Александр Маталов (a_les_sandro) wrote,
Александр Маталов
a_les_sandro

Categories:

Выставка «Линия. Модерн северной провинции»

08.01.2020
Сыктывкар. Национальный музей Республики Коми. Выставка, посвященная моему любимому стилю.
DSC03760.jpg

Осматривая выставку, из всего многообразия представленных на ней экспонатов по традиции выбираю мебель и кое-что еще.

Выбираю и убеждаюсь, что «быть изготовленным в эпоху модерна» и «быть изготовленным в стиле модерн» далеко не всегда означает одно и то же. Взять, например, диван. В его очертаниях при желании можно отыскивать линии-пузыри, свойственные модерну, но базовые формы остаются барочными. О столике судить сложно: закрыт ажурной скатертью.
DSC03744.jpg
Диван (Великий Устюг, 1910 г.). Происходит из семьи учительницы Коквинской начальной школы К. И. Поповой.
Столик (1890-е гг.). Происходит из семьи протоиерея Корткеросской церкви в 1890-х гг. М. М. Быстрова.
Граммофон (конец XIX — начало XX вв.).


Кресло — еще один пример. Обивка — модерн. Однако сами формы кресла, возможно поддавшиеся влиянию модерна, остались барочными. Столик трудно отнести к какому-либо стилю.
Кашлетр (настенная папка для писем и бумаг) и драпри (дверные шторы, чаще всего изготавливаемые из тяжелых тканей) — модерн без вопросов.
DSC03746.jpg
Кресло (конец XIX в.). Изготовлено мастером из г. Пинеги, Архангельской губернии, в качестве подарка молодоженам Федору и Анне Заборцевым.
Столик (конец XIX — начало XX вв.). Происходит из семьи чиновника Усть-Сысольского казначейства В. А. Иконникова.
Кашлетр и драпри (оба относятся к концу XIX — началу XX вв.). Происходят из семьи протоиерея Корткеросской церкви в 1890-х гг. М. М. Быстрова.


Туалеты, аксессуары, фотографии, керосиновые лампы, многочисленные шкатулки, открытки, прочие вещицы, представленные на выставке, — модерн. Но трюмо с консолью — нет.
DSC03749.jpg
Трюмо с консолью (Санкт-Петербург, конец XIX в.). Происходит из семьи Н. Л. Зинина, усть-сысольского фельдшера, участника Первой мировой войны. Был приобретен у беженки из Петрограда в 1918 г. (?).

Сохранились остатки старой амальгамы.
DSC03750.jpg

А вот тонетовскую мебель при желании можно причислить к модерну всю без исключения, а не только эти диванчик и стул. Линии-пузыри, линии-бутоны,
DSC03755.jpg

растительный мотив, тисненый на сиденье, — типичный модерн.
DSC03756.jpg

Керосиновую люстру (конец XIX в.) — бесспорный образец модерна — помещаю в шестьдесят пятую дюжину люстр и паникадил.
Экземпляр происходит из семьи потомственного почетного гражданина, управляющего Кажимскими железоделательными заводами В. С. Косолапова.
DSC03748.jpg

Наконец, самый главный экспонат выставки и единственный образец модерна в архитектуре нынешнего Сыктывкара (бывшего Усть-Сысольска) — это само здание музея. Мой любимый стиль.
DSC03753.jpg
На фотографии 1920-х гг. торговый дом наследников купца второй гильдии Дмитрия Кирьяковича Кузьбожева. Возведен в 1912 году. Изначально на первом этаже находился магазин продовольственных товаров. Второй этаж был жилым.

Современную фотографию здания торгового дома наследников Д. К. Кузьбожева ищите в начале поста. И знайте: что бы я тут ни плел про мебель, выставка была хороша, а происхождение предметов было описано вообще на отлично.

Где можно встретить модерн:
Tags: Коми, Сыктывкар, в Сыктывкар, граммофон, диван, драпри, кашлетр, консоль, кресло, люстра, мебель, мебель Тонета, мебель в музее, свет, стиль модерн, столик, трюмо
Subscribe

Posts from This Journal “в Сыктывкар” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments