Александр Маталов (a_les_sandro) wrote,
Александр Маталов
a_les_sandro

Categories:

Мебель из Музея зарубежного искусства в Ярославле

05.11.2019
В ярославском Музее зарубежного искусства предусмотрено все, чтобы при написании мебельного поста мебельщику ничего не пришлось делать самому. Достаточно лишь процитировать сайт или музейную этикетку. Так и поступим.

В качестве преамбулы:

Особую ценность представляют произведения художественной мебели из собрания известного государственного деятеля Виктора Павловича Кочубея, поступившие в Ярославский музей в 1918 году. Среди них — флорентийские свадебные сундуки-кассоне XVI века, выполненные по эскизу Бернардо Буонталенти, ученика Микеланджело, французские шкафы и комоды…
Источник: www.yarartmuseum.ru

DSC02690.jpg
Сундук-кассоне с изображением фантастических морских существ и купидонов. Флоренция, XVI в.

Далее цитирую музейную этикетку, потому что лучше не скажешь.

В эпоху Возрождения в итальянском доме вторым предметом обстановки после кровати являлся сундук. В нем хранили и перевозили вещи, на нем сидели и спали. Самой дорогой вещью в доме был свадебный сундук «cassone», входивший в приданое невесты. Часто сундуки расписывались знаменитыми живописцами: Сандро Боттичелли, Филиппино Липпи, Андреа Мантенья. Декор кассоне из собрания Ярославского художественного музея относится к стилистической манере Буонталенти, ученика Микеланджело Буонаротти. Изображение мифологических морских персонажей на сундуках — распространенная тема в итальянском искусстве, уходящая корнями в античность. Часто источниками изображений служили римские мраморные рельефы, сюжеты которых мастера трактовали в своей манере, как и декоративные формы сундуков. На передних стенках, в центре, размещались гербы домов жениха и невесты, часто заключенные с двух сторон между фигур купидонов, олицетворяющих любовное влечение, обеспечивающее продолжение жизни на земле. У представленного на экспозиции кассоне на гербе слева голова сарацина в золотом обруче на красном фоне. Подобные изображения присутствовали в родовых гербах потомков участников Крестовых походов против мусульман в XI–XIII вв.

DSC02686.jpg
Сундук-кассоне с изображением фантастических морских существ и купидонов. Флоренция, XVI в.

DSC02684.jpg
Сундук-кассоне с изображением фантастических морских существ и купидонов. Флоренция, XVI в.

DSC02689.jpg
Сундук-кассоне с изображением фантастических морских существ и купидонов. Флоренция, XVI в.

Следующий экспонат — следующая этикетка.

Кассоне с военными атрибутами относится к группе сундуков, выполненных в художественной манере Бернардо Буонталенти, ученика Микеланджело Буонаротти. В центре — два герба, соединенные вместе. Левый герб с золотыми лилиями на синем фоне, по-видимому, принадлежал представителю рода Казавеккиа. Эта фамилия не принадлежала к кругу величайших флорентийских домов, однако занимала многие государственные должности в течение XV столетия. Приехав из Германии в XIV веке, представители этого рода обосновались в Тоскане, в Казавеккиа, местности Валь-ди-Греве.

DSC02678.jpg
Сундук-кассоне с изображением гротескных фигур и военных атрибутов. Флоренция, конец XVI в.

DSC02680.jpg
Сундук-кассоне с изображением гротескных фигур и военных атрибутов. Флоренция, конец XVI в.

DSC02679.jpg
Сундук-кассоне с изображением гротескных фигур и военных атрибутов. Флоренция, конец XVI в.

DSC02683.jpg
Сундук-кассоне с изображением гротескных фигур и военных атрибутов. Флоренция, конец XVI в.

DSC02681.jpg
Сундук-кассоне с изображением гротескных фигур и военных атрибутов. Флоренция, конец XVI в.

От кассоне переходим к шкафам. Третий экспонат — третья этикетка.

Образное решение шкафа относится к типу французской мебели второй половины XVI в. — «armoir a deux corps» (двухчастный шкаф) эпохи Генриха Второго. Декоративное оформление в виде рельефной резьбы, колонн, вставок из мрамора, панно с изображениями античных богов, фантастических животных восходит к французским архитекторам Андруэ Дюсерсо и Филиберу Делорма, скульпторам Хугусу Самбину и Жану Гужону. На центральных створках изображены морские боги Нептун и Фетида, справа, на створке, дана фигура богини спокойного прозрачного моря Амфитриты, жены Нептуна. В центре, между двумя выдвижными ящиками из мрамора, помещен маскарон в виде головы льва. Ниже два горизонтальных панно с изображениями лежащих женских фигур: слева — покровительницы охоты богини Дианы, справа — богини плодородия Цереры. На створках нижнего яруса, справа, помещено изображение богини садов Помоны, слева — бога смены времен года Вертумна. В декоративном оформлении шкафа присутствует повторяющийся мотив с изображением орла — символа божественной власти, царственности и силы. Передние углы нижнего яруса украшены фигурами богов Марса и Геракла, лебедем — символом Зевса, а также морским змеем.

DSC02691.jpg
Шкаф эпохи Генриха Второго. Франция, вторая половина XVI в.

DSC02692.jpg
Шкаф эпохи Генриха Второго. Франция, вторая половина XVI в.

DSC02693.jpg
Шкаф эпохи Генриха Второго. Франция, вторая половина XVI в.

Четвертый экспонат и его история, изложенная в музейной этикетке.

Шкаф декорирован выполненными в высоком рельефе гермами с полуобнаженными женскими фигурами, арабесковыми масками, букетами из цветов и фруктов. На лицевой стороне фасада и по боковым сторонам изображены пять подвигов Геракла. Источником изображений, скорее всего, послужили немецкие гравюры. В декоре фасада использован орнамент strapwork, имитирующий переплетающиеся ленты из кожи, пергамента или металла. Он включен в гротескную композицию, сплетаясь с фантастическими существами, гирляндами и другими элементами. Мотив подвигов Геракла, часто встречающийся в декоре военных доспехов и оружия, мебельщики использовали редко.

DSC02695.jpg
Шкаф-бюро с резными изображениями подвигов Геракла. Западная Европа, XVII–XIX вв.

DSC02696.jpg
Шкаф-бюро с резными изображениями подвигов Геракла. Западная Европа, XVII–XIX вв.

DSC02697.jpg
Шкаф-бюро с резными изображениями подвигов Геракла. Западная Европа, XVII–XIX вв.

Новое слово в этом мебельном блоге — варгуэньо. Читаем музейную этикетку.

«Варгуэньо» или «варгуэно» (от испанск. varguenos от varga — «короб») — тип парадного кабинета. Происхождение термина, появившегося в XIX в., связывают также с испанским городом Варгас (область Экстремадура), где мебельщики специализировались на их изготовлении. Лицевой фасад подобных предметов мебели декорировался лаконично: фигурными металлическими накладками и бархатом, тогда как внутренние ящики были богато украшены ажурными накладками с гравированными пластинами слоновой кости, позолоченным резным деревом. В XVII в. кабинеты стали необходимым атрибутом дворцового убранства. Помещения, где они находились, в дальнейшем и сами получили название кабинетов.

DSC02669.jpg
Кабинет-«варгуэньо». Испания, XVII в. (?)

DSC02670.jpg
Кабинет-«варгуэньо». Испания, XVII в. (?)

DSC02671.jpg
Кабинет-«варгуэньо». Испания, XVII в. (?)

DSC02672.jpg
Кабинет-«варгуэньо». Испания, XVII в. (?)

DSC02674.jpg
Кабинет-«варгуэньо». Испания, XVII в. (?)

DSC02673.jpg
Кабинет-«варгуэньо». Испания, XVII в. (?)

DSC02676.jpg
Кабинет-«варгуэньо». Испания, XVII в. (?)

Две следующие фотографии сделаны с экрана телевизора. В видеоролике демонстрируется внутреннее убранство кабинета.
DSC02719.jpg

DSC02720.jpg

Наконец, шестой, последний экспонат, снабженный подробной этикеткой. Цитирую:

Использованная в украшении стула техника инкрустации костью и перламутром интерпретирует мотивы чертозианской мозаики, получившей распространение еще во времена Возрождения. Неизвестный западноевропейский мастер XVIII в. сумел соединить в художественное целое традиционные формы голландского стула и инкрустированный растительный декор в виде цветочных и лиственных побегов на спинке и ножках, а также фигуру галантного кавалера в костюме прошедшей эпохи — на среднике спинки. Настоящей редкостью является сохранившаяся до наших дней «родная» обивка сиденья из натуральной кожи.

DSC02665.jpg
Стул с инкрустацией костью и перламутром. Западная Европа, XVIII в. (?)

DSC02666.jpg
Стул с инкрустацией костью и перламутром. Западная Европа, XVIII в. (?)

DSC02667.jpg
Стул с инкрустацией костью и перламутром. Западная Европа, XVIII в. (?)

В заключение покажу еще несколько экспонатов, очень интересных, но не снабженных подробными этикетками. Вот два комплекта миниатюрной мебели из коллекции Ольги Затеевой (Москва), представленные на выставке «Искусство эмали — изысканная роскошь».

DSC02707.jpg
Комплект миниатюрной мебели в готическом стиле: стол, диван, стулья, кресла. Европа, конец XIX в. Бронза, золочение, эмаль, роспись

DSC02710.jpg
Комплект миниатюрной мебели: стол, диван, стулья, кресла. Австрия, конец XIX в. Бронза, золочение, эмаль, роспись

И ширма — она уже из постоянной экспозиции, посвященной искусству Востока.
DSC02701.jpg
Ширма резная с изображением жанровых сцен. Китай, первая половина XX в.

DSC02704.jpg
Ширма резная с изображением жанровых сцен. Китай, первая половина XX в.

DSC02705.jpg
Ширма резная с изображением жанровых сцен. Китай, первая половина XX в.

DSC02702.jpg
Ширма резная с изображением жанровых сцен. Китай, первая половина XX в.

DSC02703.jpg
Ширма резная с изображением жанровых сцен. Китай, первая половина XX в.

От Буонталенти до Китая, от XVI века до XX, да еще и с подробными этикетками. Красота.

Где еще можно увидеть кассоне:
Tags: strapwork, Буонталенти, Кочубей, Ярославль, в Вологду, варгуэньо, диван, инкрустация, кабинет, кассоне, кресло, мебель, мебель Испании, мебель Италии, мебель Китая, мебель Франции, мебель в музее, мебель мемориальная, мебель металлическая, мебель миниатюрная, резьба, стол, стул, сундук, ширма, шкаф, шкаф-бюро, эмаль
Subscribe

Posts from This Journal “в Вологду” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments