Александр Маталов (a_les_sandro) wrote,
Александр Маталов
a_les_sandro

Categories:

Музей-квартира М. М. Зощенко в Ленинграде

13.06.2021
В 1934 году Зощенко поселился в доме писателей, называемом ими писательским «недоскребом». К этому времени произведения сатирика издаются и переиздаются огромными, невообразимыми по сегодняшним меркам тиражами. Его четырехкомнатная квартира № 122 — самая большая в доме и самая роскошная: два камина, паркетный пол, у Михаила Михайловича отдельный кабинет. В 1937 году Зощенко удается присоединить еще одну комнату — квартира становится пятикомнатной.
DSC05468.jpg
Дверь квартиры № 122, находящейся сейчас в частной собственности и долгое время пустующей

Н. Носкович-Лекаренко, вспоминая свои студенческие годы, когда она была практиканткой в редакции журнала «Бегемот», так описывает кабинет Зощенко:
Бывая в доме у Михаила Михайловича, я поражалась тому, как, при всем его материальном благополучии в то время, сам он жил очень скромно. Вход в его комнату был через отделявший ее от общей передней тамбур, который был изолятором от нежелательных шумов и внезапных вторжений. Он жил вместе с семьей и в то же время отдельно.
Обставленная без всяких претензий, кроме элементарных удобств, комната, светлая, в два окна. Никелированная обычная кровать, полки с книгами, непритязательное бюро. Конторка, за которой работают стоя.

Цит. по кн.: «Дом под крышей звёздной…» Канал Грибоедова, 9 : Сборник / Авт.-сост. М. С. Инге-Вечтомова, А. Д. Сёмкин, Е. В. Сочивко. — СПб.: Островитянин, 2017. — С. 24–25.

Продолжение звучит словно на контрасте:
Зато комната Веры Владимировны (супруги М. М. Зощенко. — А. М.), показанная ею, поражала роскошью обстановки. Белая французская спальня, обюссон на весь пол и шкура белоснежного медведя у кровати, на геридонах большие группы саксонского фарфора.
Там же. С. 25–26.

Поясню, что обюссон — это тканый ковер ручной работы, шпалера производства мануфактуры, основанной в городке Обюссон во Франции.

В. К. Кербиц, племянница Веры Владимировны, удочеренная семьей Зощенко, так вспоминает квартиру № 122:
Обстановка их квартиры поражала меня красотой и изысканностью. Особенно нравилась большая белая французская спальня в стиле Людовика XVI с красивым камином в угловой комнате…
Там же. С. 304.

Однако семье Зощенко дважды пришлось переезжать. В 1946 году вышло печально известное постановление Оргбюро ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград», лишившее писателя возможности заниматься литературной деятельностью. Михаил Михайлович вынужден был обменять свою пятикомнатную квартиру на трехкомнатную, которую занимала писательница Вера Кетлинская. Это позволило семье Зощенко получить доплату. В 1955 году, чтобы разъехаться с сыном Валерием, Зощенко переселился в двухкомнатную квартиру № 119.
DSC05466.jpg
Дверь квартиры № 119, где сейчас находится музей М. М. Зощенко

Семья переезжала, но каждый раз разделение квартиры на два мира — скромный кабинет писателя и меблированную «в стиле Людовика XVI» спальню его супруги — неизменно сохранялось.

У нас есть возможность заглянуть с мебельными целями в кабинет Михаила Михайловича в его последней квартире, где он прожил с 1955 по 1958 годы.
DSC05465.jpg

Кабинет
Для начала проведем инвентаризацию немемориальных деталей интерьера — их всего четыре. Это батарея (при Михаиле Михайловиче в доме не было центрального отопления), шторы (заменены), обои (подобраны по рисунку) и фикус (подарен музею в год открытия).

При Зощенко в кабинете не было картин. Закупленные музеем небольшие полотна написаны Михаилом Ивановичем Зощенко, отцом писателя.
DSC05446.jpg

Выпускник Академии художеств Михаил Иванович Зощенко известен как художник-мозаичист. Его монументальными работами украшены, в частности, стены здания, в котором находится музей А. В. Суворова.
IMG_9114.jpg
Фотография сделана 26.09.2021, специально для поста

По семейной легенде, помогая отцу, маленькую елочку у нижнего края мозаики выложил Михаил Михайлович. Ему на тот момент было около 10 лет.
IMG_9115.jpg
Фотография сделана 26.09.2021, специально для поста

Все остальные вещи в кабинете писателя подлинные. Они принадлежали либо самому Михаилу Михайловичу, либо членам его семьи и находились либо в квартире, либо на даче в Сестрорецке.

Сберегая исторический паркет, вглубь кабинета посетителей не пускают. Поэтому фотографирую все практически с одной точки, стоя у входа. Справа, над кожаным креслом, уже за границами кадра,
DSC05447.jpg

висит шкафчик-аптечка кустарной работы, украшенный абрамцево-кудринской резьбой. В окопах Первой мировой Зощенко подвергся газовой атаке. Проблемы с сердцем преследовали его все последующие годы, с 1920-х писатель вынужден был пользоваться тростью.
DSC05457.jpg

С максимально возможным приближением фотографирую письменный стол — двухтумбовый, со вставкой из зеленого сукна, с трехчастной надстройкой. Между двумя этажерками с витыми колоннами расположен глухой шкафчик, над которым возвышается выдвижной ящичек. За этим столом, кроме Зощенко, часто трудилась его супруга. Перепечатывая черновики на пишущей машинке, Вера Владимировна выполняла функции секретаря Михаила Михайловича.
DSC05448.jpg

Датированная 1958 годом фотография Зощенко может рассказать о столе еще кое-что. Обратим внимание на то, как светлый стаканчик для карандашей отражается в поверхности материала, из которого была в те годы сделана вставка. Сукно так отражать не может — только кожа. Заметим, что по краям кожа была прибита мебельными гвоздиками.
Kabinet.jpg
М. М. Зощенко в своем кабинете в квартире № 119 (1958 г.)
Из фондов ГЛМ «XX век»

Вторым рабочим местом Зощенко была металлическая кровать — «никелированная», «обычная». Писатель страдал бессонницей, по ночам часто работал полусидя в кровати. К изголовью привязал подушечку, собственноручно сшитую и набитую конским волосом.
На прикроватной тумбочке лежит книга Василия Гиппиуса «Гоголь». Зощенко интересовался жизнью и творчеством Николая Васильевича. Кроме того, детально изучал историю его болезни, выискивая в ней параллели со своим состоянием и самочувствием. Вычитал у Гоголя, что тот работал за конторкой, —
DSC05450.jpg

и приобрел конторку для себя. Считал, что работа стоя снижает нагрузку на шейный отдел позвоночника. Опять же, если кто-то вошел (вспомним, какие были времена), то внутрь конторки можно быстро спрятать лист.
DSC05451.jpg

Испытывая серьезные материальные затруднения, в 1947-м Зощенко конторку продал той самой Вере Кетлинской, с которой годом ранее произвел обмен жилплощадью. Сохранилась записка, адресованная Кетлинской. Упомянутый в тексте записки Александр Ильич Зонин — писатель-маринист и литературный критик, второй супруг В. К. Кетлинской.

Дорогая Вера Казимировна!
Я с маленькой просьбой к Вам. Просьба моя, вернее, относится к А. И. Зонину. Но он всегда суровый и я не рискую тревожить его.
Дело в том, что Ал. И. обещал мне заплатить в декабре за мою злосчастную конторку (он сказал — рублей 600–700).
Видимо, А. И. не получил денег. А у меня завтра (28) последний срок заплатить за квартиру. Не сможете ли Вы дать мне хотя бы 300 рублей под этот долг А. И.?
Госиздат-во (в Петрозаводске) задолжало мне (за напечатанный перевод) — 7 тысяч. И не платит за неимением денег. Вот и приходится изыскивать нелитературные доходы.
Извините, что беспокою Вас этим делом. Не сердитесь на меня за это письмецо.
Мих. Зощенко
27 дек 47 г.

Kontorka.jpg
Записка М. М. Зощенко к В. К. Кетлинской о покупке конторки (1947 г.)
Из фондов ГЛМ «XX век»

После Кетлинской, по непроверенным сведениям, конторкой владел Даниил Гранин, далее — профессор Крайзмер. Вдова профессора подарила конторку музею. Непонятно в какой момент исторические ножки были заменены на витые. После реставрации внешний вид конторки был восстановлен, но при внимательном рассмотрении можно увидеть различие в рисунке материала корпуса и ножек.

Внимательный читатель мог заметить, что к конторке прислонен так называемый пылесос — ручная механическая щетка для чистки ковров. В благополучные 1930-е годы ковры в квартире Зощенко точно были. В какой момент их не стало, сказать не могу.
DSC05462.jpg

По сложившейся в этом блоге традиции завершить рассказ о кабинете должна была фотография люстры, причем сделанная в нужном ракурсе, который ниоткуда, кроме центра кабинета, не достижим. Но мы помним, что свободного доступа в кабинет нет. Ключом к сердцу музейных работников стал мой инстаграм-аккаунт. Увидев его, они любезно пустили меня в святая святых. В итоге удалось сделать пять невозможных до этого момента фотографий.

1. Ампирная люстра со стеклянным (вряд ли хрустальным) плафоном — для шестьдесят девятой дюжины люстр и паникадил.
DSC05453.jpg

2. Письменный стол с рукописными листами Зощенко, письменным набором из мрамора розоватых тонов, телефонным аппаратом, радиоприемником «Рекорд» в деревянном корпусе.
DSC05456.jpg

3. Прикроватная тумбочка с книгой Василия Гиппиуса «Гоголь», ночником и карманными часами.
DSC05461.jpg

4. Изножье кровати с висящим на плечиках пиджаком. Корней Чуковский вспоминал, что в 24 года Зощенко «был одним из самых красивых людей… <…> Смуглый, чернобровый, невысокого роста, с артистическими пальцами маленьких рук, он был элегантен даже в потертом своем пиджачке и в изношенных, заплатанных штиблетах». Со временем гардероб сменился на более утонченный, и элегантная одежда и обувь сопровождали Зощенко даже в самые трудные времена.
DSC05460.jpg

5. Конторка с приоткрытой по моей просьбе крышкой, готовая спрятать внутри себя рукописный лист.
DSC05459.jpg

Комната супруги
В комнате Веры Владимировны, где некогда стояла «белая французская спальня в стиле Людовика XVI», сейчас располагается литературная экспозиция. Как выглядели дворцовые интерьеры, можно представить лишь по фотографии.
Vera.jpg
Вера Владимировна Зощенко в своей комнате в квартире № 119 (1978 г.)
Из фондов ГЛМ «XX век»

Зрительный образ дополню словами Т. В. Петкевич:
Подушки в ее комнате лежали сложенными одна на другой под балдахином. Такой музейный вариант был… из некоего другого мира.
Там же. С. 83.

Коридор
Две комнаты, два мира, разделенные общей стеной, соединялись в коридоре — пространстве неправильной формы, тесном, угловатом.
DSC05464.jpg

Люстрой из коридора завершу шестьдесят девятую дюжину и свой рассказ.
DSC05463.jpg

Михаила Михайловича не стало в 1958 году. После его смерти Вера Владимировна Зощенко жила в квартире № 119 до 1981 года.

Tags: Зощенко, Ленинград, Санкт-Петербург, конторка, кровать, люстра, мебель, мебель в музее, мебель мемориальная, мебель металлическая, свет, стол письменный, тумбочка прикроватная, шкафчик-аптечка
Subscribe

Posts from This Journal “Ленинград” Tag

  • Семидесятая дюжина, юбилейная

    Семидесятая дюжина люстр и паникадил собрана в Старой Ладоге, Волхове, Санкт-Петербурге и Старой Слободе. 829–832. Церковь Иоанна Златоуста.…

  • Шестьдесят девятая дюжина

    Шестьдесят девятая дюжина люстр и паникадил собрана на острове Талабск и в Санкт-Петербурге. 817–820. Церковь Николая Чудотворца. Остров…

  • Ленрезерв

    27.01.2020 В очередную годовщину полного освобождения Ленинграда от блокады побывали в Ленрезерве. Прошли по всему огромному комплексу, надышались…

  • Музей-квартира С. М. Кирова

    08.10.2019 В апреле 1926 года в доме № 26–28 по улице Красных Зорь (ныне это Каменноостровский проспект) поселился товарищ Киров. Ему была…

  • Рабочий кабинет С. М. Кирова в Смольном

    22.09.2019 После посещения выставки «Товарищ Киров убит!» сразу как будто переносишься на место (точнее, почти что на место) преступления…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments