Александр Маталов (a_les_sandro) wrote,
Александр Маталов
a_les_sandro

Сенсационная мебельно-музыкальная теория

Константину Сергеевичу Афонину,
ныне Заслуженному работнику культуры РФ,
30 лет назад прочитавшему в ДМШ № 12 г. Ленинграда («Кикиных палатах») курс музыкальной литературы, который до сих пор меня вдохновляет,
посвящается этот пост

Друзья, близок к разгадке секрет особой красоты музыки Николая Андреевича Римского-Корсакова!

В результате посещения третьего из четырех его музеев – мемориального дома-музея в Тихвине – удалось выявить два ключевых фактора, которые способствовали формированию таланта композитора.

  • Первый фактор – расположение тихвинского дома, в котором юный Ника провел первые 18 лет своей жизни.

  • Второй фактор – красивая добротная мебель и оригинальные предметы интерьера, которыми наполнен этот дом.

– Постойте, – скажут работники музея, – что вы несете?! Причем здесь мебель? Да и мебель в музее не вся мемориальная...
– В мебельном деле, как и в музыке, есть свои средства выразительности, – скромно ответят мебельщики. – Немемориальность мебели не помешает сформулировать стройную теорию. Мемориальная мебель лишь более наглядно бы ее подтвердила.

Не будем терять времени. Начнем с мебели и предметов интерьера и для их изучения сразу пройдем в дом. По пути вспоминаем школьный курс музыкальной литературы, а из него мелодию – первое средство музыкальной выразительности.
В прихожей нас встречает симпатичный керосиновый светильник, стилизованный под факел. Похоже, что он выполнен из латуни. Посмотрите, какой он игрушечно-изящный. Это ли не мелодия, застывшая в стекле и металле?
DSC03237.jpg

Здесь же расположено высокое трюмо красного дерева с консолью. Фактура – второе средство музыкальной выразительности – у трюмо налицо: рама имеет глубокий фигурный профиль, прерываемый квадратами в углах, а составное зеркало состоит из двух полотнищ с фацетом по периметру.DSC03196.jpg

В узком коридоре справа от трюмо стоит шикарный буфет. Интересно, что все его дверцы глухие, без стекол, поэтому красоту хранящейся в нем посуды можно продемонстрировать только распахнув дверцы. Тембр – третье средство музыкальной выразительности – у этого буфета явно будет приглушенным.
DSC03193.jpg

Здесь уместно сделать небольшое немузыкальное отступление, особенно актуальное для практикующих продавцов современной мебели.

Рассмотрим-ка получше шпон и обратим внимание на четыре момента.

  1. Рисунок шпона, не прерываясь, красиво перетекает с одного элемента буфета на другой, как мы это уже видели в мебельной столице России – Рыбинске.

  2. Перетекание рисунка происходит не только по филенкам дверец, но и по рамкам, фасадам выдвижных ящиков и по каркасу буфета.

  3. К разочарованию взыскательных клиентов, покупающих современную итальянскую мебель, рисунок шпона верхних парных центральных дверок не симметричен.

  4. Более того, на правой центральной дверке мы видим темное округлое пятно-несовершенство площадью около 1/8 части дверки. В центре пятна – сучок.

Что будем делать? Перезаказываем дверку на фабрике?

Дидактическое отсупление закончено, возвращаемся к теории.
В комнатке напротив буфета – необычная цветочница. Выполнена в виде столика-консоли с углублением для горшков.
DSC03191.jpg

На потолке – люстра, которая вскоре пополнит мою коллекцию люстр и паникадил. Немного подождем, когда сформируется и подготовится к публикации вторая дюжина экспонатов коллекции, а пока обратим внимание на рисунок рожков: 2, 1, 2, 1, 2, 1, 2, 1.
Не при разглядывании ли этой люстры в голове композитора зародилась идея создания симметричного лада 2+1 | 2+1 | 2+1 | 2+1 |, который получил название «гаммы Римского-Корсакова» и который автор применял в своих произведениях для характеристики фантастического мира? Отдаю свою догадку теоретикам музыки для дальнейшей проработки.
DSC03192.jpg

В кабинете – симпатичный книжный шкаф-тумба из карельской березы. Из этого же материала сделаны кресла по углам комнаты
DSC03194.jpg

и круглый столик с кольцеобразной проножкой.
DSC03195.jpg

Представленная в столовой мебель разнообразна. В центре расположен круглый стол на массивном крестообразном основании. Часть гарнитура из стульев размещена вокруг стола,
DSC03200.jpg

часть – вдоль стен. Спинки стульев увенчаны симпатичной резной пальметтой.
Оригинальна витрина с волнообразной стеклянной дверкой и выпуклыми стеклянными боковинами. Резной накладной декор богат. Инкрустация, на мой взгляд, простовата и не сочетается с остальным декором ни по стилю, ни по цвету.
DSC03199.jpg

Очень редкий экспонат. Низкое и чрезвычайно глубокое кресло-жаба. Кресло поразило мое воображение огромным размером места для сидения: можно сидеть поджав ноги или даже лежать. В таком кресле жизнь течет в ином, более размеренном темпе. Темп – четвертое средство музыкальной выразительности.
DSC03198.jpg

Переходим в гостиную. Попугаи в клетках здесь заливаются так, что экскурсовода местами не слышно. Птицы тоже повлияли на музыкальное развитие мальчика, но речь сейчас не о них.
На примере расстановки в гостиной мебели и дополнения ее светильниками и предметами интерьера юный композитор мог изучать гармонию. Впоследствии, наверняка вспоминая эту гостиную, Римский-Корсаков написал свой до сих пор актуальный «Практический курс гармонии».
DSC03217.jpg

С одной стороны от входа в гостиную стоит банкетка с широко разведенными в стороны изогнутыми подлокотниками.
DSC03206.jpg

С другой стороны – кресло-корытце со сплошной шпонированной спинкой. Завиток на передней части подлокотника оригинально уравновешивается закрученным в противоположную сторону завитком на спинке.
Несомненно, разглядывая именно это кресло-корытце, юный композитор пожелал изучить инструментоведение симфонического оркестра. Завитки кресла напоминают эфы на деках струнных смычковых. Детальное знание инструментов позволило Римскому-Корсакову написать впоследствии книгу «Основы оркестровки».
DSC03202.jpg

В центре завитков расположены резные накладные розетки.
DSC03205.jpg

Круглый стол на четырех сдвоенных ножках имеет «многослойное» круглое основание.
Изогнутые наружу ножки кресла отчасти позаимствовали форму у древнегреческого клисмоса.
DSC03208.jpg

Спинка у дивана шикарная: изгонутая, сложной формы, с тщательно проработанным резным декором.
DSC03210.jpg

Поднимем взгляд наверх, чтобы пополнить коллекцию люстр и восхититься ритмом расположения рожков. Ритм – пятое средство музыкальной выразительности. Кстати, Римский-Корсаков считал его самым главным: ритм может существовать без мелодии, а мелодия без ритма – нет.
DSC03215.jpg

Интересная деталь. Немемориальное по документам пианино было выкуплено музеем у хозяев соседнего дома. А им в свое время оно могло достаться от Римских-Корсаковых, которые перед переездом в Петербург распродавали свою мебель. Поэтому мы будем считать пианино мемориальным.
DSC03211.jpg

В следующей гостиной видим рояль фирмы «Беккер». Этот инструмент точно подлинный, привезен из Петербурга. Он служил композитору 30 лет. Помимо Римского-Корсакова на рояле игрывали Мусоргский, Чайковский, Бородин, Лядов, Глазунов, Танеев, Стравинский, Скрябин, у рояля певал Шаляпин.
DSC03218.jpg

За роялем прячется маленькая изящная банкетка на изогнутых ножках.
DSC03220.jpg

Еще один мощный диван с резной деревянной спинкой, которую венчает причудливая резьба.
DSC03223.jpg

Подлокотники украшены резным рогом изобилия, острие которого заканчивается рыбьим хвостом.
DSC03228.jpg

Третий взгляд на потолок вновь пополняет нашу коллекцию люстр.
DSC03221.jpg

Весь угол следующей комнаты занимает огромное зеркало-псише. В нем фундаментально все: от массивного основания со звериными лапами до мощной поворотной рамы. Псише явно выступает в тяжелой весовой категории – в басовом регистре. Регистр – шестое средство музыкальной выразительности.
Рисунок шпона опять перетекает с одной детали на другую. Несмотря на монументальность конструкции, основание, а также углы поворотной и неповоротной рам украшены изящной резьбой.
DSC03225.jpg

Угол следующей комнаты отведен под рабочее место юного Ники. Пока на бюро только предметы морской тематики, но мы-то знаем, что красивая мебель уже начала оказывать на Нику свое влияние и формировать в нем композитора.
DSC03231.jpg

Лад – седьмое средство музыкальной выразительности. Все помнят основные лады – мажорный и минорный, – но речь сейчас пойдет об особом восточном ладе – пентатонике. Восточное звучание в эту комнату привносит полочка из гнутых бамбуковых стеблей.
DSC03230.jpg

В другом конце комнаты стул с оригинальными закрученными подлокотниками
DSC03235.jpg

и украшенной резьбой спинкой.
DSC03236.jpg

Преимущество индивидуального, а не в составе групп, посещения музеев заключается в том, что всегда есть возможность присоединиться к экскурсии, а после ее окончания проийти в те залы (или даже на те этажи) музея, куда группы не водят.
Для всех экскурсия закончилась на первом этаже, а мы проследовали в мезонин.
С балкона мезонина открывается удивительной красоты вид на Богородичный Успенский монастырь, что на противоположном берегу речки Тихвинки.

Пришло время коротко, иллюстративно напомнить о первом факторе, столь благоприятно повлиявшем на формирование таланта Ники, – о расположении его дома. Мальчик, ежедневно видевший такую картинку и живший в окружении красивой мебели, не мог не стать композитором.

Если в доме говорили вполголоса, то здесь, на балконе, можно и в голос крикнуть. Вот вам и динамика – восьмое средство музыкальной выразительности.
DSC03243.jpg

Но вернемся к мебели. Комнаты мезонина обставлены очень симпатично.
Мы видим двухдверный книжный шкаф в стиле жакоб с оригинальной расстекловкой и позолоченными деталями. Мне кажется или у шкафа отвалился верхний правый карниз?
DSC03241.jpg

Немного жаль, что декоративный ромб прикреплен поверх прутьев спинки, а не встроен в них. За счет ажурной спинки стулья легки и аккуратны, но сзади ромб выглядит немного недоделанным.
DSC03242.jpg

Секретер наверняка полон секретов.
Это был каламбур. Излагая сухую научную теорию, не грех разок пошутить, чтобы дать возможность читателю немного отдохнуть.
DSC03245.jpg

Единственный из всех диванов с мягкими подлокотниками и спинкой.
DSC03247.jpg

Спинка украшена массивной резной пальметтой, боковины – резьбой.
DSC03248.jpg

Посмотрите, какие симпатичные бра размещены над диваном.
Справа от дивана стоит витрина с оригинальной расстекловкой в виде аркады эпохи возрождения. В стекле отражается автор теории.
DSC03249.jpg

Это комнатка нянюшки будущего композитора. Удивительно, но даже у нянюшки мебель великолепна.
DSC03238.jpg

Кровать красного дерева. Посмотрите, как проработаны форма и объем изголовья и изножья.
DSC03240.jpg

На этом мы закончили осмотр музея. Для подкрепления первого тезиса теории необходимо прогуляться по набережной.
DSC03258.jpg

Самое время сделать выводы и подвести итоги исследований.

Выводов два.

  1. Мебель и музыка живут по одним и тем же законам и используют одни и те же средства мебельно-музыкальной выразительности.

  2. Расположенный поблизости от сказочно-пряничного монастыря дом с красивой мебелью, выполненной в основном из красного дерева и в стиле ампир, не мог не дать миру прекрасного композитора, будущего автора опер «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» и многих других.

Итогов три.

  1. Усадьбы композитора в Вечаше и Любенске мы посетили прошлой осенью. К сожалению, при мне не было фотоаппарата, но великолепные яблоневые сады я не забуду никогда. Сотрудники музея просто умоляли нас собрать в саду и взять с собой столько яблок, сколько мы сможем унести. В тот день было не до мебели.

  2. Посещение 11.10.2015 мемориального дома-музея в Тихвине помогло сформулировать стройную научную мебельно-музыкальную теорию.

  3. Из четырех существующих музеев Римского-Корсакова непосещенным остался мемориальный музей-квартира в Санкт-Петербурге. Надо бы обкатать теорию там.

Следите за научными публикациями.

Tags: Римский-Корсаков, Тихвин, банкетка, буфет, бюро, витрина, диван, зеркало, корытце, кресло, кресло-жаба, кровать, люстра, мебель, мебель России, мебель бамбуковая, мебель в музее, мебель мемориальная, несовершенство, пианино, полка, псише, рояль, свет, секретер, сенсация, стиль жакоб, стол, стул, теория, трюмо, цветочница, шкаф
Subscribe

Posts from This Journal “сенсация” Tag

  • Патриарх в Антарктиде, мы — на Койонсаари

    06.02.2016. Пейзажи острова Койонсаари, что в Ладожском озере, по красоте ничем не уступают антарктическим: вода у берегов скована льдом, берега…

  • Сенсационный секретный эксперимент в Плесе

    12.11.2015. Еще утром мы были в Казани, а к вечеру, преодолев 700 километров, добрались до Плеса. Когда третий раз за год приезжаешь в Плес, то…

  • И кому теперь верить?

    Читаю книгу и вдруг натыкаюсь на такое. Нарушение принципа простых рациональных форм вело к той или иной разновидности формализма. Одним из его…

  • 21 очко

    Германн сошел с ума. Он сидит в Обуховской больнице в 17-м нумере, не отвечает ни на какие вопросы и бормочет необыкновенно скоро: «Тройка,…

  • Как я попал в Мальтийский орден

    04.11.2015 Люди ходят на выставки за эмоциями: посмотрели, послушали, поволновались и на выходе почти все забыли. Точно с таким же настроем я пришел…

  • Сенсационная теория обратного влияния

    Читатель помнит, что после посещения тихвинского дома-музея Н. А. Римского-Корсакова я выдвинул сенсационную мебельно-музыкальную теорию. Согласно…

  • Найдена самая красивая музейная экспозиция в России!

    01.09.2015 05.11.2019 Сенсация! Найдена самая красивая музейная экспозиция в России. Ее адрес — Митрополичьи палаты в Ярославле. И речь сейчас…

  • Алессандро Мендини и Верхние Мандроги

    В этот вечер Максим Подберезовиков двигался в неизвестном направлении. Из другого конца города в еще более неизвестном направлении шагал Юрий…

  • Еще одна сенсационная новость

    Сенсация! Ужас! Кошмар и беспомощность! Теперь и мои зубы на замке. Оторопь берет. Не соболезнуйте. На фото: Дурнушка Бетти

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment