a_les_sandro


Александр Маталов

Пишу о мебели и для мебели


Previous Entry Share Next Entry
Мебель Белой столовой палаты Ростовского кремля
a_les_sandro
25.07.2016
Сегодня моя пока еще скромная коллекция церковной мебели пополнилась значительным количеством экспонатов. Причина тому — удачный заход в Белую столовую палату Ростовского кремля. Сейчас здесь размещается музей церковных ценностей.

А нашу экскурсию по столовой палате логично будет начать со столовой мебели.
DSC06598.jpg

Так, в правой половине палаты представлена столовая группа на восемь персон. Основу ее составляет стол, конструкция и внешний вид которого скрыты, как водится, от глаз людских зеленым сукном.
Вокруг стола расставлены восемь кресел и стульев четырех разных типов. Надо отдать должное музейщикам, которые изящно решили задачу размещения вокруг стола такого разномастного набора.

Во главу стола помещены так называемые capotavola (капота́вола, с итальянского переводится как «во главе стола») — самые представительные из всего импровизированного гарнитура кресла, которые в обязательном порядке снабжены локотниками. В нашем случае представительность кресел усиливается слегка отклоненной назад высокой спинкой, богато украшенной резьбой вокруг мягкой вставки. Для повышения устойчивости конструкции задние ножки внизу также выгнуты назад.
DSC06585.jpg

Длинные, слегка понижающиеся линии локотников так и подталкивают к восседанию на таком кресле с возложенными на локотники руками.
Далее следуют кресла-корытца с «ушастой», значительно наклоненной назад спинкой. По законам физики задние ножки также сильно отклонены назад.
DSC06586.jpg

Контур верхнего среза кресел-корытец образует больше чем половину окружности. К стоящему между двумя креслами-корытцами непарному креслу с прорезной спинкой мы вернемся чуть позже.
Взглянем на противоположную сторону стола, где по краям стоят два стула с ромбовидными вставками на спинках. Вставки закреплены всего в двух точках.
DSC06590.jpg

Вероятно, поэтому боковые устои-балясины столь массивны. Продолжающие их задние ножки тяжеловесны. Не потому ли и громоздкие инвентарные номера нанесены на стулья с таким фанатизмом?
Размещенное на не свойственном ему месте третье кресло-capotavola отличается от двух других, стоящих во главе стола, старинным кожаным сиденьем.
DSC06588.jpg

Я обещал вернуться к креслу с прорезной спинкой. Его конструкцию изучим на примере стульев-компаньонов, расставленных по периметру палаты. Боковые устои стульев высокие, значительно выступают вверх над спинкой. Проножки соединены с сиденьем тремя дополнительными стойками. Прорези на спинке выполнены в виде S-образных завитков.
Внимательный читатель должен заметить, что ритм этих завитков на разных стульях отличается.
DSC06584.jpg

Перейдем в левую половину палат. Здесь стол поменьше, на шесть персон. Он окружен шестью стульями только что изученного типа.
Моя гипотеза о тяжеловесности как причине фанатично-агрессивного нанесения инвентарных номеров не подтверждается: стулья достаточно изящные, а инвентарные номера все равно агрессивные.
DSC06572.jpg

Теперь пройдемся вдоль стен и взглянем на книжные шкафы. Сложно охарактеризовать их стилевую принадлежность. Золотые точеные пилястры наверху — от барокко, резные пилястры внизу — от еще не наступившего модерна, расстекловка — от стиля жакоб, навершие — от русского узорочья.
DSC06573.jpg

Изучим несколько свечных ларей (шкафов для хранения свечей). Перед нами экземпляр второй половины XVII века. Поступил в Ростовский кремль в 1883 г. из села Лучинского Ярославского уезда.
DSC06576.jpg

В конструкции свечных ларей обнаруживается много общих черт. Примерно половина объема под столешницей закрыта дверками, поэтому ларь — это не тумба и не стол, а что-то среднее между ними.
DSC06577.jpg

Ножки-бруски соединены проножками с балюстрадой. Крышка-столешница высокая. Поверхность всех деталей покрыта плоской резьбой, в основе рисунка которой лежит треугольник.
DSC06583.jpg

Третий свечной ларь по своей конструкции более близок к столу.
DSC06580.jpg

Высокое подстолье здесь глухое, без дверок, зато в крышку стола встроен выдвигающийся ящик.
DSC06581.jpg

Следующий предмет — стол с основательными ножками-балясинами. Высокое подстолье декорировано резными клеймами. Арочный подзор в центре украшен внушительного размера шишкой.
DSC06597.jpg

Схожие черты находим и в длинных скамьях: на мощные ножки-балясины установлено высокое основание, по которому лентой проложен резной узор с расписными клеймами. У этой скамьи ножки точеные.
DSC06595.jpg

Здесь — квадратные в плане.
DSC06593.jpg

На этом о мебели у меня все. Слава богу, успел все быстро рассказать, а то Таня взглядом говорит, что нам поспешать нужно.
DSC06599.jpg

Есть еще в Белой палате паникадила, в конструкции которых были замечены определенные закономерности. Кто гулял с нами по стенам Ростовского кремля, тот уже знает.


Posts from This Journal by “вЯрославль” Tag


?

Log in

No account? Create an account