Александр Маталов (a_les_sandro) wrote,
Александр Маталов
a_les_sandro

Categories:

Дом-музей Ф. И. Шаляпина в Санкт-Петербурге

12.06.2021
В 1914-м, за год до покупки в Петербурге трехэтажного дома, Шаляпин снял в нем две квартиры и поселился в них со своей петербургской семьей.
DSC05445.jpg

Обе квартиры находились на втором этаже — и Шаляпин объединил их. Сейчас в мемориальном пространстве расположился музей, по которому мы пройдем с мебельной экскурсией.

DSC05444.jpg

Прихожая
В прихожей настенная вешалка консольной конструкции, с массивными поддерживающими полку резными элементами. На вешалке мемориальные вещи: английское пальто, шуба-татарка, шляпы. Пальто и шляпа прибыли из Финляндии: их сохранил аккомпаниатор Шаляпина.
DSC05393.jpg

У шубы-татарки асимметричная застежка и воротник-стойка, отороченный мехом.
DSC05425.jpg

У входных дверей тонетовская зонтичница.
DSC05434.jpg

Напротив — гнутая подставка для тростей. Рядом — консоль с К-образными боковинами, напоминающими буквицы.
DSC05432.jpg

На самом деле в прихожей царит полумрак: она едва освещена люстрой, которая будет отправлена в шестьдесят девятую дюжину люстр и паникадил.
DSC05396.jpg

Большая гостиная
Цветовым, смысловым, эмоциональным центром Большой гостиной является великолепный портрет Шаляпина, написанный Борисом Кустодиевым в 1921 году.
DSC05361.jpg

Мы привыкли к вдвое меньшему авторскому варианту-повторению портрета, экспонируемому в Русском музее, а здесь двухметровый портрет-гигант! Федор Иванович в шубе, которую он получил в качестве гонорара за выступление в народном доме. За спиной Шаляпина, у подножия холма, на котором он возвышается, изображены дочери певца Марфа и Марина. Их сопровождает Исай Дворищин, личный секретарь певца. В руках у Марины обезьянка Кину, хранящаяся сейчас в Музее-усадьбе Ф. И. Шаляпина в Москве. Узнав, что в Ленинграде планируют создать музей Шаляпина, Марфа и Марина в 1968 году передали портрет отца в будущий музей.

Справа от портрета, в углу, шкаф-бюро, или комод-бюро. Верхняя часть таких сложносочиненных изделий — шкаф книжный или посудный (иначе поставец), средняя — бюро, нижняя — комод. Аналогичные предметы мебели имеются в Музее семьи Цветаевых в Ново-Талицах и Доме-музее И. С. Тургенева в Москве. В Ново-Талицах, кстати, крышку бюро разрешают открыть.
DSC05369.jpg

Кабинет на изящных ножках маскируется под вещицу в стиле шинуазри: черный лак, богатая инкрустация разнообразными материалами. При ближайшем рассмотрении сюжет декора оказывается вполне европейским.
DSC05368.jpg

Ампирный диван в окружении подставок под канделябры. Сами канделябры мемориальные, их в 1922 году, перед отъездом в длительную гастрольную поездку за границу, Шаляпин подарил электрику Мариинского театра.
DSC05441.jpg

Сидящими на этом диване были запечатлены — слева направо — родные дочери Шаляпина от второго брака Марфа, Марина и его приемная дочь Стелла. Они посетили музей в 1984 году.
1984.jpg
Фотография А. Бурова

За ломберным столиком Федор Иванович раскладывал пасьянсы, азартно играл в карты. Мария Валентиновна Петцольд, его вторая супруга, просила гостей, чтобы последняя партия всегда оставалась за Шаляпиным — дабы не испортить ему настроение перед выходом на сцену.
DSC05362.jpg

Золоченая виктрола — подарок английской звукозаписывающей фирмы «Граммофон» в честь десятилетия сотрудничества, начатого в 1902 году.
DSC05363.jpg

Шаляпин писал:
Граммофон «Амур», по моему мнению, лучше всех других говорящих машин передает живой тембр человеческого голоса, и я уверен, что передача некоторых моих пластинок на граммофоне «Амур» представляет собою наивысшую степень усовершенствования, какую могла достигнуть техника…

По обыкновению мы разговорились со смотрителями — в знак расположения к нам они открыли крышку виктролы.
DSC05401.jpg

И по сей день виктрола пребывает в рабочем состоянии. Кстати, другая виктрола, правда не в позолоченном корпусе, а в дубовом, и тоже действующая, находится в Кабинете московского музея Шаляпина.
DSC05402.jpg

Письменный стол Шаляпина, массивное, обитое кожей рабочее кресло на основательных ножках-лапах.
DSC05365.jpg

Второй ломберный столик аналогичен первому. Стоя ближе к нему, можно лучше рассмотреть многоступенчатую платформу, на которую он опирается овального ногой.
DSC05367.jpg

Рояль в Большой гостиной не мемориальный: в 1928 году Ирина Федоровна, дочь певца от первого брака, увезла шаляпинский рояль в Москву (сейчас он стоит в концертном зале московского музея Шаляпина). Зато серебряная ваза на рояле — подарок Федору Ивановичу от Саввы Морозова.
DSC05421.jpg

Фотографию люстры, висящей над роялем, удалось сделать исключительно благодаря любезности смотрителей.
DSC05424.jpg

Будуар
В музее это помещение называют Малой гостиной, но при Шаляпине гостей здесь никогда не принимали: примыкающая к спальне комната всегда оставалась приватной. Зрительной доминантой Будуара служит аллегорический портрет Шаляпина, выполненный в 1917 году А. Яковлевым сангиной на бумаге. Портрет хранился у Ирины Федоровны в Москве.

На большой диван усажены принадлежавшие дочерям Шаляпина фарфоровые куклы работы русских мастеров.
DSC05375.jpg

Обивка на диване, кутаных креслах, маленьком креслице на деревянных ножках,
DSC05414.jpg

вольтеровском кресле иDSC05376.jpg

дормезе, видимо, мемориальная. Заметим, что дормез развернут к камину головой, что немного странно. Над дормезом размещен портрет второй жены Шаляпина, Марии Валентиновны Петцольд, написанный Кустодиевым в 1919 году.
DSC05378.jpg

Люстра.
DSC05377.jpg

Спальня
Воссоздание спальни, немыслимой в музее в 1970-е, относится уже к 1990-м годам. Путеводитель сообщает, что все предметы обстановки сохранились, но кровать — не сказать чтобы очень широкая — была только одна.
DSC05370.jpg

Цитирую путеводитель: «Чтобы уточнить, была ли вторая, позвонили в Ливерпуль дочери Шаляпина Марфе Федоровне. Она подтвердила, что кровать была одна: “У нее по углам были такие столбики с кругленькими шишечками. Под каждой шишечкой папа продолбил углубление, и там прятали бриллианты”».
Сделаю три важных добавления. Первое: кругленькими шишечками Марфа Федоровна назвала фиалы. Второе (я специально поинтересовался у экскурсовода): открутив фиалы, никаких бриллиантов не обнаружили. Третье: прикроватная тумбочка тоже одна, вместо второй — обыкновенный стул.
DSC05416.jpg

Богато декорированный накладками комод, столик (похожий на столик для рукоделия), банкетка (стилизованная под клисмос),
DSC05373.jpg

столик для умывания, каминный экран (в комнате, где нет камина) — все эти не создающие ансамбля, разрозненно стоящие предметы словно подготавливают зрителя к восприятию следующего помещения.
DSC05417.jpg

Столовая
Да, столовая поражает красотой интерьера. Эклектика, смешение Европы и Востока, но как все органично смотрится!
За прямоугольный дубовый обеденный стол, раздвигающийся от одной стены комнаты до другой, могут сесть 28 человек.
DSC05379.jpg

Во главе стола capotavola — кресло для хозяина. На столе шкатулка, выполненная в технике «мороз по жести», — подарок артистки Александринского театра Марии Савиной. На внутренней стороне крышки рукой Шаляпина сделана надпись: «Перед первым (после тридцатилетней паузы) представлением «Псковитянки» получил эту коробку от М. Г. Савиной в 7¼ вечера 28 октября 1903».
DSC05403.jpg

На стене, над широкой турецкой тахтой, покрытой ковром, подаренная Горьким коллекция старинного оружия XVII–XIX веков. Писатель собрал ее во время поездок по России: он знал, что на сцене Шаляпин предпочитает не пользоваться бутафорией.
DSC05382.jpg

Другой подарок Горького — резное кресло восточной работы. Вот что о кресле сказано в музейном путеводителе: «Обнаружилось оно случайно. Кресло подарила музею школа, находившаяся в поселке Ольгино. По легенде, оно считалось шаляпинским, но никто не помнил почему. А когда его начали реставрировать, на оборотной стороне сиденья обнаружилась нацарапанная надпись “Горький — Шаляпину” с хорошо знакомым характерным росчерком над буквой Г».
DSC05407.jpg

Кресло работы корейских или японских мастеров датировано XVI (???) веком. Кто бывал в музее-квартире Горького в Москве, помнит, что Алексей Максимович был большим ценителем восточного искусства, собрал обширную коллекцию нэцке и украсил свой кабинет китайской мебелью.
Kreslo.jpg
Фотография со страницы музея Шаляпина в ВК

Тема Китая продолжается коллекцией фарфора. Фигурки восточных персонажей размещены на настенной полочке с фарфоровыми колоннами.
DSC05408.jpg

Европейский фарфор представлен в многоярусной горке.
DSC05405.jpg

Традиция русского чаепития поддержана самоварным столиком
DSC05380.jpg

с фигурной каменной столешницей.
DSC05381.jpg

Ренессанс и ампир переплелись, подобно дельфиньим хвостам, в спинках обитых кожей стульев.
DSC05383.jpg

У стены за спиной хозяина расположен глухой буфет. Дверки в нижней его секции сдвижные,
DSC05386.jpg

в верхней — складываются гармошкой.
DSC05387.jpg

В ручках проскакивает улыбка шаляпинского Мефистофеля.
DSC05411.jpg

В ореховом сундуке, шпонированном деревом разных пород, в мирное время Федор Иванович хранил дорогие вина и элитный коньяк. После революции квартира первого народного артиста республики не раз подвергалась обыскам. Изымали всё: оружие, столовое серебро, драгоценности, вино. Шаляпин вспоминал:
И как ни уговаривал я милых гостей вина не забирать, а лучше тут же его со мной отведать — добродетельные граждане против искушения устояли. Забрали… Вино, впрочем, от меня не совсем ушло. Я потом изредка в ресторанах открывал бутылки вина с надписью «Envoyé spécial pour Mr. Chaliapine» и с удовольствием распивал его, еще раз оплачивая и стоимость его, и пошлины…

DSC05389.jpg

Аккуратный шахматный столик с поворотными боковыми частями столешницы зажат между двумя массивными кожаными креслами. Их выворачивающиеся наружу пышные спинки напоминают огромные цветки.
DSC05385.jpg

Экспозиционный зал
Вторая из двух объединенных Шаляпиным квартир была предоставлена детям. Сейчас здесь расположился экспозиционный зал.
Detskaya.jpg
Дочери Шаляпина Марина и Марфа в петербургской квартире. 1916

В центральной части зала воссоздана грим-уборная Шаляпина в Мариинском театре. Как сообщает информационная табличка, трельяж, зеркало, а также «гримировальный столик с предметами театрального быта, которыми пользовался Шаляпин, переданы в дар музею театром. Рядом дорожный сундучок, полученный от сына Бориса Федоровича, гримировальный ящик Шаляпина — от семьи его друга, певца Е. Виттинга».
DSC05356.jpg

Справа, у края перегородки, размещена копия автопортрета Шаляпина в гриме Досифея — персонажа оперы Мусоргского «Хованщина». В 1911 году Шаляпин написал портрет гримировальными красками прямо на стене своей грим-уборной в Мариинском театре. Оригинал портрета до сих пор хранится в одной из репетиционных комнат театра.
DSC05360.jpg

Одна из двух люстр экспозиционного зала.
DSC05358.jpg

Аналогичная люстра находится в помещении кассы. Там она расположена на фоне иначе оформленной потолочной розетки.
DSC05442.jpg

В 1922 году Федор Иванович, взяв свою петербургскую семью, отправился за границу на длительные гастроли. Квартиру оставил на попечение Исая Дворищина. В 1927 году, лишенный звания народного артиста республики и права возвращения на родину, принял единственно верное решение — не возвращаться.

Спустя почти полвека на родине великого баса стали открываться посвященные ему музеи. Так уж получилось, что теперь мы посетили их все:
Tags: capotavola, Горький, Мариинский театр, Санкт-Петербург, Шаляпин, банкетка, буфет, вешалка, горка, граммофон, диван, дормез, зеркало, зонтичница, кабинет, комод, комод-бюро, консоль, кресло, кресло вольтеровское, кровать, люстра, мебель, мебель России, мебель Тонета, мебель Японии, мебель в музее, мебель мемориальная, мороз по жести, подставка для тростей, подставка под канделябр, полка, рояль, свет, стол письменный, стол умывальный, столик, столик гримировальный, столик ломберный, столик самоварный, столик шахматный, стул, сундук, сундук дорожный, тахта, трельяж, тумбочка прикроватная, шкаф-бюро, экран каминный
Subscribe

Posts from This Journal “Санкт-Петербург” Tag

  • Семидесятая дюжина, юбилейная

    Семидесятая дюжина люстр и паникадил собрана в Старой Ладоге, Волхове, Санкт-Петербурге и Старой Слободе. 829–832. Церковь Иоанна Златоуста.…

  • Маскаронный эксперимент

    21.06.2021 Гулял по Екатерининскому парку. Подошел к рампе, ведущей к Камероновой галерее, и увидел, что один симпатичный маскарон «жует»…

  • Шестьдесят девятая дюжина

    Шестьдесят девятая дюжина люстр и паникадил собрана на острове Талабск и в Санкт-Петербурге. 817–820. Церковь Николая Чудотворца. Остров…

  • Музей-квартира М. М. Зощенко в Ленинграде

    13.06.2021 В 1934 году Зощенко поселился в доме писателей, называемом ими писательским «недоскребом». К этому времени произведения…

  • Трехмерная панорама «Память говорит. Дорога через войну»

    22.05.2021 Мы прошли по этой дороге, слушая в наушниках голос рассказчика — школьного учителя, ушедшего на войну рядовым (его образ…

  • Шестьдесят шестая дюжина

    Шестьдесят шестая дюжина люстр и паникадил собрана в Севастополе, Мухалатке, Утёсе, Всеволожске, Санкт-Петербурге и Тотьме. 781. Музей…

  • Интерьер ресторана

    13.12.2020 Если интерьер ресторана напоминает комнату пыток, знайте: вам хотели показать кусачки для колки сахара. На табличке под коллекцией…

  • Эксперимент в Михайловском театре

    28.11.2020 Место проведения эксперимента — фойе Михайловского театра Временной интервал — ровно три года (в Михайловском бываю чаще, чем…

  • Шестьдесят пятая дюжина

    Шестьдесят пятая дюжина люстр и паникадил собрана в поселке с загадочным названием Местечко Раифа, а также в Сыктывкаре, Санкт-Петербурге,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments