Александр Маталов (a_les_sandro) wrote,
Александр Маталов
a_les_sandro

Categories:

Хунды-мунды

08.01.2020
Хунды-мунды — выражение, позаимствованное северными коми у ненцев. Те так называют вещи, нажитые в течение жизни, — другими словами, скарб, пожитки, барахло. Большой словарь русских поговорок поясняет: у пермских народов «собирать хунды-мунды» означает «готовиться к отъезду». Однако сотрудники Национального музея Республики Коми доказали, что собирать хунды-мунды полезно не только для перемещений в пространстве.
DSC03769.jpg
Спинка деревянного дивана с крестьянской росписью

В январе 2019 года музей организовал этнографическую экспедицию в село Важгорт, Удорского района Республики Коми. Поводом для нее послужила одна мебельная находка, а результатом — целая выставка.

Начну с находки и процитирую музейную этикетку:
Спинка деревянного дивана с крестьянской росписью в виде льва и львицы найдена летом 2017 г. в с. Важгорт в опустевшем доме В. П. Устинова. Предмет, не имеющий аналогов, в январе 2019 г. был доставлен в музей. Тогда же для сохранения памятника была проведена его срочная консервация — закрепление красочного слоя художником-реставратором Татьяной Земцовой (г. Москва). Уникальный предмет представляется впервые.
<…>
Василий Поликарпович Устинов (1893–1944) — участник Великой Отечественной войны.

Таня Земцова, грамотный реставратор, прекрасный художник и по чудесному совпадению наша сыктывкарская знакомая, в ходе экскурсии по выставке рассказала, что первоначально изображения львов были скрыты нанесенной поверх них краской. Но краска под воздействием дождя и снега сошла, и взору открылись милейшие львиные морды.
DSC03773.jpg

Но как львы попали на Север? Цитирую музейную этикетку:
Яркость, красочность домовой росписи, экзотичность ее сюжетов объясняется не столько крестьянскими представлениями о красоте или фантазиями мастеров-живописцев, сколько естественным желанием привнести света в угрюмые деревенские избы и тягой к защите, охране своих домов.
Возможно, поэтому одним из излюбленных «героев» домовых картинок стал лев, зачастую напоминавший сторожевого пса.
Льва «помещали» в самых главных, «пограничных» местах: на внутренней стороне входной двери и на внешней стороне двери голбечной, на припечных досках и залавочных рамах.
Рисунки львов различаются цветом (желтый, белый, серый, черный, зеленый), позой (изображены в профиль или в фас, стоя на задних лапах или на четырех, развернуты вправо или влево).
Натуральный (желтый или белый) цвет изображенных животных доказывает, что мастера-красильщики на рубеже XIX и XX столетий имели какое-то представление о царях зверей. Черный цвет, по-видимому, отражал как стремление уподобить львов верным сторожевым псам (в основном, черных львов изображали на привязи), так и лаконичную старую манеру деревенских мастеров (черные рисунки на рыжевато-красном фоне). Зеленый цвет, возможно, делал страшных, зубастых чудищ добрее.
А. А. Любимов. И львы, и птицы, и цветы… Народная домовая роспись : альбом-каталог из коллекции Кировского областного краеведческого музея. Киров, 2011

Теперь, возможно, требуется пояснить, что прилагательное «голбечный» происходит от слова «го́лбец».
[Пояснить…]
ГО́ЛБЕЦ, голбчик, гобец м. — сев. вост. и сиб. род примоста, загородки, чулана или казенки в крестьянской избе, между печью и полатями; припечье, со ступеньками для всхода на печь и на полати, с дверцами, полочками внутри и с лазом в подполье: чулан называется верхним, а подполье нижним голбцем. Ино голбец бывает не у входа и полатей, а за перегородкой, в стряпной за печью (яросл.).
Источник: В. И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка

Что еще было найдено во время этнографической экспедиции? Великолепный деревенский диван.
DSC03778.jpg

Так он выглядел в холодных сенях на втором этаже дома, крыша которого давным-давно обвалилась.
Divan1.jpg
Фото из группы «Хунды-мунды» в ВК

А так после того, как его извлекли из-под обломков.
Divan2.jpg
Фото В. Э. Шарапова

И вот диван в музее. Формы его по-деревенски барочные: ножки-кабриоли, локотники с завитками, спинка со срезанными углами.
DSC03780.jpg

Цитирую музейную этикетку:
Диван с надписью «1941.г. Маiа 14 числа. Василiй. Н. П.етровъ…» найден в доме Василия Никифоровича Петрова / Микиш Вась (1891–1982) в с. Важгорт.

Здесь требуется пояснение. У коми было принято менять местами имя и отчество. Так, Василий Никифорович — это Микиш Вась. Еще пример: моя теща Нина Алексеевна — Öльöш Нина (произносится приблизительно как Э́леш Нина), а дочь ее и моя драгоценная супруга Татьяна Васильевна — Василь Таттян (произносится приблизительно как Василь Татей).
DSC03779.jpg

Так вот, Микиш Вась изготовил не только диван и не только на нем оставил граффити. Взглянем на следующий экспонат — кровать — и вновь прочитаем этикетку:
Кровать с надписью мастера и владельца «ВНП… 1914 г. Фев. 22.» найдена в доме Василия Никифоровича Петрова / Микиш Вась (1891–1982) в с. Важгорт. Дом построен в 1910 г.
В. Н. Петров — участник Первой мировой и Гражданской войн. Владел сапожным и столярным мастерством. После Гражданской войны Василий Никифорович был заместителем председателя волостного исполкома, возглавлял кредитное товарищество, принимал пушнину в Горстрое, работал в сельпо и на базе ОРСа. В 1957 году в возрасте 67 лет вышел на пенсию.
Вместе со второй женой Прасковьей Трифоновной воспитали девятерых детей.

DSC03775.jpg

Любопытно сравнить внешний вид и конструкцию кровати Микиш Вася — с описанием типовой крестьянской кровати, которое я нашел в книге А. В. Богдановой «Крестьянская мебель конца XIX — начала XX века в собрании музея “Малые Корелы”»:
Кровать появилась в домах северных крестьян во второй половине XIX века. До этого в холодное время года спали в натопленных избах на лавках, полатях, печи. Летом уходили спать на темную поветь или в горницу, спасаясь от комаров и мошек.
Кровать в крестьянском быту обычно состоит из спинок и соединяющей их рамы. Рама — это две длинные доски (боковые грани ложа) [царги. — А. М.], связанные между собой двумя или четырьмя поперечинами. <…> Спинки крестьянских кроватей делали из нескольких широких досок, причем изголовье было обычно на одну доску выше, чем изножье.
<…>
Кровати в горницах окрашивали или украшали незамысловатой свободнокистевой росписью. На углах спинок вытачивали навершия в виде шаров или вырезали пирамидки.

Наш экземпляр полностью соответствует описанию, с тем лишь небольшим отличием, что царги в средней части стёсаны — чтобы сидеть на краю кровати было удобнее.
DSC03774.jpg

Следующий экспонат — еще один диван. И вновь этикетка:
Деревянный диван с декоративной спинкой найден в доме И. М. Лукина (1903–1981). Иван Михайлович — уроженец с. Важгорт, участник Великой Отечественной войны. Дом был построен в 1936 году.

DSC03766.jpg

Формы дивана барочные, спинка решетчатая, с фигурными насечками.
DSC03768.jpg

Продолжим осмотр. Перед нами подвесная детская кроватка — люлька, или зыбка, с двумя изогнутыми лучками. Вот как подобные кроватки описываются в упомянутой книге А. В. Богдановой:
Для Русского Севера наиболее характерна дощатая конструкция подвесных кроваток. У зыбки — четыре расходящиеся кверху грани, соединенные между собой «в сквозной шип» или в «глухой шип». Гвоздевое соединение деталей более позднее. Для того чтобы было удобно укладывать ребенка в колыбель, боковые грани зыбки по верхнему краю дугообразно стесывали. Торцовые грани, особенно изголовье, часто украшали резьбой, росписью или просто окрашивали. Верхний край изголовья старались делать полукруглым, а изножье могло иметь раздвоенную форму. <…> Колыбель выполняла охранительные функции: считалось, что она защищает младенца от нечистой силы, оберегает его здоровье и сон. Таким оберегом был и крест, вырезанный на торцовых стенках колыбельки.

У нашего экземпляра шипы глухие, дополнительно закрепленные при помощи деревянных шпонок.
DSC03764.jpg

Удивляет отсутствие креста, на месте которого вырезаны (вероятно, гораздо позднее 1888 года) две пятиконечные звезды.
DSC03765.jpg

Переходим к следующим экспонатам. Вертикально закрепленный щит — это столешница от крестьянского обеденного стола, на которой сохранились едва уловимые следы былой росписи.
DSC03763.jpg

Рядом офицерская походная раскладная кровать — четвертый экземпляр подобной мебели в моей коллекции.
DSC03762.jpg

В следующем зале — сундуки.
DSC03782.jpg

Первый, пятнистый, обшит металлической полосой.
DSC03783.jpg

Второй расписной.
DSC03784.jpg

По-видимому, прихотливый узор был создан гребенкой.
DSC03785.jpg

И над всей этой неземной красотой сияет звезда — музейная люстра. Помещу ее в шестьдесят пятую дюжину люстр и паникадил.
DSC03781.jpg

Уже за рамками экскурсии добавлю, что моя теща Элеш Нина (то бишь Нина Алексеевна) тоже с Удоры и кое у кого из ее удорской родни остались свои хунды-мунды, в числе которых есть, например, вот такой симпатичный диван.
120 IMG_7238.jpg

Сама теща тоже в меру сил и возможностей собирает хунды-мунды —
Foto1.jpg
Самодельная (?) рамка с фотографией родни тестя. Несколько лет назад была спасена из заброшенного родительского дома тестя

для сохранения памяти.
Foto2.jpg
Оборотная сторона рамки с фотографией

Ведь собирать хунды-мунды полезно не только для перемещений в пространстве.

Еще про хунды-мунды:
Tags: Земцова, Коми, Сыктывкар, Удора, в Сыктывкар, диван, кровать, кровать офицерская походная, люлька, люстра, мебель, мебель в музее, рамка, свет, стол, сундук
Subscribe

Posts from This Journal “в Сыктывкар” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments