Александр Маталов (a_les_sandro) wrote,
Александр Маталов
a_les_sandro

Categories:

Дом-музей Верещагиных в Череповце

04.08.2019
Василий Васильевич Верещагин, «всесветно известный художник», в своей книге «Детство и отрочество» написал такие строки:

Отец мой три трехлетия сряду был выбираем уездным предводителем дворянства, и на его, также на мамашины именины и рожденье съезжался весь уезд, т. е. все дворянство. 14 октября 1842 года, в день папашина рождения, вечером, когда во всех гостиных комнатах играли в карты, я явился на свет — подали шипучки и поздравили предводителя и предводительшу с Василием Васильевичем № 2. Это достопамятное для меня событие случилось в городе Череповце, и так как наши переехали через 2–3 года в деревню, то о времени городского житья я ничего не помню.

DSC01945.jpg

Зато в доме, где произошло указанное событие, всё помнят.

Дом был построен в 30-е годы XIX века и около пятидесяти лет принадлежал Верещагиным. Кое-какая мемориальная мебель прибыла сюда из родового имения семьи Верещагиных Пертовка. Имение находилось приблизительно в 20 км от Череповца и при строительстве Рыбинского водохранилища оказалось в зоне затопления. Так что и дом, и — частично — мебель в нем исторические.

Буфетная
Вообще говоря, буфетная — помещение, в котором кушанья сервируются, перед тем как будут поданы в столовую. В экспозиции музея отдельной столовой нет — сама буфетная меблирована как полноценная столовая. Поэтому, фантазируя, можно предположить, что своим названием помещение обязано наиболее значимому предмету обстановки, возможно наиболее декоративному.
DSC01878.jpg

Каким был буфет в семье Верещагиных, неизвестно. Сейчас его место занимает экземпляр двухъярусный, трехдверный, с глухими дверцами.
DSC01879.jpg

Однако чтобы оправдать название помещения и привлечь к себе внимание посетителей, буфет свои дверцы демонстративно распахнул.
DSC01882.jpg

В споре за внимание с буфетом конкурирует тумба под самовар. Не традиционный самоварный столик с асимметричной столешницей, а именно тумба, да еще и на колесиках.
DSC01883.jpg

Тумба выполнена в стиле жакоб: корпус декорирован каннелюрами с латунными вставками. Столешница овальная, каменная.
Самовар очаровательной грушевидной формы, украшен мелкой гравировкой, снабжен ручками-дракончиками.
DSC01880.jpg

При Верещагиных в Буфетной был стол-сороконожка (по неподтвержденным данным, сейчас он находится в экспозиции усадьбы Гальских в Череповце). Сейчас его заменяет стол овальный, раздвижной, опирающийся на центральную ногу. Отсутствие «сорока ножек» подтверждаю фотографией с нижнего ракурса.
DSC01881.jpg

Музыкальная зала
Многочисленные гости Василия Васильевича № 1, предводителя дворянства и отца художника, по обыкновению собирались в Музыкальной зале.
DSC01884.jpg

В меблировке господствует ампир. За овальным столиком прячется мемориальный диван красного дерева. В простенке — мемориальное трюмо, состоящее из зеркала и консоли.
DSC01889.jpg

Ножка консольного столика выполнена в виде лиры с пятью струнами.
DSC01890.jpg

Музицировать могли на прямострунном пианино. Инструменты подобной конструкции встречаются в музее Островского в Щелыкове и в Москве, а также в музее Римского-Корсакова в Тихвине.
DSC01885.jpg

Ампирную люстру забираю в пятьдесят шестую дюжину люстр и паникадил.
DSC01891.jpg

Зеленая гостиная (Ломберная)
На фоне настенного ковра — мемориальные охотничьи ружья. Перед диваном с деревянной спинкой — круглый ломберный столик из массива сосны, шпонированный красным деревом. Его изогнутые ножки соединены круглой проножкой, а в подстолье встроены 4 выдвижных ящика. На ломберном столике нарядный чубук. Таким образом, ломберная — своеобразный клуб, где есть место всем традиционным мужским интересам: беседам об охоте, карточным играм, курению табака.
DSC01894.jpg

Еще о столике. Его столешница оформлена кожаной вставкой. Можно предположить, что перед нами столик, точнее называемый не ломберным, а игорным. Дело в том, что при игре именно в ломбер счет записывали мелом на сукне, а при игре, например, в преферанс — пером на бумаге, поэтому в сукне уже не возникало необходимости.
DSC01895.jpg

И все-таки в Зеленой гостиной есть настоящий ломберный столик, к тому же мемориальный. Он был изготовлен в начале XIX века из массива сосны и шпонирован орехом.
DSC01897.jpg

Вставка из подлинного зеленого сукна бережно прикрыта музейщиками современной тканью сине-зеленого цвета и для посетителей приоткрывается по запросу.
DSC01898.jpg

Кресла «с вогнутыми сиденьями», как их называют в музее, одни из самых элегантных кресел, которые доводилось встречать.
DSC01899.jpg

Каминная
Каминную занимала «мамаша» Анна Николаевна. Здесь сохранилась мебель, не только ей принадлежавшая, но и даже собственноручно ею декорированная.
DSC01901.jpg

За столиком в ореховом рококо расположен диван, датируемый 1840–50-ми годами. Стиль дивана — николаевский ампир. По моде того времени сиденье и спинка дивана украшены рукоделием: Анна Николаевна вышила крестом вставки — шерстью по канве.
DSC01902.jpg

То же она проделала и с сиденьями стула
DSC01904.jpg

DSC01905.jpg

и кресла.
DSC01906.jpg

Типичный столик для рукоделия.
DSC01907.jpg

Сегодня есть уникальная возможность поподробнее познакомиться с его конструкцией.
DSC01908.jpg

Специально для нас открыли корзины, расположенные по бокам столика. Затем нам показали, как откидная подушечка для игл, прикрепленная к выдвижному ящику,
DSC01926.jpg

прячется внутрь, когда ящик хотят задвинуть.
Столик изготовлен из березы, тонированной под орех, и рисунок дерева на столешнице вполне симпатичный. На столешнице лежат пяльца, снабженные струбциной.
DSC01927.jpg

Еще Анне Николаевне принадлежали зеркало (середина XIX века)
DSC01909.jpg

и комод (1820-е гг.) — оба из карельской березы.
DSC01910.jpg

Библиотека
В библиотеке представлен секретер середины XIX века, шпонированный красным деревом.
DSC01913.jpg

В откидной крышке кожаная вставка.
DSC01914.jpg

Отвлекся на двухдверный книжный шкаф (конец XIX века) с навершием-кокошником — и не сфотографировал шкаф более ценный, однодверный, мемориальный.
DSC01915.jpg

Кабинет
Мемориальное «бюро на шести ножках», как его называют в музее. Первая половина XIX века, красное дерево.
DSC01917.jpg

Надстройка с двумя прямыми и двумя полукруглыми дверцами.
DSC01918.jpg

Выдвижной ящик с откидывающейся вперед крышкой.
DSC01919.jpg

Кресло-корытце.
DSC01924.jpg

Еще один диван в николаевском ампире. Обит кожей. Спинка с волной, передние устои S-образные.
DSC01929.jpg

Наконец, самый экзотический предмет в музее, да и во всей моей коллекции. Мемориальный «табурет на лосиных ногах». По преданию, был изготовлен Василием Васильевичем № 1 — заядлым охотником.
DSC01920.jpg

Сиденье обтянуто кожей, вероятно тоже лосиной. Табурет поступил в музей в 1940 г. от племянника художника.
DSC01931.jpg

Экспозиция «Дело жизни»
Небольшая экспозиция посвящена старшему брату художника Николаю Васильевичу Верещагину, прославленному сыровару и маслоделу.
На верхней полочке изящной этажерки чернильница «Верблюд», принадлежавшая Николаю Васильевичу. Чуть ниже — учебник химии с автографом его друга Д. И. Менделеева. Под портретом мемориальный дубовый письменный стол.
DSC01933.jpg

Дверцы тумб украшены резными мордами то ли львов, то ли медведей.
DSC01934.jpg

Николай Верещагин был основоположником технологии промышленной переработки молока. В частности, именно ему всё просвещенное и неравнодушное к кулинарии человечество обязано рецептом вологодского масла.

Мы же имеем возможность познакомиться с крестьянской мебелью, сопровождавшей процесс дойки в допромышленный период. Речь о скамьях-суковатках. Для их изготовления использовали фрагмент ствола дерева с сучьями. В вариантах посерьезнее толстый ствол позволял сделать широкое сиденье.
DSC01935.jpg

В вариантах попроще тонкий ствол даже не отесывали, да и ножек могло быть три штуки, а не четыре.
DSC01936.jpg

С мебелью маслодельческой экспозиции соседствует кресло — один из вариантов композиции «Дуга, топор и рукавицы», созданной столяром-резчиком В. П. Шутовым.
DSC01938.jpg

Проверяем: дуга есть, надпись «Тише едешь [—] дальше будешь» имеется, топоры на месте — только рукавицы отсутствуют.
DSC01939.jpg

Выяснилось, что подобное кресло в псевдорусском стиле (уж не знаю, с рукавицами или без них) было в мастерской Василия Верещагина в его доме, находившемся в бывшей подмосковной деревне Нижние Котлы. Василий Васильевич построил в Нижних Котлах, по его собственному выражению, «избушку на курьих ножках». В ней он провел последние годы своей жизни.
Kotly.jpg

Дом в Нижних Котлах не сохранился. Он был снесен сразу же после трагической гибели Верещагина на броненосце «Петропавловск». Нижние Котлы тоже не сохранились: их поглотила Москва.
Пертовка ушла на дно Рыбинского водохранилища. Правда, перед затоплением родовой пертовский дом Верещагиных попытались спасти и даже вывезли в Череповец, но в годы войны он был утрачен.

Так что вся надежда на дом череповецкий. Если Василий Верещагин по малолетству не помнит, как жил в нем, то он-то, дом, должен помнить Васеньку.

О том, был ли Верещагин внимателен к мебели:
Где еще можно увидеть различные варианты кресла «Дуга, топор и рукавицы»:
Где посмотреть на скамью-суковатку:
Tags: Верещагин, Череповец, Шутов, буфет, бюро, в Кослан, диван, дуга-топор-и-рукавицы, зеркало, комод, консоль, корытце, кресло, люстра, мебель, мебель России, мебель в музее, мебель мемориальная, пианино, свет, секретер, скамья-суковатка, стиль ампир, стиль жакоб, стиль рококо, стол, стол письменный, столик, столик для рукоделий, столик ломберный, стул, табурет, текстиль, тумба под самовар, шкаф, этажерка
Subscribe

Posts from This Journal “в Кослан” Tag

  • Путеводитель для отважившихся ехать из Санкт-Петербурга в Кослан

    Ходят слухи, что Владимир Уйба, временно исполняющий обязанности главы Республики Коми, удивился состоянию дороги в Кослан, которое граничит с ее…

  • Вологодский эксперимент

    03.08.2019 Возвращаемся из Сыктывкара домой. Останавливаемся в Вологде на ночевку. Гуляем и экспериментируем. Интервал между фотографиями —…

  • Кослан

    30.07.2019 Был бы жив Владимир Федорович Стожаров, мастер пейзажа, любивший Удору и много ее писавший, — наверняка приехал бы в Кослан.…

  • Музей Удорского района

    29.07.2019 Добравшись до села Кослан, отправляюсь в музей Удорского района. Здесь есть возможность продолжить изучение мебели удорских коми.…

  • В Кослан

    Село Кослан — центр Удорского района Республики Коми. Еще бы пройти от Кослана «порядка 160 километров строго на север» — и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments