Александр Маталов (a_les_sandro) wrote,
Александр Маталов
a_les_sandro

Categories:

Усадьба Рукавишниковых в Нижнем Новгороде

24.12.2019
Сергей Михайлович Рукавишников — нижегородский купец первой гильдии. Его отец Михаил Григорьевич владел первым в Нижнем Новгороде сталелитейным заводом и был одним из крупнейших в России перекупщиков железа. Торговлей железом на Нижегородской ярмарке и производством стали династия Рукавишниковых занималась около века.
DSC03658.jpg

Получив после кончины отца свою долю наследства, Сергей Михайлович направил часть денег на строительство великолепного особняка на Откосе — высоком волжском берегу. Его замысел исполнил московский архитектор Петр Бойцов. У них получилось нечто грандиозное.

Парадный вестибюль
Парадный вестибюль, или передняя, открывает анфиладу комнат первого этажа. Меблировка помещения условна — рококошный столик и кресло, которое (тоже условно) назовем прикаминным.
DSC03541.jpg

Спинка, локотники, царги кресла украшены инкрустацией.
DSC03542.jpg

Люстр в усадьбе будет много, и первую из них помещаю в шестьдесят вторую дюжину люстр и паникадил.
DSC03543.jpg

Библиотека
Сергей Михайлович был человеком образованным и, желая дать своим детям хорошее образование, постоянно пополнял домашнюю библиотеку. Книжный шкаф во всю стену — подлинный.
DSC03545.jpg

Люстра.
DSC03546.jpg

Кабинет
Свой кабинет Сергей Михайлович видел помпезным. Неожиданный яркий цвет, фактурная лепнина, львиные морды повсюду, тяжеловесная дубовая мебель — всё должно было подчеркивать непреложную истину: хозяин кабинета — чрезвычайно успешный купец.

В нынешнем оформлении кабинета использована типологическая дубовая мебель конца XIX — начала XX веков, недавно прошедшая реставрацию в Центре Грабаря.
У камина высокий книжный шкаф, вместивший в себя энциклопедические словари Брокгауза и Эфрона, словари Товарищества братьев Гранат, Энциклопедию промышленных знаний, Полную энциклопедию русского сельского хозяйства. Но все же центральным предметом меблировки остается основательный письменный стол.
DSC03547.jpg

Каждая из двух тумб украшена резными маскаронами и опирается на пару массивных ножек-балясин. Высокое подстолье сделано в виде мощно расширяющегося карниза.
DSC03551.jpg

Цвет сукна — красный — выбран в тон стенам.
Стулья с высокими спинками. Боковые устои украшены фигурами атлантов, поддерживающих высокий резной фриз. Длинный карниз далеко выступает за габариты стула. Спинка исполнена в технике каретной стяжки, или капитоне.
DSC03549.jpg

Мебельные гвозди — красавцы.
DSC03550.jpg

У камина расположено кресло с высокой спинкой и прямыми, низко поставленными локотниками. Очертания перекрещенных ножек взяты у кресла курульного, но прячущаяся внизу подножная скамеечка подчеркивает истинное его назначение — быть креслом прикаминным.

Приглядитесь: в углу кабинета чуть приоткрыта дверь высокого, в человеческий рост, встроенного сейфа.
DSC03548.jpg

Кабинетный диван с высокой спинкой.
DSC03554.jpg

Локотники — валики. В их торцах не просто львиные морды — львиные полуфигуры со скрещенными лапами.
DSC03555.jpg

Все очень богато. Однако сын Сергея Михайловича Иван, похоже, отнесся к комнате критически. Вот как он описал «львиную комнату» в своем романе «Проклятый род» (1911 г.):

…Она низкая эта комната. <…> Три окна в одной стене, три окна с цельными стеклами. Напротив среднего окна камин, черный мраморный, и он украшен черною мраморною головой льва. Этот лев злой, зубы его оскалены. Черным мрамором охвачена вся комната снизу до высоты пояса. И только черный камин выступает за эту черту, и единственная дверь, тяжелая, черного дерева, блестящая. Обе створки ее плотно закрыты, и с них смотрят в комнату рожи черных стариков. Над черным поясом мрамора тяжелые алебастровые орнаменты серо-красного цвета, сплошь до потолка. А в углах, близко к потолку, громадные головы львов…

Люстра.
DSC03558.jpg

Следующие комнаты продолжают анфиладу первого этажа, но не имеют парадной отделки.

Экспозиционный зал «Нижегородская ярмарка»
Нижегородская ярмарка — одна из самых значимых в истории Российской империи. Купцы едут в Нижний со всей страны и даже из-за границы. Торгуют, подсчитывают прибыль, отдыхают в трактирах.
В центре стенда — шарманка трактирная, произведенная на Фабрике органов и оркестрионов Иоганна Нечады (Одесса, конец XIX в.). Более компактный вариант шарманки — уличный — был недавно замечен в музыкальном музее «Звуки времени» в селе Вятском.
DSC03566.jpg

Типичный для мастеров Нижегородской губернии сундук (XIX в.).
DSC03562.jpg

Денежный ящик (1903 г.) — своего рода миниатюрный сейф с замками внутренними (открываются ключом) и секретными (открываются с помощью спицы или гвоздя), дополнительными накладками под висячие замки, к тому же оборудованный двойным дном. Кроме того, при срабатывании внутреннего замка специальный механизм издает громкий звук, чтобы хозяин непременно услышал.
Подобные ящики охотно покупались купцами и пользовались особым спросом у гостей заграничных, отчего получили название персидских. Но производились они в селе Лысково, Нижегородской губернии. Несправедливость.DSC03564.jpg

А вот и самовар — трактирный, трехведерный. Тула, Фабрика Василия Павловича Баташева, 1908–1917 гг.
DSC03561.jpg

Люстра.
DSC03567.jpg

Экспозиционный зал «Музеи имеют свою судьбу»
Выставка приурочена к 120-летию Нижегородского краеведческого музея, с 1924 года расположенного в усадьбе Рукавишниковых. Изготовленная в 1870-х гг. в Париже мебель — стул, жардиньерка и зеркало — некогда украшала усадьбу В. М. Бурмистровой (урожденной Рукавишниковой). В музей попала после революции.
DSC03568.jpg

Металлическая деталь, расположенная посередине зеркального полотна, — это не полочка, а некое ограждение. Для чего она служит, понять не удалось.
DSC03569.jpg

Люстра.
DSC03571.jpg

Экспозиционные залы «Мир детства»
Из многочисленных экспонатов нескольких залов возьму лишь игрушечную мебель, причем изготовленную в Горьковской области в 1930-е годы. Это шкаф, комод и диван с высокой спинкой.
DSC03574.jpg

Люстра.
DSC03580.jpg

Еще одна.
DSC03582.jpg

И еще.
DSC03584.jpg

Поднимемся на второй этаж.

Столовая
Интерьер оформлен в псевдорусском стиле. Декоративные элементы, выполненные из гипса и затем раскрашенные, имитируют деревянную резьбу. Межкомнатные резные двери подлинные. Мебельный гарнитур мемориальный. Раздвижной стол на 20 человек раньше располагался в центре комнаты, но сейчас сдвинут к стене. Его покрывает скатерть, изготовленная на Городецкой золотошвейной фабрике.
DSC03585.jpg

Стулья обиты тисненой кожей: спинки плоские, но сиденья очень пухлые. Гвозди симпатичные.
DSC03588.jpg

Буфет с открытой и закрытой секциями. Асимметричность верха уравновешивается диагональными полосами на нижних дверках — гармония.
DSC03586.jpg

Меблировку дополняет сервировочный столик весьма шаткой, должно быть, конструкции.
DSC03587.jpg

Люстра — работа знаменитых мастеров из села Ворсма, Нижегородской губернии, — достойно завершает шестьдесят вторую дюжину.
DSC03590.jpg

Малая (Голубая) гостиная
Мебель российского производства датируется второй половиной XIX века. В этой комнате семья проводит свободное время. Так, мужчины за ломберным столиком играют в карты
DSC03591.jpg

или разглядывают картинки в стереоскопе. Дамы шьют-вышивают за столиком для рукоделий и, стоя перед огромным псише, примеряют наряды.
DSC03592.jpg

Дети играют, укладывая в игрушечную плетеную кровать любимую куклу (хотя у Сергея Михайловича два сына).
DSC03593.jpg

Люстрой из Голубой гостиной начинается новая, шестьдесят третья дюжина люстр и паникадил.
DSC03594.jpg

Гостиная-прихожая
Крашеная классицистическая мебель — витрина, подставки под канделябры, диванчик-канапе — смотрится как новодельная: детали грубые, безжизненные.
DSC03596.jpg

Люстра.
DSC03597.jpg

Сиреневая гостиная
Круглый стол для переговоров современный. В прошлом в Сиреневой гостиной его не было. В наши дни за ним сиживали премьер-министр Медведев, министр иностранных дел Лавров.
DSC03599.jpg

В одной из витрин чудесная мини-выставка «Жанр портрета в ростовской финифти, 1920–1960-е годы». Дорогой Леонид Ильич еще не успел получить всех своих звезд.
DSC03601.jpg

Спальня
Мебель и наряды здесь подлинные.
DSC03605.jpg

Несколько слов о мебельной технологии. В оформлении изголовья кровати сочетаются редко комбинируемые элементы — вставка из соломки и резные гирлянды. Решение нерациональное, требующее большой осторожности при эксплуатации. Прикроватная тумбочка круглая. Мебельщики знают, как непросто изготовить скругленные поверхности боковин и дверок.
DSC03606.jpg

Шкаф четырехдверный, разновысотный, с внутренними и наружными зеркалами.
DSC03607.jpg

Туалетный столик с трельяжем. Старинные зеркала видны не только по помутневшему отражению, но и по фигурному фацету. Кресло-корытце с соломенной спинкой — уникальный в моей коллекции экземпляр.
DSC03608.jpg

Поднимаемся выше.

Третий этаж
Люстра на лестнице.
DSC03609.jpg

Помещения третьего этажа раньше были жилыми. Сейчас это выставочные залы, в которых представлено много интересной мебели.

Например, в одном из залов собрана мебель из особняка Шереметевых.
Дубовый резной шкаф (возможно, Италия). Собран в XIX в. с включением фрагментов XVII в.
DSC03611.jpg

Дубовый стул в готическом стиле с изображением родового герба графов Шереметевых. Италия (?).
DSC03612.jpg

Гвозди!
DSC03613.jpg

Зеркало в стиле барокко. Италия (возможно, Венеция), XVII в.
DSC03615.jpg

Люстра.
DSC03619.jpg

В следующем зале — комплект ореховой мебели, инкрустированной слоновой костью. Италия, XVI–XVII вв. Процитирую музейную этикетку:

Техническим и художественным достижением раннего Ренессанса стала и так называемая чертозианская мозаика. Это инкрустация из слоновой кости, черного и светлого дерева с геометрическими узорами, заимствованная на Востоке и получившая свое название по названию монастыря (Чертоза-Павийская — монастырь недалеко от Милана). Ее применяли в Ломбардии и Венеции.

DSC03620.jpg

На скамье-кассоне лежат ножны для японского меча вакидзаси (Япония, XIX в. Кость).
DSC03621.jpg

Стол, на нем кабинет.
DSC03622.jpg

Ренессансные стулья. Их силуэт воспроизводится во многих книгах по стилям мебели.
DSC03623.jpg

Дубовые стулья, инкрустированные слоновой костью и лиственницей (Италия, XVI в., часть деталей выполнена в более поздний период).
DSC03626.jpg

DSC03627.jpg

Люстра.
DSC03629.jpg

В следующем зале Восток перемешан с Европой. Фотографировать приходится через стекло.
DSC03630.jpg

Сундучок (Япония, XIX в.).
DSC03631.jpg

Кабинет (Италия, XVII в.). Сосна, инкрустация из капа, дуба, груши, перламутра, кости и стекла.
Дубовые кресла (возможно, Голландия. Конец XVI — начало XVII вв.) В обивке использованы золотые и серебряные нити.
DSC03633.jpg

Скамья для коленопреклонения (Западная Европа, XIX в.) в моей коллекции редчайший экспонат. Впервые такой предмет мебели был замечен в Фермерском дворце Петергофа.
DSC03637.jpg

В следующем зале вновь Шереметевы. Их неоготическая мебель вполне может конкурировать с неоготикой Голицыных-Строгановых, хранящейся в коллекции Эрмитажа.
Дубовые стулья (Россия, 1880-е гг.).
DSC03638.jpg

В навершиях стульев — плакетки с изображением герба Шереметевых.
DSC03639.jpg

Люстра.
DSC03642.jpg

Здесь же столик (Франция, середина XIX в.), украшенный маркетри,
DSC03643.jpg

и ореховый кабинет (Италия, XVI в.).
DSC03644.jpg

Последний экспонат — выполненный в стиле шинуазри стул с вензелем «ОШ» (Ольга Шереметева) на спинке. Стул изготовлен из березы, в наборе использованы корень березы, эбеновое дерево, дуб, ольха. Россия, последняя треть XIX века.
DSC03645.jpg

Люстра.
DSC03647.jpg

Прочие залы. Люстра.
DSC03648.jpg

Люстра.
DSC03649.jpg

Возвращаемся. Люстра на лестнице.
DSC03651.jpg

Приближаемся к Большому залу. Люстра.
DSC03652.jpg

Большой зал
Самое просторное помещение усадьбы Рукавишниковых, и поныне используемое как танцевальный зал.
DSC03538.jpg

Люстрой из Большого зала завершается шестьдесят третья дюжина.
DSC03537.jpg

Люстрой из ниши для оркестра начинается шестьдесят четвертая дюжина люстр и паникадил.
DSC03539.jpg

Словами из романа Ивана Сергеевича Рукавишникова «Проклятый род» подведем итог увиденному:

Пусть со всей Волги полюбоваться съезжаются… Так строили, чтоб не только в день, когда леса падут, но и на много-много лет в городе не было дома, тому дому равного… строено честно, как царевы дворцы в старину возводились, когда мысль смело смотрела сквозь смертные стены поколений, не видя стен тех.

Короткая справка: на момент окончания строительства Сергею Михайловичу Рукавишникову исполнилось 25 лет, архитектору Петру Самойловичу Бойцову — 27.

Tags: Нижний Новгород, Рукавишниковы, Шереметевы, буфет, в Сыктывкар, витрина, диван, диван с высокой спинкой, жардиньерка, зеркало, инкрустация, кабинет, канапе, кассоне, комод, корытце, кресло, кресло с высокой спинкой, кровать, люстра, мебель, мебель Голландии, мебель Италии, мебель России, мебель Франции, мебель Японии, мебель в музее, мебель игрушечная, мебель мемориальная, подставка под канделябр, псише, свет, скамеечка подножная, скамья, скамья для коленопреклонения, стиль готика, стиль русский, стиль шинуазри, стол для переговоров, стол письменный, столик, столик для рукоделий, столик ломберный, столик сервировочный, столик туалетный, стул, стул с высокой спинкой, сундук, трельяж, тумбочка прикроватная, шарманка, шкаф
Subscribe

Posts from This Journal “в Сыктывкар” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments