Александр Маталов (a_les_sandro) wrote,
Александр Маталов
a_les_sandro

Categories:

Малые Корелы

05.01.2019
На часах 11:20, и солнце выше не поднимется. Морозец градусов двадцать, и теплее не будет.
DSC00894.jpg

Словом, идеальные условия для знакомства с мебелью Русского Севера.

Каргопольско-Онежский сектор
В конце XIX века Каргопольский уезд Олонецкой губернии оставался земледельческим районом. В книге Богдановой О. В. «Крестьянская мебель конца XIX — начала XX века в собрании музея “Малые Корелы”: каталог» читаем (с. 23):

…местное кустарное производство столярных изделий не было широко развито. Многие мастера делали вещи домашнего обихода в свободное время, иногда выполняли заказы односельчан на изготовление конкретных предметов и совсем редко продавали свои изделия на базаре. В это время в уезде не было зафиксировано ни одной столярной мастерской.

Дом-двор Полуянова Ф. А., 80-е годы XIX века
Дымник деревянный, значит дом отапливался по-черному.
DSC00897.jpg
Олонецкая губерния, Каргопольский уезд, Ошевенская волость, деревня Гарь

Один из вариантов дымника можно рассмотреть поближе. Дымник как модель дома в миниатюре.
DSC00911.jpg
Дымник. Архангельская губерния, Пинежский уезд, Ярушевская губерния, деревня Веркола, конец XIX века

Другое украшение дома — полотенце. Вариант в виде солярного знака.
DSC00913.jpg
Полотенце. Архангельская губерния, Онежский уезд, Прилуцкая волость, деревня Хачела, 1886 год

Дом-двор Третьякова М. А., вторая половина XIX века
DSC00904.jpg
Олонецкая губерния, Каргопольский уезд, Ошевенская волость, деревня Гарь

Та же история с деревянным дымником.
DSC00960.jpg

«Виновница» происходящего — печь, топившаяся по-черному.
DSC00900.jpg

Несмотря на архаичность системы отопления, мебель в доме такая, какую могла себе позволить только зажиточная семья.

В красном углу, напротив входа, киот. Корпус киота красный, рамки черные, скосы рамок выделены желтым.
Стол окрашен частично. Подстолье красное. Ножки выкрашены в черный, красный и зеленовато-голубой цвета. Столешница составлена из четырех некрашеных досок. Подобные составные столешницы появились в XIX веке (до этого их изготавливали цельными — из одной широкой доски).
У стула в красный цвет окрашены только ножки, проножки и боковые устои спинки. Квадратное сиденье и горизонтальная фигурная планка на спинке оставлены некрашеными.
Вдоль стены — скамья длиной почти 3 метра, оснащенная трехчастной спинкой. Конструкция спинки рамочно-филеночная. Филенки желтые, их скосы зеленые, каркас скамьи красный, сиденье черное.
DSC00901.jpg
Стол. Олонецкая губерния, Каргопольский уезд, Ошевенская волость, деревня Большой Халуй, конец XIX — начало XX века
Стул. Олонецкая губерния, Каргопольский уезд, первая четверть XX века
Скамья. Олонецкая губерния, Каргопольский уезд, Калитинская волость, конец XIX — начало XX века


Буфет глухой, двухчастный. На ребрах боковин верхней части сделан фигурный дугообразный срез, ограниченный засечками (внизу такого среза нет). Дверки рамочно-филеночной вязки. Средние филенки выполнены в виде ромбов, остальные украшены свободнокистевой росписью: на зеленовато-голубом фоне изображен красный цветок с белильными «оживками» (светлые мазки краски, положенные на роспись для придания объема) и черными стеблем и листьями.
DSC00902.jpg
Буфет. Олонецкая губерния, Каргопольский уезд, Калитинская волость, конец XIX века

Самый декоративный предмет мебели в доме — шкаф-заборка. Заборка — это не доходящая до потолка некапитальная стена, отделяющая прилуб (место приготовления пищи) от жилого помещения. Высота заборок соответствовала уровню печи и полок-воронцов (широкая деревянная полка, расположенная по периметру жилой части курной избы) — так теплый воздух мог свободно циркулировать. Сначала заборки появились у зажиточных крестьян, позже — почти у всех.
Шкаф-заборка, как следует из названия, совмещает в себе функции заборки и шкафа, в данном случае двустороннего, открывающегося из двух разделяемых им помещений. Дверки рамочно-филеночной конструкции.
DSC00898.jpg
Шкаф-заборка. Архангельская губерния, Онежский уезд, Калгачинская волость, деревня Калгачиха, конец XIX века

Филенки украшены свободнокистевой росписью: на серо-черной фоне красные и синие розы с белильными «оживками», желтыми листьями и усами. Подобная роспись на севере называлась костромской: мастера-отходники приходили из Костромы.
DSC00899.jpg

Потрясающей красоты заборку можно увидеть в доме-дворе Пухова А. Ф. Здесь заборка интегрировала в себя и двусторонний шкаф, и межкомнатные двери. Декорирована балюстрадой. Дверцы выкрашены в красно-коричневый цвет. Скосы рамок прорисованы желтым, контуры филенок — темно-зеленым.
DSC00907.jpg

На переднем плане — светечная скамья. На левом ее краю укреплен светец, в сиденье выдолблено корытце для воды либо песка.
DSC00908.jpg

Колокольня, конец XVI века
Самый возрастной памятник деревянного зодчества, гордость музея.
DSC00895.jpg
Вологодская губерния, Сольвычегодский уезд, село Кулига-Дракованово

Церковь Вознесения Господня, 1669 год
DSC00905.jpg
Архангельская губерния, Онежский уезд, Кушерецкая волость, село Кушерека

Колокольня, 1854 год
Вместе с церковью Вознесения Господня составляет единый ансамбль.
DSC00966.jpg
Архангельская губерния, Онежский уезд, Кушерецкая волость, село Кушерека

Часовня Макария Унженского и Желтоводского, XVIII век
Относится к типу клетских часовен.
DSC00950.jpg
Олонецкая губерния, Каргопольский уезд, деревня Фёдоровская

Она же.
DSC00896.jpg

Двинский сектор
Как следует из материалов каталога, только в одном уезде — Холмогорском — в 1887 году «насчитывалось 126 мастеров; совокупная сумма их годового дохода составила 2995 рублей. <…> Столярных мастерских не было, так как “каждый работает особо”, занимаясь мастерством круглый год в свободное от полевых работ время. <…> Работали в основном по индивидуальному заказу, “на рынок работать было невыгодно, поскольку готовое изделие при продаже не оправдывает затрат столяра» (с. 74).

Дом-двор Русиновых, конец XIX века
DSC00936.jpg
Вологодская губерния, Сольвычегодский уезд, Верхнетоемская волость, деревня Кондратовская

Он же.
DSC00933.jpg

Дом-двор Ермолиной М. В., 1880 год
DSC00932.jpg
Архангельская губерния, Холмогорский уезд, Великодворская волость, деревня Кривец

Как и положено, ближе к красному углу расположен стол. Его столешница составлена из трех досок. На красном подстолье нанесены вертикальные волнистые черные линии, имитирующие текстуру дерева. Ножки раскрашены в белый, алый, синий и бледно-зеленый цвет. Проножки черно-зеленые.
DSC00929.jpg
Стол. Архангельская губерния, Шенкурский уезд, Благоведенская волость, конец XIX века

Фотография — наглядная иллюстрация к тому, о чем узнал в каталоге (с. 16):

Интересно, что даже в одном доме редко встречались одинаковые по форме стулья. Покупали их постепенно, так как не каждая крестьянская семья имела возможность купить сразу несколько стульев.

Кстати, в прорезной планке левого стула спрятались стилизованные «рога изобилия».
DSC00930.jpg
Стул (слева). Вологодская губерния, Вельский уезд, Шелотская волость, начало XX века
Стул (справа). Олонецкая губерния, Каргопольский уезд, Андреевская волость, начало XX века


Мою любимую тутаевскую загадку о зеркалах местным бабулям-смотрителям задавать было бессмысленно: все бабули ее знают. Да и как может быть иначе, когда сама форма прорезей в деревянной раме подсказывает правильный ответ.

Шкаф-поставец по своей конструкции напоминает уменьшенный по высоте двухчастный буфет. Корпус окрашен в темно-красный цвет, скосы рамок выделены желтым. Скосы филенок синие. Зеленые серо-филенки украшены цветочными мотивами: внизу три бело-розовых цветка, наверху — синий, белый и желтый. Стебли и листья черные.
DSC00927.jpg
Шкаф-поставец. Олонецкая губерния, Каргопольский уезд, Калитинская волость, конец XIX века

Читаем в каталоге о кроватях (с. 15):

В последней трети XIX века кровать стала непременной принадлежностью горницы (парадного жилого помещения) и должна была соответствовать ее нарядному интерьеру. Не всегда на этих кроватях спали, часто они «стояли в горницах почти без употребления, только напоказ, что хозяева знают такую роскошь».

DSC00928.jpg

Дом Александра Михайловича Тропина, 80-е годы XIX века
Уникальное украшение дома — конек «о двух головах».
DSC00926.jpg
Вологодская губерния, Сольвычегодский уезд, деревня Симунинская

Дом-двор Цигарова, середина XIX века
DSC00925.jpg
Вологодская губерния, Яренский уезд, Ленская волость, деревня Выемково

Дом-двор А. Туробова, 20-е годы XIX века
Срубы стянуты мощным еловым корневищем.DSC00924.jpg
Вологодская губерния, Яренский уезд, Ленская волость, деревня Ирта

Лошадка.
DSC00923.jpg

Дом-двор Щеголева А. В., 1862 год
DSC00922.jpg
Вологодская губерния, Яренский уезд, Ленская волость, деревня Ирта

Церковь во имя святого Георгия, 1672 год
DSC00934.jpg
Вологодская губерния, Сольвычегодский уезд, Верхнетоемская волость, село Вершины

Она же.
DSC00918.jpg

И еще раз.
DSC00916.jpg

Пинежский сектор
Продолжаем изучение каталога (с. 130):

Согласно архивному документу «О кустарной промышленности в Архангельской губернии», в 1887 году в Пинежском уезде было 85 мастеров, занимавшихся столярным делом, с общей суммой годового дохода 1450 рублей.

И далее:

В «Ведомости о числе ремесленников в Пинежском уезде» за 1897 год указано, что местные крестьяне занимаются «специальным мастерство лишь временно, когда находится заработок и время, свободное от хозяйственных работ, почему и заработки на человека незначительны». <…> Годовой доход ремесленника, занимающегося столярным делом, — от 9 до 45 рублей, плотницким — до 35 рублей.

DSC00917.jpg

В день нашего посещения дома пинежского сектора были закрыты для осмотра.

Часовня во имя Пресвятой Троицы, начало XVIII века
DSC00937.jpg
Архангельская губерния, Пинежский уезд, деревня Вальтево

Мезенский сектор
Продолжаем чтение каталога (с. 110):

По архивным источникам, в 1887 году в Мезенском уезде Архангельской губернии насчитывалось 87 мастеров, занимавшихся столярным делом с суммой годового дохода 1684 рубля. <…> В материалах о сельскохозяйственной выставке в Архангельске еще в 1867 году в списке представленных предметов упоминается стул с «подушкой на пружинах», изготовленный мастером Варсанофием Порошиным из Мезенского уезда Дорогорской волости Лампоженского поселения.

DSC00945.jpg

Дом-двор Федотова М. А., XIX век
DSC00940.jpg
Архангельская губерния, Мезенский уезд, деревня Лебская

Охлупень-конь. Сразу вспоминается дом с конем в Верколе, на родине Федора Абрамова.
DSC00941.jpg

Есть возможность рассмотреть подобного коня поближе.
DSC00909.jpg
Охлупень-конь. Архангельская губерния, Пинежский уезд, Сурско-Сергиевская волость, село Сура, конец XIX века

Дом-двор Кузьминых, конец XIX векаDSC00943.jpg
Архангельская губерния, Мезенский уезд, Койнасская волость, деревня Чучепала

Резные наличники.
DSC00944.jpg

Дом-двор Клокотова Василия Яковлевича, 1879 год
Напоследок загадка. Заметили причудливых львов — «стражей дома», птиц, растительный орнамент из цветов и виноградных гроздьев?
DSC00946.jpg
Архангельская губерния, Мезенский уезд, Юромская волость, деревня Заозерье (Кельчемгора)

Приглядитесь.
DSC00947.jpg

На часах 14:00, и солнце выше не поднималось.
DSC00939.jpg

Морозец градусов двадцать.
DSC00956.jpg

Было не до качелей.
DSC00957.jpg

Но побегали хорошо.
DSC00962.jpg


Еще о деревянном севере — русском и коми:
Tags: Веркола, Малые Корелы, буфет, в Верколу, дверь, дымник, заборка, зеркало, киот, кровать, мебель, мебель России, мебель в музее, охлупень, поставец, скамейка, скамья светечная, стол, стул, шкаф, шкаф-поставец
Subscribe

Posts from This Journal “в Верколу” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments