Александр Маталов (a_les_sandro) wrote,
Александр Маталов
a_les_sandro

Category:

Дом-музей И. С. Тургенева в Москве

01.12.2019
Овдовевшая полковница Варвара Петровна Тургенева более десяти лет снимала полюбившийся ей одноэтажный, с антресолями, деревянный дом на Остоженке. В этом доме с осени 1841-го до зимы 1850–1851 годов — в общей сложности около полутора лет — жил ее сын Иван Сергеевич Тургенев.
DSC03207.jpg

Позднее он описал остоженский дом в повестях «Муму», «Несчастная», «Клара Милич (После смерти)». Однако прежде это виртуозно сделала сама Варвара Петровна — в письме к сыну.

Зал 1. Мир остоженского дома
Госпожа Тургенева наняла остоженскую усадьбу осенью 1840 года, после чего отправила Ивану, находившемуся в то время в Германии, подробное описание всех усадебных построек. К примеру, о первом этаже дома Варвара Петровна сообщала следующее:

У меня прекрасный, маленький московский дом, <…> в котором воздух всегда ровен, тепло, светло, сухо, покойно. Лакейская, официантская, зала, гостиная, спальня и вместе — мой кабинет, уборная, гардеробная, девичья и Бибишина комната. Девичья, еще гардеробная и коридор, который ведет в залу. Налево — буфет, за буфетом — контора. Да, да! Контора, где сидит за столом, покрытым сукном, толстый мой конторщик…

И чуть далее добавила еще несколько слов — о декоре и мебели: «Множество, многое множество цветов; птички; мёбели — раздвижные диваны, вместо пате — оттоман, покойные кресла…»

Мы осмотрим комнаты в том порядке, в каком они были перечислены Варварой Петровной, восстанавливая, где это удалось, их названия. На память о первом зале оставим только люстру — для шестидесятой, юбилейной дюжины люстр и паникадил.
DSC03203.jpg

Лакейская
Назначение лакейской понятно, меблировка ее условна: настенное зеркало в простой раме, ампирное кресло, дорожный сундук.
DSC03125.jpg

Углы и ребра сундука украшены чеканными накладками.
DSC03127.jpg

Экспозиция бывшей лакейской посвящена повести «Муму» (1852 г.), начинающейся такими строками:

В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленною дворней. Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи.

Узнаёте описание дома? Не случайно воспитанница Варвары Петровны, названная ею в письме к сыну Бибишей, — Варенька Богданович — вспоминала:

Кто не читал «Муму»? Кто не знаком с ее хозяином Герасимом? Весь рассказ Ивана Сергеевича об этих двух несчастных существах не есть вымысел. Вся эта печальная драма произошла на моих глазах, и я надеюсь, что некоторые подробности о том, как Герасим или, вернее, немой Андрей попал к нам в дом, не будут лишены интереса.

Далее следует полный душераздирающих подробностей рассказ о страданиях Андрея от причуд своенравной Варвары Петровны. Рассказ завершается такими словами:

Всем известна печальная участь Муму, с тою только разницей, что привязанность Андрея к своей барыне осталась все та же. Как ни горько было Андрею, но он остался верен своей госпоже, до самой ее смерти служил ей и кроме нее никого своей госпожой признавать не хотел.

Люстра.
DSC03126.jpg

Официантская
Экспозиция официантской посвящена миру дорог и странствий Тургенева, но мы остановимся на тех предметах меблировки, которые могли вполне соответствовать прямому назначению помещения.

Шкаф-бюро красного дерева (Россия, начало XIX в.).
DSC03129.jpg

Возьму на себя смелость рассказать об этом предмете то, что в музее Тургенева не рассказывают. Дело в том, что шкаф-бюро очень похож на своего собрата, датированного концом XVIII века и принадлежавшего Ивану Владимировичу Цветаеву — создателю и первому директору Музея изящных искусств имени императора Александра III, отцу Марины и Анастасии Цветаевых. По ревнивому требованию второй супруги Ивана Владимировича шкаф был выдворен из московской квартиры и перевезен в дом семьи Цветаевых в Талицах. Сейчас он там благополучно экспонируется, а особо любопытным разрешают открыть крышку бюро.

[Открыть крышку…]Шкаф-бюро, или комод-бюро, или поставец (Россия, конец XVIII в.). Верхняя часть — поставец, то есть шкаф, предназначенный для хранения, но более для демонстрации посуды. Нижняя часть — комод.
DSC02585.jpg

Крышка бюро откинута,
DSC02575.jpg

ящички выдвинуты, внутренняя дверца распахнута.
DSC02576.jpg


Как и в Талицах, верхняя часть остоженского шкафа тоже предназначена для хранения, но более для демонстрации прекрасной посуды.
DSC03135.jpg

Прочая мебель — диван с прямыми широкими боковинами, угловая тумба, стулья, консоль на изогнутых ножках — выполнена из карельской березы.
DSC03130.jpg

На ломберном столике принадлежности для приготовления чая —
DSC03128.jpg

большой русский жаровой самовар и английская бульотка (четвертая в моей коллекции бульоток).
DSC03134.jpg

Креслице, по всем признакам складное.
DSC03132.jpg

Люстра.
DSC03131.jpg

Парадный зал
В парадном зале, ныне рассказывающем о мире России, Москвы, семьи, Варвара Петровна проводила праздники, устраивала танцевальные вечера и светские рауты. В обычные дни она использовала его как столовую. Меблировка в темных тонах: диванчики с деревянными спинками, кресла, столики, консоли, ряды стульев — выдержана в стиле ампир.
DSC03139.jpg

На столообразном фортепиано (работа русских мастеров, первая треть XIX в.) расположен литографированный портрет Мишель Полины Виардо-Гарсиа. В 1840-х годах портрет публиковался в Театральном альбоме.
DSC03138.jpg

В углу трюмо с консолью (середина XIX в.).
DSC03140.jpg

Две люстры парадного зала — потушенная
DSC03136.jpg

и горящая.
DSC03137.jpg

Гостиная
Экспозиция посвящена миру матери. Окружившая себя множеством цветов, о которых она писала сыну Ивану в Германию, птицами в клетках, дорогим фарфором, любившая читать и раскладывать пасьянс, Варвара Петровна характеризовала себя так: «Я более самолюбива, нежели чадолюбива».
DSC03151.jpg

Стоящая на каминной полочке фарфоровая ваза для фруктов (Париж, фабрика братьев Харт, первая четверть XIX в.), возможно, именно в Париже и была приобретена. При этом известно точно, что при жизни Ивана Сергеевича ваза находилась в Спасском-Лутовинове.
DSC03148.jpg

На ломберном столике с центральной ножкой —
DSC03144.jpg

набор декоративных карт для пасьянса.
DSC03145.jpg

Олимпиада Васильевна Аргамакова, соседка Варвары Петровны, в своей книге «Семейство Тургеневых» вспоминала:

Рядом с залом находилась обширная гостиная. <…> Окна выходили в сад, у одного из них был устроен читальный кабинет Варвары Петровны, отделанный дорогою зеленью на трельяжах и плющом.

DSC03149.jpg

Сейчас для организации «читального кабинета» вместо трельяжей использованы две ширмы-жардиньерки (Россия, конец XIX в.). Сайт музея дает интересную историческую справку:

Перегородки-жардиньерки, или ширмы, вошли в моду в начале XIX века. При помощи этих красивых ажурных сквозных перегородок можно было разделить пространство комнаты — спальни, столовой или кабинета, создать уединенный уголок в большой гостиной. Французский писатель, критик и путешественник Теофиль Готье, дважды посетивший Россию в 1858–1859 и 1861 году, вспоминал об уютных дворянских залах: «Ширма занимает угол гостиной, и по ней вьются растения. Получается нечто вроде исповедальни, места, удобного для интимного, отдельного разговора».
Источник: www.pushkinmuseum.ru

DSC03147.jpg

В пространстве между ширмами, у окна, расположены кресло и столик-наседка (о происхождении названия я рассказывал в посте «Мебель Эрмитажа. Экзотика Востока и стиль ориенталь»).
DSC03146.jpg

И вот в такой обстановке, среди цветов, птиц и фарфора, летом 1850 года Варвара Петровна умудрилась поссориться с сыновьями. Сидя за чайным столом, приставленным к дивану и окруженным креслами, и беседуя с сыновьями, Варвара Петровна вручила им дарственную, предварительно не потрудившись оформить ее надлежащим образом у нотариуса. Таким образом, в глазах сыновей, дарственная осталась всего лишь исписанной бумажкой, не имеющей юридической силы.
DSC03142.jpg

Люстра.
DSC03152.jpg

Спальня В. П. Тургеневой
«Спальня и вместе — мой кабинет» — так называла эту комнату Варвара Петровна. В углу спальни расположен киот в стиле жакоб (Россия, конец XVIII — начало XIX вв.).
DSC03163.jpg

В кабинетной части — секретер, на краю которого лежит альбом Варвары Петровны с «записями мыслей своих и чужих для сына Ивана». К секретеру приставлено кресло-корытце.
DSC03157.jpg

На полу юношеский портрет сына Ивана, брошенный Варварой Петровной после ссоры. Стекло разбито, но по воле барыни ни осколки не убраны, ни портрет не поднят с пола.
DSC03158.jpg

Рядом туалетный столик (Россия, первая треть XIX в.). По поводу него сын Николай писал матушке из Петербурга в марте 1841 года следующие строки:

В пятницу после обеда… отправил Михайлу Филиппова с Савелием в возке, нагруженном страшно… в первопрестольный град Москву в отличном порядке… Твой туалетный стол и еще маленький стол рабочий отправлены тоже.

DSC03160.jpg

Зона спальни отделена ширмой.
DSC03159.jpg

Кровать с прямым высоким изголовьем и фигурно изогнутым изножьем. В углу, над изголовьем кровати, висит полочка красного дерева. На полочке шкатулка «в форме книги и с надписью Feuilles volantes (фр. отдельные листки). На этих-то feuilles volantes писала Варвара Петровна каждый день что-то карандашом. Впоследствии, после ее кончины, читали мы эти исписанные листки; то был дневник или, точнее, исповедь», — вспоминала Бибиша.
DSC03154.jpg

К кровати приставлен столик. На наклонном пюпитре Акафист святой великомученице Варваре.
DSC03155.jpg

Варвара Петровна так описывала сыну Ивану свое насыщенное делами утро:

Вот чем начинается день мой. Я просыпаюсь в 8 часов, звоню. Протираю глаза чаем с ромом, надеваю несмятый чепец, кофточку и беру молитвенник, читаю кафизму из Псалтиря. И чай готов, наливает в спальне Дуняшка; Псалтирь оставляется — первая чашка пьется. Между второй — всегда берутся карты, и гадаю <…>. Подается другая чашка; я обуваюсь, одеваю утренний костюм, молюсь Богу и иду… Птицы уже меня дожидают, пищат…

Несчастная умерла в ноябре 1850 года в этой спальне, так и не помирившись с сыном. Иван Сергеевич в это время находился за границей.

Красивая люстра на фоне великолепного потолка завершает собой шестидесятую дюжину.
DSC03162.jpg

Гардеробная
Варвара Петровна признавалась: «Я хочу щеголять, ходить по последней моде». Бибиша подтверждала, что ее тоже наряжали «роскошно, все было из магазина Salomon…»
При этом модница Варвара Петровна предпочитала «стрельбу в цель, верховую езду, охоту и игру на бильярде», нежели более свойственные слабому полу рукоделия, хотя и не избегала их вовсе.
DSC03164.jpg

В гардеробной представлены два столика для рукоделий.
DSC03169.jpg

Первый столик традиционной конструкции с двумя подвесными корзинами по бокам.
DSC03165.jpg

Второй столик с оригинальным подстольем, имитирующим драпировки ткани. К столешнице прикреплено приспособление для наматывания нитей.
DSC03166.jpg

Люстра начинает шестьдесят первую дюжину люстр и паникадил.
DSC03168.jpg

При Варваре Петровне за гардеробной следовали «девичья и Бибишина комната» — сейчас у них другие названия.

Зал 8. Мир московского детства, годы учебы И. С. Тургенева
Интерьер восьмого зала — прекрасный образец меблировки в едином стиле жакоб: книжный шкаф справа,
DSC03170.jpg

секретер,
DSC03173.jpg

письменный стол с откидывающейся крышкой и выдвигающейся вперед рабочей поверхностью, стулья,
DSC03174.jpg

консоль с ножками-лирами,
DSC03175.jpg

еще одна консоль с изогнутыми ножками, кресла,
DSC03176.jpg

диванчик, стол.
DSC03172.jpg

На столе — украшенная инкрустацией шкатулка для бумаг.
DSC03177.jpg

Люстра.
DSC03178.jpg

Зал 9. Мир творчества И. С. Тургенева
Лестница из девятого зала ведет на антресоли. Самое время вернуться к чтению письма Варвары Петровны к сыну Ивану, пребывающему в Германии:

Ты еще не был наверху: из лакейской лестница на мужскую половину. Налево комната гардеробная дядина, Гаврилин уголок на хоры в залу. А там дядина комната, маленькая, жаркая. И еще маленький чуланчик. Налево — братнина спальная, гардеробная. Дверь на замок — в женскую половину, комната девичья, где президент — Прасковья Ивановна. Анетина комната с Маврушиной вместе. Мамзели-гувернантки комната и — кладовая маленькая.

DSC03180.jpg

Люстра.
DSC03181.jpg

В эмоциональном порыве Варвара Петровна продолжает:

Ты спросишь, где твоя комната? О! Приезжай только. Мы отопрем дверь от брата в девичью, девок и гувернанток сведем вместе, а комнаты гувернанток мы отдадим все три тебе, хозяину.

Затем добавляет по-французски: «Недостает только Вас, мой горячо любимый!»

Мемориальный кабинет И. С. Тургенева
Варвара Петровна выполнила свое обещание: девки и гувернантки сведены вместе, комната отдана сыну Ивану — теперь в ней кабинет.
DSC03182.jpg

Вокруг овального стола, покрытого ковровой скатертью, расставлены кресла с кожаными сиденьями и подушками.
DSC03190.jpg

Спинки кресел решетчатые, подушки прикреплены к ним при помощи завязок. На полу дорожные шкатулки.
DSC03189.jpg

В углу письменный стол с надстройкой.
DSC03186.jpg

Ширма с пейзажами (Россия, вторая половина XIX в.) выгораживает в кабинете спальную зону. Стена украшена мемориальным ковром в восточном стиле. Как гласит легенда, этот ковер висел здесь при Тургеневе.
DSC03185.jpg

Диван служит кроватью.
DSC03183.jpg

Кресло-жаба, в котором при желании тоже можно заснуть.
DSC03184.jpg

У двери тумба для умывания, полностью закрывающаяся крышкой.
DSC03188.jpg

Зал 11. У чужого очага… (Германия, Франция)
Стену над диваном украшает картина «Скачущий черкес» (1872 г.), написанная и подаренная писателю Д. А. Татищевым. В течение нескольких лет картина находилась в парижской квартире Тургенева.
DSC03192.jpg

Диван трехместный, с фантазийной спинкой, центральная часть которой украшена короной.
DSC03199.jpg

Столик-экран (Западная Европа, третья четверть XIX в.). И вновь сайт музея дает интересную справку:

Столики-экраны с подвижной столешницей, которая принимает вертикальное положение, получили название «tilt-top tables». Такие предметы использовались для экономии места и одновременно украшения комнат. Поднятая крышка превращалась в экран-панно с цветочной или сюжетной росписью, инкрустацией, выполненной из редких пород дерева. В овальных обрамлениях столешницы изображены сцены с животными. По своим композиционным и декоративным особенностям стол является образцом гостиной мебели, широко распространенной в Западной Европе во второй половине XIX века.
Источник: www.pushkinmuseum.ru

DSC03194.jpg

В наборе использованы красное дерево, орех, клен.
DSC03195.jpg

В углу секретер.
DSC03196.jpg

Когда какая-нибудь внутренняя дверка открыта или, как здесь, выдвинут ящичек, сердце мебельщика радуется.
DSC03197.jpg

Зал 12. Последние годы
На стене, в пространстве между двумя подставками под канделябры, расположен последний прижизненный портрет Ивана Сергеевича, написанный художником Ф. Е. Буровым во Франции в 1883 году.
DSC03202.jpg

Тургенев, с детства увлекавшийся шахматами, в последние годы часто посещал парижское кафе «Режанс», где проходили шахматные турниры. Многие именитые шахматисты Европы считали Ивана Сергеевича достойным соперником. В память об этом увлечении писателя в экспозиции представлен шахматный столик (Западная Европа, вторая половина XIX в.), а также стул-voyeuse на котором удобно сидеть задом наперед, облокотившись на мягкую перекладину на спинке, и наблюдать за игрой.
DSC03200.jpg

И все же, живя за границей, Тургенев вспоминал дом на Остоженке. Примечательно, что в последнюю свою повесть «Клара Милич (После смерти)» писатель включил следующие строки:

Большая зала в частном доме на Остоженке уже наполовину была полна посетителями, когда Аратов с Купфером прибыли туда. В этой зале давались иногда театральные представления, но на этот раз не было видно ни декораций, ни занавеса.

При написании поста были использованы материалы путеводителя (2019) по музею.

Еще о Тургеневе:
Tags: tilt-top table, voyeuse, Москва, Тургенев, бульотка, в Москву, диван, киот, консоль, корытце, кресло, кресло складное, кресло-жаба, кровать, люстра, мебель, мебель в музее, пианино, подставка под канделябр, полочка, псише, свет, секретер, стиль ампир, стиль жакоб, стол письменный, стол-экран, столик, столик для рукоделий, столик ломберный, столик туалетный, столик шахматный, столик-наседка, стул, сундук дорожный, трюмо, тумба, тумба для умывания, ширма, ширма-жардиньерка, шкаф, шкаф-бюро
Subscribe

Posts from This Journal “в Москву” Tag

  • Путеводитель по Москве (ред. 2.0)

    Второе, существенно дополненное издание путеводителя по Москве. Монумент «Покорителям космоса». Москва, 01.12.2019 Четвертая поездка…

  • Дом на набережной

    01.12.2019 Дом на набережной получил свое неофициальное название после выхода в 1976 году одноименной повести Юрия Трифонова. В официальных…

  • Дом-музей академика С. П. Королёва в Москве

    01.12.2019 Сергей Павлович получил дом в подарок от государства — за запуск первого в мире искусственного спутника Земли. Дом был построен в…

  • Дом-музей Сергея Есенина в Москве

    30.11.2019 В 16 лет Сергей перебрался в Москву — к отцу. Александр Никитич долгие годы служил приказчиком в мясной лавке состоятельного купца…

  • Музей-квартира Ф. М. Достоевского в Москве

    30.11.2019 Из «Воспоминаний Андрея Михайловича Достоевского», брата писателя, нам известно, что отец семейства «был уволен из…

  • В Москву (2019)

    Четвертая (из задокументированных) поездка в Москву. Таня продолжает учиться, и мы после ее учебы продолжаем отдыхать. 29.11–01.12.2019…

  • Путеводитель по Москве

    За три последние поездки в Москву удалось посетить немало интересных мест. Пора издавать сводный путеводитель. Моленная в особняке Рябушинского…

  • Дом-музей А. Н. Островского в Москве

    21.10.2018 Нам повезло. Дом, в котором родился Александр Островский и где прошли первые три года его жизни, сохранился. Деревянный, построенный в…

  • Музей-квартира Вс. Э. Мейерхольда в Москве

    21.10.2018 В 1928 году в «Дом артистов» в Брюсовом переулке въехала семья Мейерхольда: сам Всеволод Эмильевич, его жена Зинаида Райх и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments