Александр Маталов (a_les_sandro) wrote,
Александр Маталов
a_les_sandro

Categories:

2. Петровское. Дом Петра Абрамовича Ганнибала

08.03.2016
Закончив осмотр дома Абрама Петровича Ганнибала, идем в гости в дом к сыну его, Петру Абрамовичу.
Следующее поколение — следующая эпоха, а значит, другие вкусы, другие архитектура и мебель.
DSC05630.jpg

Приемная
Мебельную экскурсию начинаем с противоречивого шкафа. Противоречивость его заключается в том, что лицевая часть богато декорирована в технике наборного дерева, да и сам шкаф венчается внушительным карнизом. Но при этом дощатые боковины остаются необлагороженными: их лишь тонировали морилкой.
DSC05682.jpg

При ближайшем рассмотрении шкафа можно заметить, что инкрустированными оказываются не только поверхности вставок, обрамленных фигурными рамками из штапика, но и сами полотнища дверцы, на которой местами шпон уложен под углом 45 градусов.
DSC05681.jpg

Стоящее напротив гнутое кресло имеет достаточно простые очертания, но пышную спинку.
DSC05720.jpg

Центральную вставку в спинке образуют два перекрещивающихся рога изобилия, обвивающие собой восходящее полусолнце и звезду.
DSC05721.jpg

Кабинет Петра Абрамовича Ганнибала
Диван и стулья объединяются в гарнитур благодаря своим скругленным спинкам, выполненным по типу кресла-корытца, и полному отсутствию дополнительного декора. В принципе, скругленные и идеально отполированные поверхности в нем и не нуждаются.
DSC05683.jpg

Спинки стульев подобны срезам гигантских шампиньонов.
DSC05684.jpg

Золоченая ножка круглого столика выполнена в виде колонны с тремя ампирными саблевидными опорами.
DSC05685.jpg

Секретер совмещен с витриной.
DSC05692.jpg

Среди инкрустированного растительного орнамента замечаем человекоподобные маски. Хотя маски тоже составлены из элементов с растительными мотивами и закамуфлированы под розетки, но они все равно выглядят достаточно агрессивно, когда перекусывают вьющиеся побеги.
DSC05693.jpg

Спиной к камину расположился бержер. Его спинка высокая, с «ушами». Тканью обтянута только внутренняя поверхность, по контурам обивки проложены гвоздики.
DSC05694.jpg

Внешняя поверхность кресла деревянная. Локотники сплошные, с волютой наверху и перевернутой волютой внизу.
DSC05695.jpg

В простенке между окнами разместился диковинный предмет мебели в виде креста. Если честно, я не знаю, как его лучше назвать.
Витрина? Нет, не витрина: нет застекленных дверок для демонстрации содержимого.
Буфет? Нет, не буфет: никакую посуду в него не поставишь.
Секретер? Пожалуй: секретер с пятью маленькими дверками.
DSC05688.jpg

Маленькие дверки образуют крест. Похоже, что инкрустация на них сделана из полудрагоценных камней.
DSC05689.jpg

Чем обусловлена необходимость заполнения верхней части нашего секретера резной маской — для меня секрет. Мне кажется, что маска стилистически не вяжется с райскими птицами, выполненными в стиле шинуазри.
DSC05690.jpg

Стулья по бокам от секретера выдержаны в английском стиле со свойственной ему формой ножек (это видно на одном из предыдущих фото). При этом в центральной резной вставке прочитываются готические мотивы квадрифольев.
DSC05691.jpg

Люстра, продолжающая пополнение двадцать четвертой дюжины.
DSC05686.jpg

Гостиная
Как сообщает путеводитель, обстановка гостиной соответствует времени 1820–1830-х годов.
DSC05722.jpg

Дальнее кресло отличается от двух других кресел и дивана, составляющих гарнитур. Отличия состоят в рисунке локотников, а также в форме спинки и наличии на ней дополнительной перекладины. У «постороннего» кресла нижний край спинки фигурный, у остальных предметов — прямой.
DSC05696.jpg

Локотники гарнитура обладают повышенной кучерявостью.
DSC05697.jpg

Шкафчик-горка в стиле жакоб с характерными для него рисунком расстекловки и отделкой в виде металлических полосок.
DSC05698.jpg

Рядом с роялем фирмы «Штурцваге» (1839 год) помещен стул, выполненный в стиле классицизм и расписанный в пастельных тонах. По-моему, стул выбивается из общей картины.
DSC05700.jpg

По обеим сторонам от консоли размещены стулья карельской березы с изогнутыми спинками характерных очертаний. При формировании экспозиции музейщики, вероятно, исходили из имеющихся запасов мебели и поэтому немного схитрили, отправив точно такие же стулья в комнату Евпраксии Николаевны Вульф в имении Тригорском, о котором будет следующий пост.
DSC05702.jpg

Люстра.
DSC05699.jpg

Кабинет Вениамина Петровича Ганнибала
Главная мебельная достопримечательность кабинета представителя третьего поколения рода Ганнибалов — бюро-цилиндр екатерининского времени.
DSC05723.jpg

Полукруглая крышка задвигается внутрь по образу и подобию хлебницы. Столешницу можно вытянуть вперед.
DSC05707.jpg

Стол, стулья в стиле жакоб.
DSC05705.jpg

Рисунок спинки традиционный, встречающийся часто, в том числе у Пушкина в Михайловском, у Мусоргского в Наумово и в очень многих других местах.
DSC05706.jpg

Книжный шкаф с круглым стеклом помещен между креслами.
DSC05708.jpg

Краснодеревщик, изготовивший кресла, понимал, что локотники такой формы встречаются повсеместно. Вероятно, чтобы индивидуализировать дизайн, он решил добавить к спинке два перевернутых крылышка — и проиграл: крылышки смотрятся чужеродными элементами.
DSC05709.jpg

Люстра.
DSC05704.jpg

Барская («вседневная») спальня
Нам повезло: мы видим достаточно редкий для музеев предмет мебели — кровать. Но повезло не очень, так как доступа в спальню нет, а кровать практически полностью закрыта ширмой.
Зато хорошо видна красивая форма кресла-корытца. Спинка плавно снижается и заканчивается закруглениями, имитирующими укороченные локотники.
DSC05710.jpg

Удобство пользования туалетным столом-комодом вызывает у меня сомнения. Во-первых, крышка комода расположена высоко, чуть ли не на уровне подбородка сидящего перед ним человека. Во-вторых, кто посетил музей Лермонтова в Тарханах, помнит, что совмещение зеркала с комодом удобно в использовании тогда, когда ящики комода вогнуты, чтобы в них не упирались колени. Смею предположить, что данные зеркало и комод объединились в музее случайно.
Конструкция ломберного столика интересна, но осталась для меня загадкой.
DSC05711.jpg

Коридор
Из кабинета В. П. Ганнибала, лишь заглянув в барскую спальню, выходим в длинный-предлинный коридор, разделяющий дом на две равные по площади половины. В конце коридора стоит таинственный предмет. Назовем его прилавком.
DSC05718.jpg

Парадная зала (столовая)
Следующим помещением будет парадная зала (столовая), площадь которой равна площади всех ранее осмотренных комнат, вместе взятых. Несомненным центром парадной залы является большой овальный стол. Как это часто бывает, изучить достоинства обеденного стола не представляется возможным: их скрывает скатерть. Стол окружен стульями с прорезными спинками.
DSC05716.jpg

В одном торце парадной залы размещены диван и кресла. Диван простой формы, с большими сплошными скругленными локотниками.
DSC05712.jpg

Кресла ампирные, щедро украшены золотыми деталями, среди которых выделяются передние стойки в виде лир.
DSC05713.jpg

В другом торце парадной залы мы видим внушительных размеров монументальное псише. Оно окружено по сторонам стульями, составляющими гарнитур с только что изученными креслами. Но нет локотников — нет и лир. Остальной декор такой же, как у кресел.
DSC05717.jpg

В зале три люстры: одна в центре
DSC05715.jpg

и две по бокам. Этой люстрой завершаю двадцать четвертую дюжину.
DSC05714.jpg

Второй этаж
На втором этаже, отведенном под выставки, находим замечательный ренессансный шкаф. Он резной с ног до головы: карниз, цоколь, боковины, двери.
DSC05724.jpg

Центральную часть дверки занимает грудной портрет мужчины с приплюснутым затылком.
DSC05725.jpg

В верхней части — герб с двумя животными, головы которых также приплюснуты.
DSC05726.jpg

Мебельная экскурсия завершена, дом внутри осмотрен. Теперь по традиции осматриваем дом снаружи. Этот фасад с большой открытой верандой обращен в сторону парка.
DSC05646.jpg

Вдали виднеется беседка-грот.
DSC05631.jpg

Направляемся к ней,
DSC05632.jpg

чтобы повторить серию фотографий, которые я делал из беседки предыдущим летом.
DSC05640.jpg

«Негатив».
DSC05643.jpg

«Позитив».
DSC05645.jpg

Напоследок хочу еще раз обратить внимание читателя на обновленную тесовую крышу дома.
DSC05625.jpg

Ее солнечный цвет новоделен, недолговечен, но прекрасен.

Tags: Ганнибал, Петровское, Пушкин, Пушкинские Горы, бержер, бюро-цилиндр, в Минск, витрина, горка, диван, консоль, корытце, кресло, кровать, люстра, мебель, мебель в музее, мебель мемориальная, прилавок, псише, рояль, свет, секретер, стиль жакоб, стол, столик ломберный, стул, ширма, шкаф
Subscribe

Posts from This Journal “в Минск” Tag

  • Тригорское

    08.03.2016 Сегодня в поисках мебели нам предстоит посетить «дом Лариных». Забегая вперед скажу, что из всей мебели, которая могла бы…

  • 1. Петровское. Дом Абрама Петровича Ганнибала

    08.03.2016 Дом Абрама Петровича Ганнибала в усадьбе Петровское необычен сразу по нескольким причинам. Он задумывался в голландском стиле,…

  • Михайловское

    07.03.2016 Этой весной Михайловское, как и другие усадьбы Пушкинского заповедника, выглядит необычно: обновлены тесовые крыши. В памяти и на всех…

  • Мир

    06.03.2016 Мирский замок коренным образом отличается от замка в Несвиже. Несвижский восстановлен на конец XIX века, весь такой новодельный,…

  • Несвиж

    06.03.2016 Сегодня нам предстоит прогуляться по новодельно восстановленному, но тем не менее симпатичному Несвижскому замку. Кто вместе со мной…

  • Светогидротехника по-витебски

    05.03.2016 В Витебске я не сделал ни одной фотографии «снаружи». Серьезная недоработка. Придется компенсировать ее несколькими…

  • Дом-музей Марка Шагала в Витебске

    05.03.2016 Долго думал, какую картинку лучше взять в качестве заставки для мебельного рассказа о доме-музее Марка Шагала в Витебске. Решил взять эту:…

  • Музей-усадьба Ильи Репина «Здравнёво»

    05.03.2016 Уже на подходе к дому становится понятно: затейливые архитектурные формы что репинского дома в Здравнево, что «Пенат» в Репино…

  • Освоение Белоруссии

    Обстановка накаляется. По мере освоения и «исчерпания» ближайших земель приходится уезжать все дальше и дальше. С каждым разом все дальше…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments