Александр Маталов (a_les_sandro) wrote,
Александр Маталов
a_les_sandro

Categories:

Тотьма. Открытое хранение фондов

26.12.2020

Открытое хранение — форма хранения и актуализации фондов музея, позволяющая расширить доступ посетителей к наследию. В целях обеспечения сохранности фондов музея О. х. должно осуществляться в специально обустроенном помещении фондохранилища с использованием оборудования, совмещающего функции сейфа и витрины. При презентации фондов могут использоваться отдельные экспозиционные приемы.
Из словаря музейных терминов

Какой сейф? Какие витрины? Неужели составители словаря никогда не бывали в Тотьме?
DSC04630.jpg

А мы были и видели своими глазами хранящиеся там богатства. Показать всё не представляется возможным. Придется себя ограничить лишь отдельными коллекциями. Взять, к примеру, прялки — их на момент нашего посещения в фондах хранилось 568 (!) экземпляров.

В каждой местности бытовали прялки определенного вида, поэтому по прялке можно было определить, откуда девушка. Однако даже у одного мастера невозможно найти двух одинаковых изделий.

В центре — типичная представительница прялок Нюксеницы. У таких лопасть очень большая. Наверху треугольные или ромбовидные городки. Под городками ряды сквозных отверстий. В отверстия вставлены бусины из стекла или дерева. Иногда отверстия бывают вырезаны и внизу, часто резьба сочетается с раскраской.
DSC04634.jpg

Во втором ряду прялки Тарноги. Ножка у них короткая и обязательно резная. Наверху большой лопасти городки или три пологих выступа. В нижней части два полукруглых среза. Лопасть декорирована трехгранно-выемчатой резьбой: розетки — солярный символ, полосы из треугольников и квадратов — символ вспаханной земли. Также лопасть может быть расписана.
DSC04637.jpg

На Руси девочки начинали прясть с 8–9 лет. Девушки брали с собой прялку на вечо́ры — девичьи посиделки. Мать дарила свою прялку дочери как символ своей счастливой молодости. Когда к невесте сватался жених, он снимал с лопасти кудель и сжигал ее в знак того, что пора девичества закончена.
DSC04633.jpg
Прялка Силинской А. А., 1914 г.

В нижнем ряду, справа, несколько прялок Бирякова (бывшая Биряковская волость). Их относят к корневым прялкам, сделанным целиком из корня сосны или ели (в противоположность составным прялкам, у которых донце из сосны или ели, а лопасть и ножка из твердых пород древесины — березы или клена). По моде начала XX века прялки Бирякова выкрашены под красное дерево. Лопасть небольшая, квадратная. Верхний край украшен рядом ромбических городков, нижний — прямо свисающими сережками. Лопасти декорированы кусочками зеркал, медными накладками — отсюда ласковое название «зеркаленки», «золоченочки». В ходе одной из этнографических экспедиций выяснили, что местный мастер был, как говорят в музее, «гармонщиком» — занимался изготовлением гармоней.
DSC04632.jpg

В верхнем ряду, в центре, прялки-«соломенки». Называют их еще прялками Николы, так как Никольский сельский совет, вероятно, являлся центром кустарного изготовления подобных изделий на продажу. «Соломенки» — прялки корневые с небольшой квадратной лопастью. Наверху по две пары городков в виде рожек, внизу круглые сережки. Лопасть инкрустирована соломкой нескольких цветов.
DSC04625.jpg

У прялок Тотьмы (нижний ряд) ножка высокая, а лопасть прямоугольная, небольшая. Наверху городки, под ними ряды сквозной решетки. В центре крупная круглая розетка, символизирующая солнце. В углах сегменты розеток как символ расходящихся лучей.
DSC04626.jpg

В тотемском открытом хранении есть прялки Погорелова, Междуречья, Толшмы, Совеги, Великодворья, Сондуги, Заозерья, Середского, Матвеевского, Медведевского, Нижней Печеньги, Манылова, Бабушкина (Бабушкинского района) и Ярославля.
DSC04629.jpg

Говорят, иногда туристы зависают в этом зале часами. Это при том, что и в других залах есть что посмотреть. Дальше коллекции показываю фрагментарно, поясняю очень коротко.

Цепа для обмолота (выбивания зерна из колосьев). Длинная палка (рукоять) и короткая палка (бич) соединены кожаным ремешком.
DSC04654.jpg

Ковши для варки пива.
DSC04646.jpg

Гончарные изделия.
DSC04668.jpg

Изделия из берёсты — кузова, лукошки.
DSC04662.jpg

Теперь о мебели. В Тотьме собрана мебель, сопровождающая человека от рождения и до самого последнего его дня на этом свете.
Для младенцев — люльки, или зыбки. Одна плетеная, вторая лубяная.
DSC04661.jpg

Для мамаш — две скамейки. Левая — скамья-суковатка, изготовленная из цельного куска ствола с четырьмя сучьями. Правая — скамейка для дойки коров.
DSC04648.jpg

Эргономичное сиденье с углублением (удобно сидеть) и отверстиями (удобно переносить).
DSC04650.jpg

Сундуки, сундучки и сундучища.
DSC04658.jpg

Для невест — расписные свадебные великоустюгские.
DSC04659.jpg

В углу — сундук зеленого цвета с рисунком, выполненным штампами с краской. Подобные сундуки изготавливали во Владимире и Муроме.
DSC04657.jpg

Сундучок в технике «мороз по жести». Промысел был развит в Великом Устюге.
DSC04663.jpg

Для зажиточных семей — расписные заборки. В посте о Малых Корелах я рассказывал, что заборка — это не доходящая до потолка некапитальная стена, отделяющая прилуб (место приготовления пищи) от жилого помещения. Высота заборок соответствовала уровню печи и полок-воронцов (широкая деревянная полка, расположенная по периметру жилой части курной избы) — так теплый воздух мог свободно циркулировать в помещении и не выходить наружу.

Перед нами заборка, датируемая 1895 годом. Одна из ее частей — это шкаф-заборка (как следует из названия, совмещает в себе функции заборки и шкафа). Шкаф-заборка может быть двусторонним, открывающимся из двух разделяемых им помещений, или односторонним, как в данном случае.
DSC04672.jpg

Шкаф (вторая половина XIX в.).
DSC04674.jpg

Сначала о двух отдельных предметах слева. Это шкафчик навесной (начало XX в.) и суденка расписная (конец XIX — начало XX вв.).

Теперь о заборке 1897 года. Принадлежала она Ярославцеву Ивану Александровичу, проживавшему в деревне Дягилево Мосеевской волости Тотемского уезда. В правой части — шкаф-наблюдник (интересно, что в архангельских деревнях, например на острове Кижи, настенная многоярусная полка для хранения посуды называется заблюдником).
DSC04670.jpg

Буфет от этой же заборки мы видели в Тотемском краеведческом музее.
DSC04585.jpg

Возвращаемся в открытое хранение. Фрагмент заборки.
DSC04671.jpg

Буфет, он же шкаф. 1895 г. Судя по несимметричности верхнего карниза, тоже фрагмент заборки.
DSC04673.jpg

Расписная заборка — дорогое удовольствие. Первоначально такую мебель можно было встретить только в состоятельных семьях. Однако постепенно заборки (пусть и более скромные) распространились шире.

Говоря о мебели, сопровождающей человека на его жизненном пути, начав с зыбок, затем перейдя к свадебным сундукам, а от них к украшению русского дома — заборкам, мы незаметно приблизились к тому моменту, когда необходимо подвести своеобразный итог.

Не забывать о вечном помогает свечной стол (говорят, XVII в.) из православного храма.
DSC04642.jpg

А вот и та черта, за которой уже сама вечность. Стол для отпевания покойников. Вместо столешницы — трапециевидная доска, повторяющая форму гроба.
DSC04640.jpg

Такое же трапециевидное в плане, то есть если смотреть сверху, резное подстолье. Ладьевидные, если смотреть сбоку, очертания подстолья — своеобразный символ предстоящего путешествия в вечность.
Подстолье происходит из Кокшенгской волости Тотемского уезда. Оно прибыло в музей в 1915 году благодаря стараниям Феодосия Михайловича Вахрушова — художника, краеведа, положившего начало сбору коллекции Тотемского краеведческого музея.
DSC04638.jpg

Завершить обзор надо чем-то жизнеутверждающим. Пусть им станет охлупень — символ солнца, своеобразный оберег.
DSC04644.jpg

И пусть не сейф и витрины, а именно охлупень оберегает спокойствие благословенного тотемского открытого хранения фондов. И пусть оно остается открытым. А в словарную статью можно внести поправки.

Заборки здесь:Охлупни здесь:«Мороз по жести» здесь:
Tags: Вахрушов, Тотьма, буфет, в Сыктывкар, заборка, люлька, мебель, мебель России, мебель в музее, мебель церковная, мороз по жести, наблюдник, охлупень, прялка, резьба, скамейка, скамья-суковатка, стол для отпевания, стол свечной, суденка, сундук, шкаф, шкафчик
Subscribe

Posts from This Journal “в Сыктывкар” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments