Александр Маталов (a_les_sandro) wrote,
Александр Маталов
a_les_sandro

Categories:

Выставка «Земнисаж. Земцова. Сажина». Сыктывкар

29.12.2020 (жаль, что не 12.12.2020 или не 21.12.2020)
Нам повезло: персональную экскурсию по «Земнисажу» для нас провели Земцова Татьяна и Сажина Анна — две наши родственницы-подруги, а по совместительству еще и авторы представленных на выставке мини-шедевров.
DSC04727.jpg
Слева направо: Нюся (Сажина Анна), Брюсовна (Земцова Татьяна)

Слово Татьяне Земцовой, в аннотации к выставке сформулировавшей свое кредо так:

Я работаю в направлении «сторимаджинизм» (от англ. story — 'история', imagine — 'представлять'), которое зародилось через неделю после появления искусства, когда первый художник попытался изобразить первое предметное узнаваемое животное. Направление полностью сформировалось к XXI веку. Сторимаджинизм — это иллюстрация придуманной истории, констатация несуществующего факта или запись псевдоисторического события, будь то черный квадрат или переезд на другую планету первых нас (русских).

Аннотация подливает маслица: «Как отмечает Татьяна, данного термина нет ни в одном искусствоведческом справочнике, т. к. он существует только в голове автора». Возьму на себя смелость и дам понятное всем разъяснение: сторимаджинизм — метатермин, он является обозначением и продолжением самого себя.

Очевидно, корни Таниного сторимаджинизма лежат в ее родных 1980-х, когда улицы еще были полны подобными вывесками. Со временем большинство из них исчезло, однако на картине изображены до сих пор реально существующие в Омске, Екатеринбурге, Москве и Сыктывкаре надписи.
DSC04752.jpg
С любовью из 1980

Составляющие их слова сами складываются в своеобразный, уже разгаданный Таней кроссворд, который она называет «городвордом».
DSC04756.jpg
Городворд

Чтобы разгадать, что зашифровано в ее части выставки, Таня предлагает нам погрузиться в сторимаджинизм как метод и применить его к тому, что мы сейчас увидим:

Представьте себе историю, что русские первыми перелетели жить на другую планету. Неважно, Марс это, или Луна, или еще какие-то спутники. Переезжая с места на место, мы берем с собой себя. Нам от себя не убежать: мы берем с собой свой характер. В национальном плане мы возьмем с собой наш менталитет. Могут добавиться некоторые штучки — безвоздушное пространство, другая гравитация, но в целом ничего не изменится: на другой планете будет Советский Союз.

Поэтому на новом месте, в новых реалиях, окна останутся старыми и на подоконниках по-прежнему будет расти лучок («Окна старые, реалии новые»). Также на новом месте невозможно будет представить себе жизнь без вагонов РЖД, без их окон, на которых трафаретом написано «Закрыто на зиму».

Однако теперь для отправки корреспонденции в Сыктывкар необходимо будет использовать его точный адрес во Вселенной. Адрес, не умещающийся на обычном конверте:

галактическая нить Персея — Пегаса, комплекс сверхскоплений Рыб — Кита, Ланиакея, сверхскопление Девы, Местная группа галактик, галактика Млечный Путь, рукав Ориона, Солнечная система, планета Земля, Россия, Республика Коми, город Сыктывкар.

При создании триптиха «Точка во Вселенной» Татьяна вдохновлялась тем, что ее подруга приобрела квартиру в самом длинном доме Санкт-Петербурга. Не помещавшийся в поля платежек четырехзначный номер квартиры коммунальщикам приходилось дописывать от руки, пока они не перенастроили программу.
DSC04776.jpg
Слева: триптих «Точка во Вселенной»
В центре: «РЖД»
Справа: «Окна старые, реалии новые»


В космическом пространстве использование шлемофона девушками будет иметь некоторые особенности: макияж придется наносить поверх зеркального стекла, так как через стекло он просто не будет виден.
В этом месте мне вспомнилась телереклама проекта, предполагающего съемки первого фильма на МКС. В космос должна полететь девушка. Я спросил у Татьяны, не хочет ли она ею стать. «Я думала об этом. Мне некогда: я в музее работаю» — таков был категоричный ответ. Действительно, Таня проводит для нас экскурсию, придя к нам во время своего обеденного перерыва.
DSC04754.jpg
Ты мой космос

Неизвестно, будут ли на новом месте голуби, но их, цитирую слово, «черепочки» точно смогут украсить костюм будущего шамана.
DSC04774.jpg
Шаман

Вот несколько сюжетов из серии «У нас на районе». Татьяна считает, что в детстве в судьбе каждого из нас был знак, делавший для нас космос ближе. Таким знаком могли быть, например, елочная игрушка «Космонавт» («Предзнаменование 1») или горка в виде ракеты, построенная на детской площадке («Предзнаменование 2»).

Космические пейзажи района останутся узнаваемыми. На стройплощадках, обнесенных бетонными заборами, вырастут быстровозводимые панельные дома («Новая жизнь»). Улицы осветятся фонарями («Свет далеких планет»). Будут установлены памятники («Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить… на Марсе»). На мусорные контейнеры нанесут надписи «ЖЭК» («Сияние Севера», работа посвящена Шиесу).

До боли знакомые жанровые сценки чуточку преобразятся. Неся домой купленный в булочной хлеб, дети уже не смогут ничего от него откусить («Принес»). Несмотря на то что среди лунных и марсианских топонимов много слов, связанных с водой, ловить рыбу придется по-новому («Рыбалка в созвездии Рыб»).
DSC04764.jpg
Верхний ряд, слева направо: «Сияние Севера», «Рыбалка в созвездии Рыб», «Принес», «Предзнаменование 2»
В центре: «Предзнаменование 1» (отклеившаяся от стены работа)
Нижний ряд: «Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить… на Марсе», «Новая жизнь», «Свет далеких планет»


Так как на Луне гравитация в 6 раз слабее, чем на Земле, то, играя в бадминтон, с воланчиком придется обходиться аккуратнее («Улетел, не обещал вернуться»). Сушка белья на улице лунного города будет представлять чуть менее упорядоченную, чем на Земле, картину («Чудеса гравитации»).
DSC04769.jpg
Слева направо: «Улетел, не обещал вернуться», «Чудеса гравитации»

Вообще, едва ли жизнь будет возможна без гаража, однако всё бо́льшую долю сваленного на его крышу хлама станет составлять мусор космический.
DSC04765.jpg
Не знаю зачем, но надо

Таня уверяет, что «бабулячий суд в безвоздушном пространстве не работает, т. к. звук не распространяется, а мыслью задеть сложно или почти невозможно».
DSC04758.jpg
Не наркоманы, не проститутки…

На районе обязательно должны появиться гопники. С золотыми цепями, в спортивных костюмах с фирменными тройными полосками. Только привычные реплики чуть-чуть видоизменятся: «Сижки есть? А семки? А если найдем? Чьих будешь? Лети выделываться на свою планету!»
Свою уверенность Таня объясняет просто: «Чего вы от меня хотите? Я же на Морозова выросла». (Примечание. Для визуализации образа улицы Морозова жители других городов могут использовать такие ставшие мемами топонимы, как «Купчино» или «Южное Бутово».)
DSC04760.jpg
Гопники

Вероятно, проблемы с правонарушениями никуда не уйдут, но разыскивать преступников станет сложнее: в скафандрах все одинаковые и человек с авоськой вполне может оказаться одним из разыскиваемых. Узнав себя среди уголовников, он подумает: «Хммм…»
DSC04772.jpg
Диптих «Хммм…»

Дети на школьных фотографиях будут по-прежнему немного ушастенькими (поэтому шлемофоны тоже ушастые), а учительница Екатерина Петровна — дородной и с янтарными бусами.
DSC04762.jpg
Первый раз в первый класс

Возвращение домой, на Землю, из длительных космических путешествий, по-видимому, всегда будет оставаться особенным событием. В этом месте Таня цитирует культовую песню:

Земля в иллюминаторе, Земля в иллюминаторе,
Земля в иллюминаторе видна…
Как сын грустит о матери, как сын грустит о матери,
Грустим мы о Земле — она одна.
А звезды тем не менее, а звезды тем не менее
Чуть ближе, но все так же холодны.
И как в часы затмения, и как в часы затмения,
Ждем света и земные видим сны.
ВИА «Земляне»

Вот он, наконец вернулся! Огромный такой, весь в космической пыли («Космическая пыль» слева).
DSC04766.jpg
Слева направо: «Космическая пыль», картина из серии «Вернувшийся»

А дальше всё по-домашнему. Показывая картину «ЦУП» с изображенным на ней красным настенным ковром, Таня вспоминает, как лежала в доме у бабули и, засыпая, нажимала на «кнопочки», из которых составлен геометрический узор ковра. Так и большой человек, вернувшийся из космоса, лежит на прогнувшейся под ним металлической кровати и, нажимая на кнопочки, продолжает управлять полетом.

Для оформления семейной фотографии (справа) Таня использовала привезенное из этнографической экспедиции старинное паспарту — пожелтевшее, с высохшими водяными разводами. И вновь звучит песня:

Так необыкновенно: внизу проплывают моря,
Впервые во Вселенной только мы — ты и я.
Дискотека Авария

На натюрморте (слева) мы видим шлемофон вернувшегося. Именно так бабуля будет хранить шлемофон на своем комоде, рядом с цветком в горшке и вереницей фарфоровых слоников.
DSC04746.jpg
Серия «Вернувшийся»

В конце своего рассказа Таня подводит итог:

Если Вселенная бесконечна действительно,
Значит есть куча копий нашей планеты.
Где-то сейчас происходят те же события,
Копия меня пишет копию песни этой.
Noize MC

И тут незамедлительно берет слово наша сестра Нюся (она же Анна Сажина). В уходящем 2020-м Нюся сделала открытие: в номере года — числе 2020 — видна «симметричность, парность, удвоенность, даже некая двоичность». Что, если попробовать отыскать подобные закономерности в окружающем мире?

Так получилась работа «Двое» — «гирлянда с явлениями, связанными с числом два. Два ботинка Ван Гога, две Фриды, братья, близнецы, двоичная система компьютерного языка, два, дважды, двое…»

Теперь, как говорится, следите за руками. На волшебных новогодних флажках: Траляля и Труляля (персонажи книги Льюиса Кэрролла «Алиса в Зазеркалье»); двоеперстие; двуцветные пайетки, которые можно разглаживать рукой в обе стороны; близняшки Грейди из кинофильма «Сияние», снятого по книге Стивена Кинга; алхимическая парочка змей, обвивающих ветвь; «Две Фриды» (двойной автопортрет Фриды Кало); одна из версий «Игроков в карты» Поля Сезанна; портрет братьев Гримм. А еще за кадром остались инфанты Изабелла Клара Евгения и Каталина Микаэла с картины Алонсо Санчеса Коэльо; «Башмаки» (картина Винсента Ван Гога); Тянитолкай из повести Корнея Чуковского «Доктор Айболит»; двуглавый орел; двоичный рисунок из «Матрицы».
Где двое — там вселенная.
DSC04731.jpg

Еще Нюся переоткрыла парность во многих словах и составила из них целый словарь. Полистаем его страницы, почитаем изысканно написанные словарные статьи.

Кускус
Далеко в галактиках тянется межпланетный караван. Ярко светят звезды над нашими повседневными делами и обязанностями. Где-то на высоте икс и долготе игрек ученик делает уроки, чертит фигуры и значки, параллельно воображает что-то, но не задачу. Участники каравана ритмично перемещаются в пространстве, проделывая долгий путь. Странники жадно накинутся на любимое восточное блюдо из кускуса. Прямо с огня.

Почти настоящий кускус рассыпан по земле. А на глубоком восточном небе сияют луна и звезды. Показывая звездное небо, Нюся говорит, что при подготовке к выставке они с Таней долго не видели работ друг друга. Знали лишь то, какую каждая из них выбрала тему. Так что звезды на многих работах загорелись как-то сами собой.
DSC04742.jpg

Чау-чау
Существует китайская легенда о том, что язык собак породы чау-чау синий, потому что она обнюхала и легонечко лизнула кусочек неба.

Рыжий мех, подходящий для чау-чау, в Сыктывкаре было не найти, поэтому черный чау-чау попросту слился с небом, на котором бисером вышиты созвездия.
DSC04783.jpg

Сим-сим
Однажды я видела, как Женщина перебирала вещи в шкафу. Удивилась, как из дверец выходили одни за другими платья, жакеты и блузки. Задала вопрос: откуда столько? Ответ: за целую жизнь. И теперь каждый шкаф (господин Шифоньер) для меня образ очень большой, очень емкий и необычный. Личный.

Эксклюзивный шкафчик сделан из того, что попалось под руку. Шкатулочная фурнитура — дверные ручки и великолепные ампирные ножки — найдена в Сыктывкаре. Восточные стражники у дверей охраняют вход круглосуточно, в том числе и темной, звездной ночью.
DSC04789.jpg

Ку-ку!
Холодно, тепло, горячо!

Перед нами миниатюрный корсет — неафишируемая часть одежды. Прячущая, но так, чтобы было видно. Чашечки корсета выполнены из… Впрочем, Нюся просила не разглашать ее фирменный секрет.
DSC04748.jpg

Агар-агар
Данное вещество используется для приготовления желе, и поэтому кажется, что это истинное волшебное ПРЕВРАЩЕНИЕ.

Как видим, ускользающая тайна подобного превращения — в полупрозрачности рук.
DSC04792.jpg

Бюльбюль
В Таиланде принято отлавливать птиц бюльбюль — эти птицы счастья в клетках украшают все улицы города. Но их не продают, а держат на счастье. Птиц привозят на соревнования, судьи их оценивают очень строго. Таймером служит дырявая жестяная банка, тонущая в ведре воды. За эти секунды птица должна выдать лучшую песню.

Помимо волшебных птиц, нам предоставлена возможность увидеть их типичное гнездо. Так незаметно получился триптих.
DSC04737.jpg

Чин-чин!
Композиция о культе праздника, веселья, застолья. Каждый персонаж взят с отдельных полотен, но они как бы взаимодействуют из своих «окон». Получается диалог.

Полиптих словно говорит нам: в случае когда диалог складывается, выпивают все — боги (Дионис), кардиналы, монахи, служанки. Алкоголь снимает барьеры. Что и требовалось доказать.
DSC04735.jpg

Иланг-иланг
Старинная легенда рассказывает, что давным-давно боги подарили семье долгожданную дочь, но с условием, что ее не коснется никогда ни один мужчина. Ее назвали Иланг. Юноша увидел Иланг, сразу влюбился в нее, попросил стать его женой и дотронулся до руки девушки. И тут сбылось пророчество богов — девушка превратилась в дерево с прекрасными желтыми цветками. А юноша потерял покой. День и ночь он ходил возле дерева и звал любимую: «Иланг… Иланг…» А теперь мы покупаем эту любовь по 10 мл за 176 рублей.

Да, в наш век магия вполне доступна среднестатистической семье со средним достатком.
DSC04780.jpg

Дюран Дюран
Доктор Дюран Дюран — это персонаж из научно-фантастического фильма 1968 года «Барбарелла».

Символично, что представленный на выставке медицинский халат был пошит фирмой с космическим названием — «Сириус».
DuranDuran.jpg
Запомните этого энергичного мальчика. Его зовут Матвей, и о нем мы еще скажем.

И совершенно не удивляет то, что сумасшедший доктор Дюран Дюран ходил в тапочках — туфельках — инфузориях-туфельках.
DSC04749.jpg

Ко-ко
Посвящается гениальной Коко Шанель, смелой и удивительной женщине, которая изобрела бессмертную моду.

Напомню, что, помимо маленького черного платья и приталенного жакета, Коко ввела в моду сумку на цепочке и крупную бижутерию, в том числе из искусственного жемчуга.
DSC04732.jpg

Но-но!
Синтез игры, творчества и техники исполнения. Создан автором в авторских целях.

Синтезирование было произведено еще в Таллине, но результат до сих пор ни разу не выставлялся. Чудесная лошадка, бьющая передней ногой — нитепротягивателем в такт с вращением колеса, вставленного ей в попу, давно стала логотипом, который Нюся наносит на этикетки при оформлении своих авторских кукол.
Если бы компания «Зингер» и поныне существовала, она непременно должна была бы выкупить у Нюси идею лошадки. Но увы. Утешает лишь то, что один влиятельный житель Сыктывкара, попросивший не разглашать его имени, по окончании выставки приобрел у Нюси эту работу.
DSC04740.jpg

Ту-ту!
Две трубы, две сестры, две те, кто преследует меня, где бы я ни жила, где бы я ни снимала жилье, где бы я ни была. В этом или ином городе, в окне и на любой улице их хвосты выглядывают повсюду.

Помните Матвея? Так вот, Матвей красил раму.
DSC04786.jpg

Предъявляю фотографии труб-сестер, сделанные из Нюсиного окна.
Tutu.jpg

Белокурые локоны двойняшек всегда уложены в одну сторону — слева направо.
Tutu2.jpg

Такими их и запечатлела Нюся.
Tutu3.jpg

Но сколько веревочке локонам ни виться, а финал неизбежен. В преддверии финальной сцены нас ждет бэкстейдж. Пользуясь родственными связями, мы имеем возможность одним глазком заглянуть в Нюсину лабораторию, чтобы увидеть, что здесь творилось за несколько дней до вернисажа.
Bardak.jpg
Фотография не постановочная

И вот наконец парадная фотография. Нюся на фоне огромной уличной афиши. Вдохновившись темой двойки, удвоения, двойственности, я подумал, что своеобразным «финисажем» рассказа о «Земнисаже» должна стать афиша-афиша.
DSC04796.jpg
Если бы Брюсовна не убежала в свой музей, она бы тоже была здесь запечатлена.

Об авторах работ:

  • Земцова Татьяна — художник-реставратор, сотрудник Национального музея Республики Коми. Реставрационные работы Татьяны можно было увидеть на выставке «Хунды-мунды»;

  • Сажина Анна — художник по текстилю, мелкой пластике и мягкой скульптуре. Участница не только международных выставок, но и тайной театральной жизни Сыктывкара.

Tags: Земцова, Коми, Сажина, Сыктывкар, в Сыктывкар, мебель, мебель в жизни, мебель игрушечная, шифоньер, шкаф
Subscribe

Posts from This Journal “в Сыктывкар” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments