Александр Маталов (a_les_sandro) wrote,
Александр Маталов
a_les_sandro

Сенсационная мебельно-музыкальная теория

Константину Сергеевичу Афонину,
ныне заслуженному работнику культуры РФ,
30 лет назад прочитавшему в ДМШ № 12 г. Ленинграда («Кикины палаты») курс музыкальной литературы, который до сих пор меня вдохновляет,
посвящается этот пост.

11.10.2015
Друзья, близок к разгадке секрет особой красоты музыки Николая Андреевича Римского-Корсакова!

В результате посещения третьего из четырех его музеев — мемориального дома-музея в Тихвине — удалось выявить два ключевых фактора, которые способствовали формированию таланта композитора.

  • Первый фактор — расположение тихвинского дома, в котором юный Ника провел первые 18 лет своей жизни.

  • Второй фактор — красивая добротная мебель и оригинальные предметы интерьера, которыми наполнен этот дом.

— Постойте, — скажут работники музея, — что вы несете?! При чем здесь мебель? Да и не вся она мемориальная.
— В мебельном деле, как и в музыке, есть свои средства выразительности, — скромно ответит мебельщик. — Немемориальность мебели не помешает сформулировать стройную мебельно-музыкальную теорию, а подлинные предметы лишь более наглядно ее подтвердят.

Но не будем терять времени — сразу проходим в дом. По пути вспоминаем школьный курс музыкальной литературы, а из него — мелодию, первое средство музыкальной выразительности.
В прихожей нас встречает симпатичный керосиновый светильник, стилизованный под факел. Похоже, светильник выполнен из латуни. Посмотрите, какой он игрушечно-изящный. Это ли не трепетная мелодия, застывшая в стекле и металле?
DSC03237.jpg

Здесь же расположено высокое трюмо красного дерева с консолью. Фактура — второе средство музыкальной выразительности — у трюмо налицо: рама имеет глубокий фигурный профиль, прерываемый квадратами в углах, а зеркало состоит из двух полотнищ с фацетом по периметру каждого из них.
DSC03196.jpg

В узком коридоре справа от трюмо стоит представительный буфет. Интересно, что все его секции глухие, без стекол, поэтому красоту хранящейся в нем посуды можно продемонстрировать, только распахнув дверцы. Тембр — третье средство музыкальной выразительности — у этого буфета явно будет приглушенным.
DSC03193.jpg

Здесь уместно сделать небольшое немузыкальное отступление, особенно актуальное для практикующих продавцов современной мебели.

Рассмотрим-ка получше шпон. При этом обратим внимание на четыре момента.

  1. Рисунок шпона, не прерываясь, красиво перетекает с одного элемента буфета на другой, как мы это уже видели в мебельной столице России — Рыбинске.

  2. Перетекание рисунка происходит не только по филенкам дверец, но и по рамкам, фасадам выдвижных ящиков и по каркасу буфета.

  3. К разочарованию взыскательных клиентов, покупающих современную итальянскую мебель, рисунок шпона верхних парных центральных дверок не симметричен.

  4. Более того, на правой центральной дверке мы видим темное округлое пятно-несовершенство площадью около 1/8 части дверки. В центре пятна — сучок.

Как с этим жить? Перезаказывать на фабрике дверку или весь буфет целиком, как того требуют взыскательные клиенты, несогласные с тем, что дерево — материал натуральный, а потому несовершенный?

Возвратимся к нашей теории. В комнатке напротив буфета — жардиньерка в стиле рококо. Выполнена в виде столика-консоли с углублением для горшков.
DSC03191.jpg

На потолке — люстра советского периода, которая пополняет вторую дюжину люстр и паникадил. Обратим внимание на рисунок рожков: 2, 1, 2, 1, 2, 1, 2, 1. Как хотелось бы верить, что именно во время разглядывания аналогичной по рисунку люстры у композитора возникла идея создания симметричного лада 2+1 | 2+1 | 2+1 | 2+1, получившего название «гаммы Римского-Корсакова». Такую гамму автор применял в своих произведениях для характеристики фантастического мира. Отдаю догадку теоретикам музыки для дальнейшей проработки.
DSC03192.jpg

В кабинете — симпатичный книжный шкаф-тумба времен Павла I, выполненный из тополя.
DSC03194.jpg

Круглый столик с проножкой-кольцом и вольтеровское кресло сделаны из карельской березы. Кресло мемориальное. Оно было изготовлено для отца композитора, Андрея Петровича Римского-Корсакова, тихвинскими крепостными. Подлинный зеленый сафьян заменили на черный дерматин еще в советские годы.
DSC03195.jpg

В центре столовой расположен круглый стол на массивном крестообразном основании. Часть гарнитура из стульев размещена вокруг стола,
DSC03200.jpg

часть — вдоль стен. Спинки стульев увенчаны небольшими резными пальметтами.
Необычно смотрится витрина с волнообразной стеклянной дверкой и выпуклыми стеклянными боковинами. Маркетри (инкрустация деревом по дереву) в нижней части, на мой взгляд, не сочетается с резным декором верхней части ни по стилистике, ни по цвету.
DSC03199.jpg

Редкий экспонат. Низкое и чрезвычайно глубокое кресло-жаба с сиденьем огромного размера, на котором можно расположиться поджав под себя ноги или даже лежа. В таком кресле жизнь течет в ином, более размеренном темпе. Темп — четвертое средство музыкальной выразительности.
DSC03198.jpg

Переходим в гостиную. Попугаи в клетках здесь заливаются так, что порой заглушают экскурсовода. Несомненно, на музыкальное развитие мальчика повлияло пение птиц, но не только оно одно. Юный композитор мог изучать гармонию на примере того, как в гостиной расставлена мебель и как обстановка дополнена светильниками и другими предметами интерьера. Впоследствии, наверняка вспоминая именно эту гостиную, Римский-Корсаков написал свой до сих пор актуальный «Практический курс гармонии».
DSC03217.jpg

С одной стороны от входа в гостиную стоит банкетка с широко разведенными в стороны изогнутыми локотниками. Перед ней — маленькая подножная скамеечка.
DSC03206.jpg

С другой стороны — кресло-корытце со сплошной шпонированной спинкой. Завиток на передней части локотника оригинально уравновешивается закрученным в противоположную сторону завитком на спинке.
По всей видимости, разглядывая именно это кресло-корытце, юный композитор пожелал изучить инструментоведение симфонического оркестра: завитки кресла напоминают эфы на деках струнных смычковых. Детальное знание инструментов впоследствии позволило Римскому-Корсакову написать книгу «Основы оркестровки».
DSC03202.jpg

В центре завитков расположены резные накладные розетки.
DSC03205.jpg

Круглый стол на четырех сдвоенных ножках имеет «многослойное» круглое основание.
Изогнутые наружу ножки кресла отчасти позаимствовали форму у древнегреческого клисмоса.
DSC03208.jpg

Спинка у дивана изогнутая, сложной формы, с тщательно проработанным мелким резным декором.
DSC03210.jpg

Взглянем наверх, чтобы пополнить коллекцию люстр и восхититься ритмом расположения рожков. Ритм — пятое средство музыкальной выразительности. Кстати, Римский-Корсаков считал его самым главным: ритм может существовать без мелодии, а мелодия без ритма — нет.
DSC03215.jpg

Прямоугольное фортепиано, по документам не мемориальное, было подарено музею двумя сестрами — жительницами соседнего дома. Вполне возможно, что их отцу — местному священнику отцу Николаю (Васильевскому) — музыкальный инструмент в свое время достался от Римских-Корсаковых, которые перед переездом в Петербург распродавали свою мебель. Так что фортепиано фирмы «Лихтенталь» первой половины XIX века вполне можно называть предположительно мемориальным.
DSC03211.jpg

В следующей гостиной видим рояль палисандрового дерева, изготовленный в 1872 году фирмой «Л. Д. Беккер». Этот инструмент точно подлинный и привезен из Петербурга. Он служил композитору 30 лет. Помимо Римского-Корсакова, на рояле игрывали Мусоргский, Чайковский, Бородин, Лядов, Глазунов, Танеев, Стравинский, Скрябин, у рояля певал Шаляпин.
DSC03218.jpg

За роялем прячется маленькая изящная банкетка на изогнутых ножках.
DSC03220.jpg

Еще один мощный диван с фанерованной спинкой, которую венчает резьба в виде двух распластанных крыльев.
DSC03223.jpg

Локотники дивана украшены рогом изобилия, вершина которого заканчивается рыбьим хвостом.
DSC03228.jpg

Третий взгляд на потолок вновь пополняет нашу коллекцию люстр.
DSC03221.jpg

Весь угол следующей комнаты занимает огромное зеркало-псише. В нем фундаментально всё — от массивного основания со звериными лапами до мощной поворотной рамы. Псише явно выступает в тяжелой весовой категории — в басовом регистре. Регистр — шестое средство музыкальной выразительности.
Вновь рисунок шпона перетекает с одной детали на другую. Несмотря на монументальность конструкции, основание и углы поворотной и неповоротной рам украшены изящной резьбой.
DSC03225.jpg

Угол следующей комнаты отведен под рабочее место юного Ники. Пока на бюро лежат только предметы морской тематики, но мы-то знаем, что красивая мебель уже начала оказывать влияние на Нику и формирует из него будущего композитора.
DSC03231.jpg

Лад — седьмое средство музыкальной выразительности. Все помнят основные лады — мажорный и минорный, но речь сейчас пойдет об особом восточном ладе — пентатонике. Восточное звучание в эту комнату привносит мемориальная полочка из гнутых бамбуковых стеблей. Полочку привез в Тихвин и подарил Нике его старший брат Воин Андреевич.
DSC03230.jpg

В другом конце комнаты стул с динамично закрученными локотниками,
DSC03235.jpg

спинка которого снизу и сверху украшена параллельно идущими волнами резьбы.
DSC03236.jpg

Преимущество индивидуального (а не в составе групп) посещения музеев заключается в том, что есть возможность присоединиться к экскурсии, а после ее окончания пройти в те залы (или даже на те этажи), куда группы не водят.
Для всех экскурсия закончилась на первом этаже, а мы проследовали в мезонин. С балкона мезонина открывается удивительной красоты вид на Богородичный Успенский монастырь, что на противоположном берегу речки Тихвинки.

Пришло время напомнить о первом факторе, столь благоприятно повлиявшем на формирование таланта Ники, — о расположении дома. Мальчик, живший в окружении красивой мебели и ежедневно видевший такую картинку, не мог не стать композитором.

Если в доме говорили вполголоса, то здесь, на балконе, можно и во весь голос крикнуть. Вот вам и динамика — восьмое средство музыкальной выразительности.
DSC03243.jpg

Но вернемся к мебели. Комнаты мезонина обставлены очень симпатично. Мы видим двухдверный книжный шкаф в стиле жакоб с оригинальной расстекловкой и позолоченными каннелюрами. Мне кажется или у шкафа недостает правого карниза?
Рейчатая спинка стульев украшена ромбом.
DSC03241.jpg

Секретер наверняка полон секретов.
DSC03245.jpg

Единственный из всех диванов с мягкими подлокотниками и спинкой.
DSC03247.jpg

Спинка украшена пышной резной пальметтой, боковины — резьбой.
DSC03248.jpg

Справа от дивана стоит витрина с оригинальной расстекловкой в виде аркады эпохи возрождения. На стене — великолепная кенкетная двухрожковая лампа.
DSC03249.jpg

Это комнатка нянюшки будущего композитора. Удивительно, но даже у нянюшки мебель изысканна.
DSC03238.jpg

Кровать красного дерева. Посмотрите, как проработаны форма и объем изголовья и изножья.
DSC03240.jpg

На этом мы закончим осмотр музея и немного прогуляемся по набережной.
DSC03258.jpg

Самое время сделать выводы и подвести итоги исследований.

Выводов два.

  1. Мебель и музыка живут по одним и тем же законам и используют одни и те же средства мебельно-музыкальной выразительности.

  2. Расположенный поблизости от сказочно-пряничного монастыря дом с красивой мебелью не мог не дать миру прекрасного композитора, будущего автора опер «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» и многих других.

Музееведческих итогов три.

  1. В усадьбах Римского-Корсакова в Вечаше и Любенске мы побывали прошлой осенью. К сожалению, при мне не оказалось фотоаппарата, но великолепные яблоневые сады я не забуду никогда. Сотрудники музея просто умоляли нас собрать в саду и взять с собой столько яблок, сколько мы сможем унести. Так что в Вечашу и Любенск необходимо вернуться — теперь уже с мебельными целями.

  2. Осмотр мемориального дома-музея в Тихвине помог сформулировать стройную научную мебельно-музыкальную теорию.

  3. Из четырех существующих музеев Римского-Корсакова непосещенным остался мемориальный музей-квартира в Санкт-Петербурге. Интересно будет перепроверить теорию там.

Следите за научными публикациями.

Автор выражает искреннюю признательность директору тихвинского дома-музея Элен Викторовне Бордовской, обратившей в ноябре 2021 года внимание на этот наивный пост и сделавшей ряд весьма ценных уточнений.

Tags: Римский-Корсаков, Тихвин, банкетка, буфет, бюро, витрина, диван, жардиньерка, зеркало, корытце, кресло, кресло вольтеровское, кресло-жаба, кровать, люстра, мебель, мебель России, мебель бамбуковая, мебель в музее, мебель мемориальная, несовершенство, пианино, полка, псише, рояль, свет, секретер, сенсация, скамеечка подножная, стиль жакоб, стол, стул, теория, трюмо, шкаф
Subscribe

Posts from This Journal “сенсация” Tag

  • Левая рука капитана

    Во всех кроссвордах правая рука капитана (слово из семи букв) — это старпом, то есть старший помощник. Про левую руку капитана никогда не…

  • Патриарх в Антарктиде, мы — на Койонсаари

    06.02.2016. Пейзажи острова Койонсаари, что в Ладожском озере, по красоте ничем не уступают антарктическим: вода у берегов скована льдом, берега…

  • Сенсационный секретный эксперимент в Плесе

    12.11.2015. Еще утром мы были в Казани, а к вечеру, преодолев 700 километров, добрались до Плеса. Когда третий раз за год приезжаешь в Плес, то…

  • И кому теперь верить?

    Читаю книгу и вдруг натыкаюсь на такое. Нарушение принципа простых рациональных форм вело к той или иной разновидности формализма. Одним из его…

  • 21 очко

    Германн сошел с ума. Он сидит в Обуховской больнице в 17-м нумере, не отвечает ни на какие вопросы и бормочет необыкновенно скоро: «Тройка,…

  • Как я попал в Мальтийский орден

    04.11.2015 Люди ходят на выставки за эмоциями: посмотрели, послушали, поволновались и на выходе почти все забыли. Точно с таким же настроем я пришел…

  • Сенсационная теория обратного влияния

    Читатель помнит, что после посещения тихвинского дома-музея Н. А. Римского-Корсакова я выдвинул сенсационную мебельно-музыкальную теорию. Согласно…

  • Найдена самая красивая музейная экспозиция в России!

    01.09.2015 05.11.2019 Сенсация! Найдена самая красивая музейная экспозиция в России. Ее адрес — Митрополичьи палаты в Ярославле. И речь сейчас…

  • Алессандро Мендини и Верхние Мандроги

    В этот вечер Максим Подберезовиков двигался в неизвестном направлении. Из другого конца города в еще более неизвестном направлении шагал Юрий…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment