Александр Маталов (a_les_sandro) wrote,
Александр Маталов
a_les_sandro

Category:

Мир

06.03.2016
Мирский замок коренным образом отличается от замка в Несвиже.
Несвижский восстановлен на конец XIX века, весь такой новодельный, лакированный, роскошный. Мирский же сохранил в себе средневековые черты.

Еще в Мирском замке полным-полно мебели, относящейся к различным стилям от готики до ампира (и даже до модерна, хотя выглядящий новодельным модерн я не снимал).
DSC05546.jpg

Предлагаю прогуляться не столько по замку, сколько по мебельным стилям, то есть не следуя строго очередности расположения помещений.

Готика
Из готики я решил показать только один предмет — кабинет, или креденс (который мы, мебельщики-итальянцы, знаем под названием credenza), — шкаф для хранения посуды с двумя широкими центральными дверками и двумя узкими боковыми. Дверки украшены резными ажурными орнаментами с готическими мотивами стрельчатых арок и квадрифольев. Задняя стенка основания кабинета украшена фрагментами трехконтурных готических масверков.
Интересно, что декор двух центральных дверок различен справа и слева.
DSC05471.jpg

Ренессанс
К стилю эпохи Возрождения так или иначе можно отнести бо́льшую часть мебели Мирского замка. Сейчас мы в этом убедимся.

Сени
В сенях находим однодверный шкаф (Южная Германия, XVII век). Сложная шестигранная фигура филенки в основании и особенно (за счет окаймляющей фигуру резьбы с растительным мотивом) на дверке тяготеет к готике. Но витые полуколонны говорят о наступлении эпохи Ренессанса.
DSC05491.jpg

Кабинет князя Михаила Святополк-Мирского
За счет картушей на дверках двухтумбовый письменный стол можно отнести к эпохе Возрождения (все условно, конечно).
DSC05497.jpg

[Нажмите, чтобы увидеть мебель в стиле РЕНЕССАНС]
Кресло князя Святополк-Мирского. Выполнено в 1934 году, но спинка ренессансная.
DSC05498.jpg

Люстра в кабинете князя имеет мало отношения к эпохе. Она помещена здесь, чтобы попасть в двадцать третью дюжину.
DSC05499.jpg

Зал, посвященный охоте в Великом Княжестве Литовском
Стол с выдвигающимися боковыми частями. Подстолье высокое. Ножки-балясины соединены проножкой сложной формы.
Комплект стульев интересен тем, что в качестве фиал (наконечников на боковых устоях спинок) использованы ренессансные головки.
DSC05500.jpg

Все головки разные.
DSC05504.jpg

DSC05508.jpg

DSC05509.jpg

Спинки стульев украшены очень аккуратной балюстрадой. Гобелен пасторальный, прикреплен нескончаемыми рядами гвоздиков.
DSC05507.jpg

Гарнитур мягкой мебели (диван и кресла) весь выполнен из витых элементов.
DSC05501.jpg

Спинки украшены резными фигурками фантастической живности.
DSC05506.jpg

Здесь же представлен и сундук XVII века, до боли похожий на сундуки из арсенала Несвжиского замка. Как вы помните, в Несвиже нас уверяли, что подобные сундуки происходят «из Священной Римской империи». Не знаю, кому верить.
DSC05503.jpg

Столовая изба
Зал реконструирован на период конца XVI — середины XVII вв.
Торжество ренессанса. Вся мебель сгруппирована вокруг длиннейшего стола. На столе — массивные подсвечники. Как написано на табличках, оловянные.
DSC05519.jpg

Вдоль стола — длинные ряды стульев.
DSC05524.jpg

Спинки резные, боковые устои витые.
DSC05511.jpg

Во главе стола — кресло, выполненное в XIX веке по образцу века XVII. Спинка и сиденье обиты тисненой кожей. Справа — кресло в текстиле удивительной красоты.
DSC05522.jpg

Шкаф. Германия, XVII век.
DSC05521.jpg

Еще три ренессансных предмета: столик-тумбочка на витых ножках, кресло с фигурными вставками и резной стул на двух плоских ножках.
DSC05513.jpg

Спинка и проножка кресла резные. Центральные вставки с интарсией. Все в рисунке интарсии хорошо, кроме непонятной, отсылающей к готике горгульеобразной фигуры.
DSC05525.jpg

Спинка стула, как и его ножки, богато украшена объемной резьбой. Прямо не стул, а, как выражаются в Эрмитаже, итальянский стул-скабелло (я же склонен произнести «згабелло», как и должно читаться, да и на самом деле читается итальянское слово sgabello).
DSC05515.jpg

На потолке люстр нет, но кессонный потолок сам по себе достоин восхищения.
DSC05512.jpg

Прочие помещения
Другие, безымянные помещения также полны ренессансной мебели.
Сундук-кассоне. Лицевая часть богатая, резная. Боковые стороны попроще. Лапы львиные.
DSC05467.jpg

Еще один сундук-кассоне с занимающей всю лицевую сторону сценой из средневековой жизни, которая почему-то по бокам дополнена резными пилястрами в виде мужских полуиндийских-полуиспанских фигур. Франция, XVII — начало XVIII вв.
DSC05470.jpg

У двухтумбового письменного стола столешница с уступом по центру. Края скругленные, резные. На дверках маски-морды.
Кресла с витыми ножками, проножками, передними и боковыми устоями. Обиты кожей.
DSC05474.jpg

Прямоугольная спинка за счет шести выступающих элементов стилизована под картуш. Кожа с тиснением прикреплена мебельными гвоздиками с очень хитрыми квадратными шляпками. В центре резного навершия на месте пустующей плашки наверняка был герб.
DSC05473.jpg

Креденс. Голландия, конец XVII века. Два медальона в круглых обрамлениях, помещенные в боковых дверцах, как раз очень характерны для нидерландского и французского ренессанса.
Не обошлось без чертовщины, вылезающей из-за юбки центральной женской фигурки.
DSC05475.jpg

Еще один двуногий дощатый стул-згабелло. Если его ножки достаточно плоские,
DSC05477.jpg

то маска на спинке заметно выступает и выполнена так, вероятно, из соображений беспокойства за осанку сидящего.
DSC05478.jpg

Сундук-кассоне с двумя дверками, украшенными четырьмя медальонами. Сидящие поверх медальонов существа имеют человеческие головы, покрытые головными уборами, но в то же время обладают рудиментарными крыльями и козлиными ногами. Завершено все благолепие лебедями в верхних углах и морскими коньками в нижних.
DSC05476.jpg

Не знаю, как назвать этот предмет мебели. Креденс? Маленький буфет?
DSC05479.jpg

Верхний выдвижной ящичек, вероятно, сообщает нам год изготовления — 1616. Вырезанный в виде ласточкиного хвоста кант, вероятно, намекает на итальянское происхождение.
DSC05485.jpg

Единственная квадратная дверка — произведение резного искусства.
DSC05484.jpg

Задняя стенка основания лишь немногим ей уступает.
DSC05486.jpg

Креденс. Германия (?), XVII век. Буйство миров. Нижние дверки ассоциируются с мавританскими мотивами.
DSC05526.jpg

Карниз — Китай с характерными для него львами. Выдвижные ящички — Африка с пальмами и неведомыми животными.
DSC05527.jpg

Креденс. Голландия, XVII век. Опять же, дверцы с мавританскими мотивами. На выдвижных ящиках — драконы-птицы с длинными растительными хвостами.
DSC05531.jpg

Между птицами — львиные морды с кольцами в качестве ручек.
DSC05533.jpg

Зеркало выполнено по типу венецианских зеркал: фацет, насечки, рама собрана из отдельных зеркальных пластин. Выглядит ренессансно. XVIII век.
DSC05529.jpg


Барокко
Барочный стиль (стиль Людовика XIV) представлен столом, выполненным в технике Буля. Франция, вторая половина XIX века.
DSC05534.jpg

Необходимый символ «короля-солнца» — в наличии.
DSC05535.jpg

Рококо
Портретный зал
Гостиный гарнитур из 5 предметов (диванчик, кресла). Франция, 1840-е гг.
DSC05538.jpg

Одна из немногочисленных в Мирском замке люстр.
DSC05537.jpg

[Нажмите, чтобы увидеть мебель в стиле РОКОКО]
Прочие помещения
Еще один предмет в стиле рококо — витрина. Дверки трапециевидной формы с рамками сложных очертаний.
DSC05480.jpg

Венчаются картушем с монструозным профилем.
DSC05481.jpg

Ручки крайне затейливые, из-за чего их рококошность не может быть поставлена под сомнение.
DSC05482.jpg

Ножки в виде птичьих лап, охватывающих шар.
DSC05483.jpg


Ампир
Библиотека князя Михаила Святополк-Мирского
Книжный шкаф относится к ампиру благодаря прямым формам, центральной надстройке и накладному декору расстекловки в виде стрел.
В секретере, помимо прямых форм, к ампиру отсылает выполненный в технике инкрустации портик со стоящей в его просвете женской фигурой.
DSC05495.jpg

Как ни жаль, но на этом мебельная экскурсия по замку окончена. Забираю в свою коллекцию внестилевую люстру из вестибюля.
DSC05463.jpg

Модерн
Уже вне стен Мирского замка можно найти интересную церковь-усыпальницу князей Святополк-Мирских. Помимо прочего, церковь примечательна тем, что асимметрична из-за колокольни и выдержана в стиле модерн.
DSC05548.jpg

Центральная люстра.
DSC05549.jpg

Люстра у входа.
DSC05550.jpg

Ну вот, охватив стили от готики до модерна (с пропуском классицизма, регентства и бидермеера), покидаю Мирский замок. Стою на берегу пруда, в истории которого есть мистический эпизод в средневековом жанре, из-за чего и по сей день каждый год в пруде кто-нибудь тонет.
DSC05554.jpg

Но этот эпизод не имеет отношения к мебельным стилям, поэтому я его пропускаю и Мир покидаю.

Отправляюсь в Минск, чтобы погулять по вновь отстроенному после войны в стиле сталинского ампира центру. Мебели в Минске не будет, поэтому и рассказа о Минске не ждите.

Tags: sgabello, Мир, буфет, в Минск, витрина, декор, диван, зеркало, зеркало венецианское, инкрустация, кабинет, картуш, кассоне, креденс, кресло, люстра, мебель, мебель Германии, мебель Голландии, мебель Италии, мебель Франции, мебель в музее, секретер, стиль ампир, стиль барокко, стиль буль, стиль готика, стиль модерн, стиль ренессанс, стиль рококо, стол, стол письменный, стул, сундук, тумба, шкаф
Subscribe

Posts from This Journal “в Минск” Tag

  • Тригорское

    08.03.2016 Сегодня в поисках мебели нам предстоит посетить «дом Лариных». Забегая вперед скажу, что из всей мебели, которая могла бы…

  • 2. Петровское. Дом Петра Абрамовича Ганнибала

    08.03.2016 Закончив осмотр дома Абрама Петровича Ганнибала, идем в гости в дом к сыну его, Петру Абрамовичу. Следующее поколение — следующая…

  • 1. Петровское. Дом Абрама Петровича Ганнибала

    08.03.2016 Дом Абрама Петровича Ганнибала в усадьбе Петровское необычен сразу по нескольким причинам. Он задумывался в голландском стиле,…

  • Михайловское

    07.03.2016 Этой весной Михайловское, как и другие усадьбы Пушкинского заповедника, выглядит необычно: обновлены тесовые крыши. В памяти и на всех…

  • Несвиж

    06.03.2016 Сегодня нам предстоит прогуляться по новодельно восстановленному, но тем не менее симпатичному Несвижскому замку. Кто вместе со мной…

  • Светогидротехника по-витебски

    05.03.2016 В Витебске я не сделал ни одной фотографии «снаружи». Серьезная недоработка. Придется компенсировать ее несколькими…

  • Дом-музей Марка Шагала в Витебске

    05.03.2016 Долго думал, какую картинку лучше взять в качестве заставки для мебельного рассказа о доме-музее Марка Шагала в Витебске. Решил взять эту:…

  • Музей-усадьба Ильи Репина «Здравнёво»

    05.03.2016 Уже на подходе к дому становится понятно: затейливые архитектурные формы что репинского дома в Здравнево, что «Пенат» в Репино…

  • Освоение Белоруссии

    Обстановка накаляется. По мере освоения и «исчерпания» ближайших земель приходится уезжать все дальше и дальше. С каждым разом все дальше…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments