молния (Россия, конец XIX века). Из-за стульев в чехлах к лампе не подойти, поэтому она не попадает в мою коллекцию ламп и паникадил.
DSC06416.jpg

На мемориальном столике-геридоне стоит тульский самовар фирмы братьев Воронцовых (вторая половина XIX века). Самовар принадлежал отцу драматурга и, по легенде, был подарен ему купцами.
DSC06418.jpg

На противоположной стене, в простенке между окнами, еще один мемориальный предмет — часы фирмы «Лейнсдорф» (середина XIX века). Согласитесь, что часы выглядят так, как будто изготовлены в 70-е годы века двадцатого.
DSC06419.jpg

Южная гостиная
Эта комната полна мемориальных вещей.
DSC06428.jpg

Среди них кресло-качалка с полозьями оригинальной конструкции, оберегающей пол от истирания. Рама выполнена в виде точеных балясин. Сиденье и спинка обтянуты гобеленом.

По поводу мемориальности стоящего слева каминного экрана у меня сведений нет, но точеная проножка рамы экрана буквально в деталях повторяет формы двух проножек кресла-качалки.

Зато справа от кресла — мемориальная плетеная двухъярусная корзинка для рукоделия (Россия, конец XIX века). Корзинка принадлежала Марии Васильевне Островской, жене драматурга.
DSC06425.jpg

Мемориальный овальный стол не поддается изучению: он покрыт скатертью и окружен стульями с мягкими овальными спинками.

Следующие мемориальные предметы — черное фортепиано фирмы «Talanoff» на шесть с половиной октав (Россия, первая половина XIX века) и стул-вертушка к нему. Стул фирмы братьев Тонет изготовлен в Вене в 1850–1860-е годы. Плетенное из ротанга сиденье выполнено в технике венской соломки.
DSC06422.jpg

Еще один мемориальный предмет — зеркало в резной раме. Внутренние очертания рамы просты: это прямоугольник со слегка скругленными углами. Зато внешние очертания задаются волнообразной барочной резьбой с пышной короной наверху и гармонирующим с ней подзором внизу.
Зеркало расположено над фортепиано таким образом, чтобы при музицировании можно было наблюдать все, что происходило на террасе.
DSC06426.jpg

С южной террасы открывается вид на Нижний парк. В парк можно спуститься по многомаршевой лестнице, вход на которую украшен вазонами с настурциями. Внизу шестигранная беседка — так называемая «беседка Островского».
DSC06427.jpg

Кабинет
Кабинет полон мемориальных вещей, не только принадлежавших Островскому, но и даже изготовленных его руками.
Начну с резной полочки для бумаг, потому что на следующих фотографиях ее не будет видно. Островский собственноручно выпилил полочку лобзиком и подарил ее своему приятелю, столяру-краснодеревщику Ивану Викторовичу Соболеву. Сейчас полочка вместе с резной рамкой для фотографии висит в простенке между окнами, над правым углом письменного стола. Постарайтесь разглядеть.
DSC06436.jpg

Двухтумбовый письменный стол, по легенде, был изготовлен Александром Николаевичем совместно с И. В. Соболевым в 1870–1885 годы. Столешница оформлена вставкой из зеленого сукна. В подстолье встроены три выдвижных ящика. Стол выполнен из сосны и тонирован под красное дерево.

Следующая мемория — стоящий на левом углу стола двусвечник с металлическим зеленым абажуром (Россия, вторая половина XIX века).

Стул с дугообразной спинкой и передними ножками-кабриолями (Россия, последняя четверть XIX века) поступил из московской квартиры драматурга.
DSC06432.jpg

Принадлежала Островскому и напольная пепельница-песочница (Россия, конец XIX века). Ее конструкция аналогична плевательнице из коллекции Эрмитажа: нажимаешь на кнопку на вершине ручки-стойки — внизу распахивается ящик с песком для сбора пепла.
DSC06435.jpg

Правый угол стола занят дорожным секретером. Секретер был изготовлен в Европе во второй половине XIX века и подарен Островскому братом Михаилом Николаевичем, министром государственных имуществ в царствование Александра III.
Чуть левее секретера — принадлежавшая Островскому подставка под спичечный коробок.
DSC06434.jpg

Центральную часть кабинета занимают овальный столик и расположенные вокруг него кресла. Столик на центральной фигурной трехчастной ноге, фанерованной полосатым шпоном.
DSC06433.jpg

Такой же полосатый шпон служит основой для инкрустированного на столешнице растительного орнамента. Центральная овальная вставка с цветочным рисунком выполнена на темном фоне.
DSC06430.jpg

Пространство у стены занято тахтой. Все как по канонам тахты: широкий диван без спинки, с двумя подлокотниками, покрытый ковром.
DSC06429.jpg

Спальня Марии Васильевны
Все предметы мебели, о которых пойдет речь в спальне, подлинные.
Очередная удача — кровать в музейных интерьерах. Не могу оценить достоверно, но изголовье и изножье выглядят одинаковыми по размеру. Они сложной фигурной формы, с утолщенным кантом по периметру.
Рядом с кроватью — прикроватная тумбочка (Россия, последняя четверть XIX века).
DSC06443.jpg

Дальний угол занят умывальным столом с мраморными столешницей и надстройкой (Россия, конец XIX века). Тумба-основание шпонировано красным деревом. Стол и расположенные на нем предметы из набора для умывания (чаша, кувшин, мыльница, произведенные на фабрике М. С. Кузнецова в конце XIX — начале XX вв.) сохранились благодаря тому, что были вывезены дочерью драматурга Марией Александровной Шателен и находились в ленинградской квартире ее мужа Михаила Андреевича Шателена.

Еще один предмет, который сначала принадлежал супруге Островского, а затем его дочери, — столик для рукоделия, или столик рабочий дамский, как его называют в музее (Россия, 1850–1860 годы). Его крышка сдвигается, открывая восемь отделений в подстолье. Ниже расположен ящик для хранения рукоделий. Он драпирован зеленой тканью.

Над столиком — трехчастное зеркало в раме оригинальной формы (Россия, последняя четверть XIX века). Зеркало входило в обстановку московской квартиры, в которой останавливался Островский.
DSC06439.jpg

Это единственная люстра из щелыковского дома, которая попадает в мою двадцать шестую дюжину.
DSC06442.jpg

Людская комната
В людской комнате два мемориальных предмета мебели.
Гладкие дверцы бельевого шкафа (Европа, третья четверть XIX века) декорированы накладным штапиком, который имитирует рамочно-филенчатую конструкцию. На крышке шкафа, у стены, имеется навершие, барочные контуры которого украшены резьбой.
DSC06446.jpg

Рама паркового кресла выполнена из гнутого металлического прутка, локотники и спинка — из полосок рессорного металла. Круглое сиденье деревянное. Диковинное кресло было изготовлено местным кузнецом с еще более диковинным именем — Уаром Ефимовым, что жил в деревне Подлужье, Кинешемского уезда, Костромской губернии, во второй половине XIX века. Островский пользовался креслом во время рыбной ловли не реке Куекше.
DSC06444.jpg

Северная гостиная
Какое-то время в этой комнате располагался кабинет брата драматурга — Михаила Николаевича, совладельца Щелыкова. Сейчас здесь частично воссоздана библиотека Алексадра Николаевича. Библиотека размещена в трех однотипных книжных шкафах: одном четырехдверном и двух однодверных.
DSC06451.jpg

Очень интересный предмет — двухтумбовое бюро-секретер (Бостон, США, конец XIX – начало XX вв.). Верхняя часть закрывается выдвижной рейчатой крышкой (по-итальянски serrandina), которая изменяет свою форму при скольжении по изогнутым боковинам. Бюро принадлежало сыну драматурга, Сергею Александровичу.
DSC06448.jpg

Последний из изучаемых нами предметов мебели — кресло. Ножки, боковые устои и изогнутые локотники витые, причем спираль на левых и правых деталях выполнена в противоположную сторону.
DSC06450.jpg

Фрагментом витой спирали украшен верх полукруглой спинки. Я не технолог, но мне кажется, что витые изогнутые детали вряд ли могли быть выполнены точением. Тем ценнее работа.

Кстати, в верхней части бюро-секретера, помимо двух выдвижных ящичков, предусмотрены 34 отделения разной формы и всевозможных размеров.
DSC06447.jpg

На этом я завершаю мебельную экскурсию по усадьбе Щелыково. По всем признакам теща мебельной экскурсией довольна: такое количество мемориальных предметов редко где увидишь.
DSC06456.jpg

Спасибы
Tags: serrandina, Островский А., Щелыково, буфет, бюро, бюро дорожное, в Ярославль, геридон, зеркало, инкрустация, консоль, корзина для рукоделия, кресло, кресло парковое, кресло-качалка, кровать, люстра, мебель, мебель России, мебель США, мебель Тонета, мебель в музее, мебель мемориальная, пепельница-песочница, пианино, полка, рамка, свет, секретер, скамейка, стол, стол письменный, стол умывальный, стол-сороконожка, столик для рукоделий, стул, стул-вертушка, тахта, трюмо, тумбочка прикроватная, шкаф, экран каминный
Subscribe

Posts from This Journal “в Ярославль” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments