Александр Маталов (a_les_sandro) wrote,
Александр Маталов
a_les_sandro

Category:

Мебель в Тотемском краеведческом музее

26.12.2020
Тотьма — городок уникальный: на менее чем 10.000 жителей здесь приходится 6 (!) музеев. При этом краеведческий музей, находящийся в здании бывшего духовного училища, поражает своими размерами.
DSC04675.jpg

Преследуя мебельные цели, мы осмотрим только историческую экспозицию.

Начнем с самых древних экспонатов — сундуков, датируемых XVII веком.

Здесь нужно сделать одно замечание.
Иногда датировка на музейных этикетках противоречит данным, представленным на сайте госкаталог.рф. Привожу пример: на этикетках сундуков указан XVI век, на сайте — XVII. В таких случаях беру датировку с сайта: она представляется более адекватной.


Итак, перед нами сундук и сундук-подголовник (называемый в Тотьме сундуком-головником).
DSC04556.jpg

Напротив представлена композиция из царских врат (XVI в.) и подсвечников (XVII в.). Царские врата выполнены в технике просечной резьбы и происходят из деревянной деревенской церкви Афанасия Александрийского, Вернекокшеньгского погоста Тотемского уезда.
DSC04562.jpg

Висящей над всей этой красотой люстрой завершаю формирование шестьдесят шестой дюжины люстр и паникадил.
DSC04564.jpg

В одном из других залов представлен подсвечник XVI века, резной, четырехгранный. Происходит он из Верховской церкви, Тотемского уезда. Если честно, это как раз тот случай, когда датировка вызывает вопрос.
DSC04621.jpg

Идем дальше. Перед нами зерцало — своеобразная витрина, выполненная в виде трехгранной призмы. Двуглавый орел, некогда служивший навершием, был утрачен. Подобные зерцала обычно использовались в присутственных местах, где служили для размещения текстов государственных указов. Наш экземпляр был изготовлен во второй половине XVIII века и находился в этом самом здании.
DSC04568.jpg

Люстра открывает собой новую, шестьдесят седьмую дюжину.
DSC04567.jpg

Переметная скамья. Бытовала в Печенгском монастыре, Верхнекокшеньгской волости Тотемского уезда. С датировкой скамьи всё сложно. На этикетке написано: конец XIX — начало XX века. В печатном альбоме-путеводителе по коллекциям Тотемского музейного объединения указано иначе: конец XVIII — начало XIX. На сайте госкаталог.рф: XVII — первая половина XVIII века. Вот кому верить?
DSC04581.jpg

Что можно сказать точно, так это то, что переметом называется закрепленная в двух шарнирах спинка, которую можно переметнуть (то есть перекинуть) с одного края скамьи на другой.
DSC04582.jpg

Купеческий зал — собирательный образ интерьера купеческого дома. Остановимся на нескольких экспонатах, чтобы понять, что тотемские купцы жили не хуже, чем в столицах.

Часы (Лондон, первая половина XIX века). Музыкальные, с боем, курантами и календарем. Играют 12 мелодий. Изготовлены часовых дел мастером Элликотом. Происходят из собрания тотемской купеческой династии Пановых — Замяткиных.
Рядом с часами — туалетный стол с зеркалом-псише (1860–1880-е гг.).
DSC04607.jpg

Кресло в стиле а-ля чиппендейл (конец XIX — начало XX вв.). Объясняю, почему «а-ля». Оригинальный чиппендейл воспроизведен мастером лишь в общих чертах. Профиль всех деталей остался четырехгранным, без скругления; ножки-кабриоли не завершаются лапами; рисунок спинки максимально незатейлив.
DSC04611.jpg

Канапе (вторая половина XIX в.). Интересная деталь: сиденье снабжено пружинами, но в качестве набивки использованы опилки.
DSC04613.jpg

Роялино (кабинетный рояль). Модель выпускалась на московской фабрике Александра Мейбома с 1843 по 1855 гг. Всего было изготовлено около 1000 экземпляров. Один из них оказался в Тотьме.
DSC04608.jpg

Люстра (СССР, 1950-е годы).
DSC04614.jpg

Переходим к мебели крестьянской. Буфет, он же шкаф (Россия, 1897 г.). Принадлежал Ярославцеву Ивану Александровичу, проживавшему в деревне Дягилево, Мосеевской волости Тотемского уезда. Дверцы филенчатые, расписанные в свободнокистевой манере. Ручки точно не мебельные — скорее дверные. Боковины шкафа необычайно толстые. Наверху левая боковина имеет выпил: видимо, шкаф был «встроен» в конструкцию избы.

Рядом представлена расписная дверь в горницу (Россия, начало XX в.). Принадлежала Момотову Андрею Андреевичу из деревни Копоргино, Матвеевского сельского совета Тотемского района.
DSC04585.jpg

В нижней части двери изображен лев — излюбленный охранный символ, широко бытовавший в крестьянских жилищах. Животное диковинное, никем из местных живописцев не виданное.
DSC04586.jpg

В верхней части изображены курица и петух. Птицы хотя и виданные, но на всякий случай своеобразно подписанные — «кури» и «пету».
DSC04587.jpg

Зеркало в резной раме (Россия, первая четверть XX в.). Прервав экскурсовода и задав ей мой излюбленный вопрос, выяснил, что тутаевский секрет маленького зеркальца был тотьмичам неизвестен.
DSC04591.jpg

Стул (1930-е гг.). Обратим внимание на резную вставку в спинке стула. Помимо двух каннелированных колонн, во вставке прочитывается ваза с цветком. Предполагают, что резьба была выполнена одним из выпускников Петровской ремесленной школы. Рассказ о школе чуть дальше.
DSC04593.jpg

Экспозиция, посвященная Василию Тимофеевичу Попову — председателю уездной земской управы. Ему принадлежала идея открытия в Тотьме музея. К сожалению, реализовать ее он не успел.
Представленная мебель не имеет отношения к Попову, однако у нее есть собственная микроистория. Например, письменный стол (предположительно, начало XX в.) принадлежал известному тотемскому врачу Сергею Петровичу Гулынину, который и передал его в музей в 1963 году. Стол двухтумбовый, на высоких точеных ножках-балясинах. Столешница покрыта коричневой кожей.
DSC04570.jpg

Вполне вероятно, что стол является работой выпускников тотемской Петровской ремесленной школы: вырезанные на дверцах птицы напоминают образцы, имевшиеся в классах.
DSC04572.jpg

Керосиновая лампа (Германия, конец XIX — начало XX вв.). Абажур сделан из двухслойного стекла: внутренний слой молочного цвета, внешний — зеленого. Лампа принадлежала композитору А. Т. Гречанинову, ученику Римского-Корсакова. У Гречанинова лампу выкупил тотьмич Василий Баландин, участник революционных событий в Петрограде в июне 1917 года. По возвращении из столицы Баландин стал активным борцом за установление в Тотьме советской власти.
Кресло (1860–1880-е гг.) в стиле второе рококо. Изготовлено местными резчиками по столичным образцам.
DSC04571.jpg

Передний устой в виде петли, очертания которой напоминают турецкий огурец. Сиденье пружинное. Обивка 1930–1940-х годов.
DSC04573.jpg

Наконец пришло время сказать о Петровской ремесленной школе, которая была открыта в 1898 году и работала до середины 1920-х. Преподаватели имели высшее художественное образование. Детей обучали изготовлению из дерева игрушек и предметов крестьянского обихода. В 1905 году школа приняла участие в международной выставке в Льеже (Бельгия) и получила Гран-при.

Взглянем на несколько предметов, изготовленных учащимися под руководством преподавателей школы. Монументальный резной буфет (начало XX в.).
DSC04597.jpg

Подсвечник.
DSC04599.jpg

Шкафчик-аптечка.
DSC04600.jpg

Во многих работах, выполненных в псевдорусском стиле, чувствуется влияние модерна.
Рама для зеркала, совмещенная с полочкой.
DSC04605.jpg

Стул (первая четверть XX в.).
DSC04602.jpg

Следующий зал посвящен войне, и из него возьмем только люстру.
DSC04580.jpg

Далее следует интерьер 1960–1970-х.
DSC04575.jpg

Типичные кресла с наклонными ножками. Журнальный столик на трех ножках.
DSC04577.jpg

Столешница столика и полочка торшера имеют асимметричную форму — невиданный перерасход материала ради такого непозволительного для советского гражданина шика!
DSC04576.jpg

Обратим внимание на до боли знакомые детали — ручки-ракушки у комода и наклонные ножки у телевизионной тумбы.
DSC04578.jpg

Следующие два зала посвящены тотемскому художнику Феодосию Михайловичу Вахрушову, и в первом зале воспроизведена его мастерская.
Феодосий Михайлович учился у Репина, участвовал в возобновлении росписи Успенского собора Киево-Печерской лавры, занимался изучением народного искусства, участвовал в комплектовании Тотемского краеведческого музея. В числе многочисленных меморий, связанных с именем Вахрушова, этажерка и мольберт.
DSC04615.jpg

Во втором зале оформлена экспозиция «Феодосий Вахрушов. Свобода быть собой». Здесь был замечен диван с высокой спинкой.
DSC04618.jpg

Экземпляр явно кустарного производства, тем не менее вобравший в себя основные черты, характерные для подобных диванов. Высокий фриз — пусть гладкий, без резьбы, зато с зеркальцем посередине. Как и положено, полочка — однако не простая, а разделенная на две части, чтобы не перекрывать зеркало. Вместо традиционных резных фигур, поддерживающих полочку по бокам, — простые консольные упоры. И ведь был красавцем, и служил верой и правдой десятки лет.
DSC04619.jpg

Нашу мебельную экскурсию по Тотемскому краеведческому завершу люстрой. Ставлю яркую красную точку.
DSC04620.jpg


Еще о Тотьме:
Tags: Вахрушов, Гречанинов, Тотьма, буфет, в Сыктывкар, дверь, диван с высокой спинкой, зеркало, канапе, комод, кресло, люстра, мебель, мебель в музее, мебель мемориальная, роялино, свет, скамья переметная, стол письменный, столик журнальный, столик туалетный, стул, сундук, сундук-подголовник, тумба телевизионная, шкафчик-аптечка
Subscribe

Posts from This Journal “в Сыктывкар” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments